III
ВЛАСТЬ (КАК АВТОРИТЕТНО-ВЛАСТНОЕ ПОЛНОМОЧИЕ) (AUTHORITY) - влияние, проистекающее из признания другими, по их собственной воле, чьего-либо права вводить нормативные установления или отдавать распоряжения и рассчитывать на повиновение. Авторитетное полномочие власти можно характеризовать как влияние, основанное на легитимности: А располагает авторитетным полномочием власти в отношении В (а потому и влиянием), поскольку В рассматривает притязания А в отношении себя как легитимные (законные) или правомерные. Авторитетно-властное отношение является субъективным, психологическим и моральным по своему характеру, в отличие от форм влияния, основанных на использовании материальных ресурсов или физическом принуждении. Кроме того, авторитетно-властное полномочие в своем действии основывается на доброй воле: данное лицо добровольно повинуется, ибо так - правильно, так подобает поступить. Авторитетное полномочие власти в какой-либо политической системе означает, что люди готовы следовать нормативным установлениям, принимать результаты такими, каковы они есть, и исполнять указания должностных лиц, осуществляющих управление. Источниками авторитетного полномочия власти в той или иной политической системе, согласно типологии Макса Вебера, на которую часто ссылаются, служат традиция, закон и харизматические качества политических лидеров. См. также Принуждение; Влияние; Власть (как властное могущество вообще).
Реальное значение. Различение авторитетно-властного полномочия среди других форм влияния - ключ к пониманию характера, какой носят в данной политической системе политика и отправление власти. Политические системы могут существенно различаться между собой по степени, в какой авторитетное полномочие власти приходится дополнять принуждением или другими стимулами, чтобы обеспечить подчинение распоряжениям. Всякое правительство стремится к усилению своей авторитетной полномочности, с тем чтобы уменьшить издержки, ценою которых удается добиваться повиновения, а также способствовать порядку и стабильности внутри системы. Постоянная широкая неудовлетворенность функционированием какой-либо системы может вести к упадку правительственного авторитетного полномочия и даже к насилию или революции, если недовольство достаточно велико. У политических же систем, выдерживающих испытание временем, обычно в активе оказывается авторитет традиции и законности.
ВЛАСТЬ (КАК ВЛАСТНОЕ МОГУЩЕСТВО ВООБЩЕ) (POWER) - способность каким-либо желаемым образом воздействовать на поведение других. Стало быть, "власть", при широком определении, представляет собой синоним "влияния" и охватывает весь ряд механизмов влияния - от убеждения (влияние, успешно оказываемое без обещания вознаграждения или угрозы наказания со стороны обладающего властью) до умеренного давления или сделки (обещание вознаграждения, угроза наказания) и далее вплоть до крайне жесткого давления, применения силы, или принуждения (угроза сурового наказания или лишения [каких-либо благ]). Хотя "власть" и "влияние" часто выступают синонимами, многие аналитики рассматривают влияние как более широкое понятие, а властное могущество трактуют как форму влияния, производную от угрозы сурового наказания за неповиновение и претендующую на более высокую вероятность повиновения. См. также Власть (как авторитетно-властное полномочие; Принуждение; Влияние.
Реальное значение. Понятие власти и связанное с ним понятие влияния относятся к числу основных в политологических штудиях. Об изучении политики было сказано, что его предметом является "влияние и его носители" (Гарольд Лассуэл - H. Lasswell) или осуществление "власти (power), господства (rule) либо авторитетно-властного полномочия (authority)" (Роберт Даль - Dahl). Определения политики как процесса принятия решений или как "полномочно-властного (authoritative) распределения благ" (Дэвид Истон - Easton) суть в значительной степени вариации на тему власти. В области международной политики реалистическая школа, связанная с именами Ханса Моргентау (H. Morgenthau) и других, недвусмысленно использовала понятие власти в качестве важнейшего организующего понятия. Отыскивая инстанцию (locus) власти на местном уровне в ходе изучения проблемы власти в локальных сообществах, исследователи пытались усмотреть ее в таких системах, где известная роль принадлежит разного рода элитам. Вряд ли понятие власти, учитывая его широкую употребительность в качестве общеописательного понятия, исчезнет из концептуального арсенала [нашей ] дисциплины. Вместе с тем его полезность как инструмента анализа ограничена ввиду его нечеткости, а также ввиду затруднительности отыскания общеприемлемых мер для определения степени властного могущества. Оно даже описательно не намечает адекватным образом границ поля своего значения, ибо политическими отношениями охватывается нечто большее, чем само по себе отправление власти или оказание влияния, а властные отношения обнаруживаются во всех областях человеческой деятельности.
ВЛИЯНИЕ (INFLUENCE) - способность политического действующего лица (политического актора) желательным для него самого образом воздействовать на поведение других. Успешное употребление влияния может вызвать изменения (или воспрепятствовать нежелательным изменениям) в склонностях, мнениях, установках и убеждениях, а также непосредственно в поведении. Способность действующих лиц влиять на других зависит от многих факторов: от политических возможностей, имеющихся в их распоряжении; от характера и степени искомого влияния; от того, в какой области функционируют те, кто может стать объектом усилий по оказанию влияния; от конкурирующих попыток других действующих лиц влиять на тех же субъектов; и от степени повиновения, какой хотят добиться. Максимальная способность действующего лица изменять поведение других редко используется в полном объеме ввиду издержек, какие ему, будь это отдельное лицо или корпоративный субъект, скорее всего принесет задействование всех его политических возможностей. См. также Власть (как авторитетно-властное полномочие); Политика; Власть (как властное могущество вообще).
Реальное значение. Понятие влияния, как и понятие власти, является одним из основных в изучении политики. Несмотря на его чрезвычайно важную роль в политическом анализе, в вопросе о его определении нет общего согласия. Например, некоторые аналитики, проводя различие между понятиями влияния и власти, при описании сводят значение первого из них к применению косвенных или нематериальных средств добиться изменений в поведении. Другие рассматривают власть как такую форму влияния, которая содержит угрозу суровых лишений за неповиновение. Хотя понятие влияния не получило развернутого определения, им широко пользуются в политическом анализе всех видов: бихевиоральном, историческом, правовом, философском, дескриптивном и нормативном. Достижение в полной мере общего согласия относительно того, как его применять в описании и анализе, является маловероятным, т.к. им описывается огромное разнообразие политических отношений.
ПРИНУЖДЕНИЕ (COERCION) - форма влияния, характеризующаяся высоким уровнем оказываемого давления (constraint) или понуждения (compulsion). Принуждение может выражаться в ряде способов обхождения (policies), от экономического, социального или политического запугивания до угрозы применить силу или же применения ее. Некоторые авторы, определяя различие между влиянием, властью (как властным могуществом) (power) и принуждением, рассматривают влияние как наиболее всеохватывающее из этих понятии, обнимающее собой все средства побуждения или понуждения. В этой схеме власть (power) представляет собой форму влияния, производную от понуждения, т.е. угрозы нанесения серьезного урона или сурового лишения за неповиновение. Принуждение, в свою очередь, есть форма власти (властного могущества), предстающая перед принуждаемым в виде перспективы серьезного урона или сурового лишения, которые ожидают его, как он ни поступи.В самом деле, для того, кого принуждают, неповиновение повлечет за собой исполнение грозящего ему наказания, но и повиновение будет сопряжено с серьезным уроном. Принуждение иногда противопоставляют авторитетно-властному полномочию (authority), исходя из того, что последнее есть легитимное влияние, тогда как принуждение есть нелегитимное понуждение. См. также Власть (как авторитетно-властное полномочие); Влияние; Власть (как властное могущество вообще).
Реальное значение. Принуждение есть аналитическая категория (term), тесно связанная с категориями власти, влияния и авторитетно-властного полномочия. Претензия на обладание монополией на законное применение физического принуждения является отличительным признаком государства. Взаимодействия, в основе которых лежит принуждение, глубоко конфликтны по своему существу и в типичных случаях сопряжены с угрозой применения или применением силы. В международной политике в конечном счете страх перед принуждением со стороны государств-соперников стимулирует гонку вооружений, заключение союзов и другие формы реагирования ради безопасности. Бездумное применение принуждающей силы на любом уровне может вызвать реакцию, которая приведет к открытому столкновению.
IV
ПЛЮРАЛИЗМ (PLURALISM) - наличие в современном обществе разнородных институтов и организаций, имеющих разнообразные (diversified) религиозные, экономические, этнические и культурные интересы. Политическим плюрализмом характеризуется общество, где власть (властное могущество) (power) широко распределена между многочисленными группами, которые находятся в подвижных состояниях конфликта, соперничества и сотрудничества друг с другом. Политический плюрализм [как характеристика ] может относиться также к правительственным и другим общественным институтам, обеспечивающим возможность столь широкого разделения власти. Как политическая философия плюрализм означает точку зрения, согласно которой разнообразие (diversity), будучи предпосылкой демократии, является желательным. Иногда социальный плюрализм противопоставляют, подчеркивая роль волюнтарных групп в индустриальном обществе, культурному плюрализму досовременных или традиционных обществ, где более значимы "натуральные" групповые образования, в основе которых такие факторы, как расовый, языковой, кастовый или религиозный. Социальный плюрализм предполагает столкновение групповых интересов, но в рамках - как на это рассчитывают - общего ценностного консенсуса, тогда как культурный плюрализм есть продукт расколов по поводу базовых ценностей.