Г. Полякова констатирует, что «оба проекта, появившиеся на свет в год политических выборов, делают ставку на декларативный популизм и имеют мало чего общего с реалиями сегодняшнего дня. Например, авторы “Русской доктрины” ратуют за восстановление России в границах СССР на 1 января 1989 года, призывают отказаться от признания ценностей прав человека и принципа разделения властей»13. Кроме того, в документе объявляется, что все государственные посты в России должны занимать исключительно православные.
Примером того, как можно увести читателя от серьезного обсуждения «Русской доктрины», может послужить статья П. Круга14. Приемы очень просты, но достаточно действенны. Первый заключается в уничижительной характеристике авторов доктрины как группы публицистов, «чьи имена, что называется, широко известны в узких кругах».
Второй прием состоит в запугивании представителей различных этнических групп современной России: «в правозащитных кругах уже бьют тревогу: текст “Русской доктрины” содержит “дискриминационные положения в отношении представителей нерусских этносов и неправославных верующих”». При этом никакого анализа проявлений «дискриминации» нет, есть лишь ссылка «на авторитеты».
Ну и, наконец, третий – основной прием, суть которого сводится к настраиванию читателя на несерьезное, юмористическое отношение к данному документу: «слишком многое мешает воспринимать документ всерьез. Настолько пафосно звучат речи разработчиков проекта, настолько насыщен экзотическими метафорами его текст». Для подкрепления такого восприятия П. Круг приводит оригинальную терминологию авторов “Русской доктрины” «Тут и “смыслократия”, и “остальгия”, и “нейромир”, и “псевдоморфоз”, и “макрос государственности” » без ее авторского разъяснения.
Интерпретация русской истории, по мнению П. Круга, «местами вообще напоминает фэнтези, а рассуждения об особой русской православной экономике – сказку Николая Лескова о том, как тульский левша аглицкую блоху подковал. Правда, вряд ли авторы стремились к такому эффекту. В любом случае слушать их во сто крат веселее, чем изучать журналы заседаний Священного Синода или тем более читать экзерсисы наших высокопоставленных чиновников в области православного вероучения»15.
Если суммировать всю критику «Русской доктрины », то суть ее можно свести к ряду тезисов. По мнению либералов, в случае её реализации Россия будет: теократической (то есть как Иран при аятоллах или Афганистан при талибах); самодержавной (то есть тюрьмой народов); националистической (русский фашизм).
Ни один из этих тезисов в содержании доктрины реально не представлен. Главный ее смысл, по справедливому утверждению А. Ципко, заключается в том, что «новый, молодёжный русский патриотизм пронизан пафосом “собирания камней”, пафосом собирания русских святынь, русской истории и даже русских земель. Понятия “Россия”, “империя”, “державность” соединены воедино в этом новом молодёжном сознании»16.
Молодёжный российский консерватизм создаёт проблемы не только для тех, кто победил в октябре 1993 г., но и для новой власти. За молодёжным консерватизмом стоит главный запрос новой России – запрос на духовную, политическую суверенность. По мнению А. Ципко, «сейчас трудно и, наверное, опасно переиначивать нашу подражательную Конституцию 1993 года, написанную с позиций испуганного ученика демократии, под новые требования национального развития. Но не реагировать на многие разумные предложения “Русской доктрины” нельзя. Без союза, взаимодействия, сотрудничества власти с молодой, национально ориентированной Россией у нас нет будущего»17.
Смысл же неконструктивной, огульной и бессодержательной либеральной критики «Русской доктрины», по нашему мнению, заключается в том, чтобы оправдать свою идейно-мировоззренческую несостоятельность в вопросе о поддержке преобразований 1990‑х гг., которые привели к превращению России в сырьевой придаток западных стран, к укреплению олигархического, компрадорского варианта экономического развития и его соответствующего политического оформления. Это попытка переложить
ответственность за социально-экономический и духовный кризис российского общества на само
общество, ориентированное на традиционализм, патернализм, уравнительность, специфическое понимание
социальной справедливости. В результате, любые попытки выйти из кризисного состояния на
основе использования российских социокультурных особенностей либералами встречаются в штыки. Тем самым вместо выявления и внедрения рациональных
зерен, имеющихся в «Русской доктрине»,
нам предлагают высмеять ее и еще раз наступить на «либеральные грабли».
Список литературы
1 Русская доктрина // http://www.rusdoctrina.ru/index. php?subject=4&t=1 (просмотр от 18 февр. 2009 г.).
2 См.: Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз, 1992. С. 211.
3 Роль правовой доктрины проявляется в создании конструкций, понятий, определений, которыми пользуется правотворческий орган. Судьи высших или международных судов, выражая своё особое мнение, зачастую ссылаются на труды известных правоведов. А в судебные заседания приглашают учёных-юристов для дачи экспертных заключений.
4 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА–ИНФРА, 1999. С. 382–383.
5 Бошно С.В. Доктрина как форма и источник права // Журн. рос. права. 2003. № 12. С. 17.
6 Мизес Л. фон. Роль доктрин в человеческой истории // Либерализм. М.: Социум, Экономика, 2001. С. 191.
7 Митрополит Кирилл рассказал студентам о «Русской доктрине» // http://www.rusdoctrina.ru/index. php?subject=6&o=80 (просмотр 9 нояб. 2007 г.).
8 Там же.
9 Солдатов А. Атомное православие // Огонек. 2007. № 37. 10–16 сент. // http://sakharov-museum.ru/museum/ exhibitionhall/religion_notabene/religion/index.ph p?subaction=showfull&id=1189609418&archive=&sta rt_from=&ucat=3&
10 Не случайно, что финансовые средства на реконструкцию здания Музея и общественного центра «Мир. Прогресс. Права человека» имени Андрея Сахарова предоставили: Американское агентство международного развития, Национальный фонд развития демократии (США) при посредстве юридического консорциума АРД/ЧЕККИ и Дома Свободы (США), Фонд Мак-Артуров (США) при посредстве Университета Брэндайса (США), Фонд Сороса (США), Алан Вин (Великобритания).
11 Бычков С. В России построят суверенную теократию // Московский комсомолец. 2007. 12 сент.
12 Полякова Г. Получит ли церковь власть над Кремлем // IslamNews.Ru. 2007. 7 нояб.
13 Там же.
14 Круг П. Кому ляжет на стол «Русская доктрина»? // Независимая газ. 2007. 5 сент.
15 Там же.
16 Ципко А. В ожидании Гагарина. Сила и слабость молодежного консерватизма // Лит. газ. 2006. 14 янв.
17 Там же.