паузой перед очередным державным взлетом, нам всем прежде всего необ-
ходимо разобраться в таком явлении, как русский, российский патрио-
тизм. Не раз поражавший весь мир своей беспредельной живучестью и кре-
постью, многим он казался явлением иррациональным, необъяснимым, зага-
дочным. Находились и такие, кто видел в нем лишь очередное проявление
"русского варварства" и его "рабской природы". Но что говорить о вра-
гах и недоброжелателях России! Порой он ставил в тупик доже людей
весьма благонамеренных, искренне пытавшихся разгадать тайну его всепо-
беждающей силы.
В нынешнем хаосе каждый понимает патриотизм по-своему. Быть пат-
риотом стало нынче модно, это слово замелькало в речах видных госу-
дарственных мужей и общественных деятелей, еще год назад бегавших от
него, как черт от ладана, всему на свете предпочитая клятвы в верности
"демократии", "цивилизации" и "прогрессу".
Дело в том, какую Россию хотят видеть в будущем ее многочисленные
радетели, как определяют ее государственную форму и духовное содержа-
ние, кого ей прочат в поводыри. При многообразии оттенков и разнообра-
зии политических нюансов предстанут две принципиально различные модели
российского бытия, несовместимые, "как гений и злодейство", говоря
словами А. Пушкина.
Первая модель может быть определена как космополитическая, безго-
сударственная. Согласно ее предпосылкам мир неотвратимо движется к
жесткой политической, идеологической, хозяйственной и информационной
унификации в рамках "нового мирового порядка". Процесс этот благотво-
рен, обусловлен ходом мировой истории. Потому любые интеграционные по-
сылки, способствующие "врастанию" России в "единое мировое сообщест-
во", должны приветствоваться. Более того, всемерно стимулироваться на
уровне государственной политики. Социальные кризисы и катаклизмы на
этом пути - естественная и неизбежная плата за выход на столбовую до-
рогу "мировой цивилизации". Конечная цель такого интеграционного про-
цесса - максимальное материальное благополучие "активной и деятельной"
части населения. Его главные движущие силы - международные финансовые
и политические структуры, быстро богатеющая прослойка чиновников-уп-
равленцев и коммерсантов в самой России.
Эту модель последовательно и целенаправленно пытается претворить
в жизнь нынешняя российская власть при активнейшем пособничестве Запа-
да. Такая позиция правящего режима обуславливает его поддержку "миро-
вым сообществом", несмотря на очевидную безнравственность и политичес-
кую нечистоплотность самых высокопоставленных "реформаторов". Миро-
воззрение, обрекающее Россию на такое будущее не может претендовать на
название "патриотического".
Вторая модель российского развития более всего подходит под опре-
деление "национальная", "традиционная", т.е. исторически самобытная.
Она предполагает, что процесс глобальной геополитической унификации
народов и государств бесперспективен в своей основе, ведет к попыткам
установления той или иной формы планетарной диктатуры "развитого"
меньшинства над "отсталым" большинством. В конечном итоге способен
стать прологом острейшего социального катаклизма, по своей разруши-
тельной силе сопоставимого разве что с мировыми войнами, который неми-
нуемо сметет архитекторов "нового мирового порядка" с международной
политической сцены.
Здоровые и стабильные межнациональные, межгосударственные отноше-
ния возможны на основе конструктивного взаимодействия самобытных наци-
ональных культур, в конечном итоге определяющего баланс интересов и
сил на международной арене. России, чтобы не оказаться втянутой в ро-
ковой водоворот "нового мирового порядка", следует восстановить прер-
ванную преемственность исторического развития, опереться на богатейший
отечественный духовный опыт, самобытных фундамент нравственно-религи-
озного и общественно-политического бытия.
Эта модель не имеет ничего общего ни с ксенофобией, ни с агрес-
сивным национализмом, ни с высокомерным самолюбованием, как это часто
пытаются представить. Она констатирует тот очевидный факт, что утрата
национальной и государственной самобытности обречет страну на утерю
суверенитета, а народ - на полную духовную дезинтеграцию, распад и
деградацию национальной культуры и самосознания.
Такое национально-самобытное мировоззрение коммунисты намерены и
дальше рассматривать как здоровую основу российского патриотизма.
Именно в его рамках можно говорить о наличии в стране широкого патрио-
тического движения - пусть еще недостаточно осознанно воспринимаемого
массами, лишенного четкого организационного единства, но развивающего-
ся динамично, крепнущего час от часа и все более уверенно заявляющего
о себе как о главной движущей силе современного общественного прогрес-
са.
Говоря о динамике патриотического движения, надо ясно понимать,
что неудачи оппозиции последних двух лет ни в коем случае нельзя отож-
дествлять с поражением спектра народно-патриотических сил в целом. та-
кое отождествление ошибочно прежде всего потому, что действительно
патриотическая оппозиция правящему режиму еще не сформировалась окон-
чательно. Существовавший до недавнего времени причудливый конгломерат
самых разных сил, группировавшихся вокруг Верховного Совета, так и не
смог преодолеть сумятицу в своих рядах. Лишенная настоящей политичес-
кой самостоятельности, рыхлая отчасти безвольная, оппозиция была обре-
чена играть роль "разменной монеты" в политических торгах, поддерживая
тех, кто свой "патриотизм" рассматривал зачастую как козырную карту в
беспринципной борьбе за власть.
Именно такое положение дел предопределило трагический московский
финал в начале октября 93-го.
На ошибках учатся. Поэтому, как считает Зюганов, самое время за-
думаться о будущем патриотического движения, его внутреннем самочувс-
твии, совершенных просчетах и обретенных достижениях.
Очевидно, что политическая палитра современного патриотического
движения делится на три крупных сектора, или блока. Пользуясь традици-
онной терминологией, можно сказать, что ее левый фланг занимают комму-
нисты-державники, а правый фланг - силы религиозно-патриотической ори-
ентации. Однако этим область применения традиционных для европейского
политологического словаря терминов, понятий и норм исчерпывается.
РОССИЯ - страна неистребимо самобытная - придает разительное сво-
еобразие даже тем явлениям, суть которых во многом заимствуется извне.
Так получилось и в данном вопросу. Заимствовав систему многопартийнос-
ти и политического плюрализма на Западе, мы в рекордно короткие сроки
наполнили ее местным, отечественным колоритом.
Веками, как величайшую святыню, Россия хранила и пестовала свое
соборное, всенародное единство. К 19-му веку его древняя формула об-
леклась в знаменитый трехсоставный чеканный лозунг: "Самодержавие.
Православие. Народность". Пройдя в 20-м веке через горнило гражданской
войны и репрессий, удушающих идеологических догм и духовного геноцида,
будучи после всего этого внезапно и беспощадно втиснута в "демократи-
ческие", чуждые ей рамки общественного и политического бытия, Россия
нашла в себе силы вернуться к исконным святыням. В области религиозной
это очевидно - Православие сохранило себя полноценным явлением на про-
тяжении тысячелетней истории Руси. Не менее бурно восстановительный
процесс исторической преемственности развивается и в общественно-поли-
тической жизни страны. Об этом несколько подробнее.
"ПОЛК ЛЕВОЙ РУКИ"
В патриотическом стане его, как уже упоминалось, составляют ком-
мунисты-державники. Но эти "новые коммунисты" сегодня отличаются от
своих чванливых и косных номенклатурных предшественников. После того
как в целях восстановления соборного единства общества они отвергли
экстремистские тезисы о классовой борьбе,, грозившие народному телу
расколами и внутренними конфликтами, был сделан решающий шаг на пути
идеологического оздоровления. Другим шагом стал возврат к исконным на-
циональным ценностям, признание необходимости восстановления преемс-
твенности исторического развития страны, отказ от воинствующего атеиз-
ма и маскировавшегося под лозунгом "пролетарского интернационализма"
безразличия к судьбам собственно народов России, готовности принести
их вековые особенности и национальные интересы в жертву молоху "миро-
вой революции".
В результате такого идеологического рывка российские коммунисты
оказались внутренне готовыми к жестким и динамичным требованиям совре-
менности. Их движение обрело "второе дыхание", т.е. новое качество,
новые политические перспективы (что стало неприятным сюрпризом для
тех, кто поспешил похоронить КП РФ как "наследие проклятого прошлого"
и "партию пенсионеров-номенклатурщиков").
Главным преимуществом новой идеологической и политической
платформы коммунистов, обеспечивающим, с одной стороны, преемствен-
ность по отношению к лучшим достижениям советского периода, а с дру-
гой - позволяющим уверенно смотреть в будущее, стала их твердая при-
верженность идеалам социальной справедливости и общественного равенс-
тва, глубоко созвучная традиционным ценностям строя народной жизни.
Само собой разумеется, что процесс качественного обновления лево-
го фланга патриотического движения только начался. Впереди огромная