ционального самосознания в его исторической и духовной полноте означа-
ло бы неминуемый политический крах. Осознавший свои интересы народ не
станет терпеть на своей шее ни опостылевших всем "прорабов перестрой-
ки", ни "общечеловеков-реформаторов", ни "всенародно избранных" русо-
фобов.
Другое направление антирусской кампании имеет задачей любыми путя-
ми воспрепятствовать воссоединению соборного тела русского народа,
изуверски рассеченного противоестественными границами стран СНГ.
"Проблема русского населения", по мнению экспертов "Горбачев-фонда",
это "фитиль катастрофы", которая может произойти в случае "наиболее
варианта поведения русского населения". Мудрено закручено, но суть яс-
на. Главная опасность для русских...сами русские, ратующие за воссое-
динение с Россией земель, "компактно населенных преимущественно русс-
кими".
Горбачевские аналитики забыли добавить, что "наиболее опасно" это
для их хозяев, но не для народа, имеющего полное право на воссоедине-
ние.
В унисон с ними звучат рассуждения З.Бжезинского. В июне 1993
года он заявил, что главный вопрос в том, "сможет ли Россия стать нор-
мальным европейским государством или снова поддастся искушению в той
или иной форме превратиться в империю". По его мнению, "русскому наро-
ду особенно важно не дать себя соблазнить тем, кто постоянно повторя-
ет, что развал Советского Союза был ошибочным..."
Но он действительно стал ошибкой. Третье направление означает
стимулирование русофобии на национальных окраинах России, экономичес-
кого, а затем и политического сепаратизма регионов. Развитие здоровых
национальных чувств народов, населяющих Федерацию, не таит для ее
единства опасности. Напротив, национальная самоидентификация якутов и
осетин, карелов и мордвы только укрепила бы ее. Потому всемерно стиму-
лируется "дурной", отрицательный национализм, предусматривающий вместо
развития национальной духовности и культуры провоцирование внешней аг-
рессии и разных этнических "фобий".
Наконец, еще одним направлением деятельности современных "демок-
ратов" является дискредитация нашего национального самосознания.
Здесь главный рычаг разрушительного воздействия - беспрецедент-
ная по размаху духовная агрессия против национальных культуры, тради-
ций, ценностей, Русской Православной Церкви.
Уникальность русского самосознания определилась в момент формиро-
вания основ всенародного единства. Изначально русский народ складывал-
ся не в виде этнической или этно-политической общности, а как общность
гораздо более высокого - духовного - порядка. Отсюда во многом наша
"всечеловечность", национальная терпимость, отсутствие качества непо-
нятой Западом и поныне "русской души": милосердие, сострадание, терпе-
ние в единении с удивительной стойкостью, мужеством, способностью к
самопожертвованию.
Как исторический феномен русский народ сложился в момент обрете-
ния гармонического единства трех разнохарактерных и разнокачественных
факторов:
1. Этнической общности большой группы древних славянских племен
(полян, древлян, вятичей, кривичей и других);
2. Их политической близости, закономерно завершившейся преодоле-
нием родовых княжеских междоусобиц и созданием централизованного госу-
дарства;
3. И - главное - духовного единства народа, основанного на пра-
вославии, во многом обеспечившем общность коренных религиозно-нравс-
твенных, мировоззренческих понятий и архетипов общественного самосоз-
нания и поведения.
Удивительная жизнеспособность русской идеи коренится в том, что
она не продукт искусственного идеологического конструирования, не ру-
котворный плод некоей целенаправленной мировоззренческой селекции, но
внутренне присущее народу жизненное качество. На протяжении многих
столетий русский человек стремится воплотить во всех аспектах своего
бытия - личном, семейном, общественном и государственном - идеалы свя-
тости и сердечной чистоты, или, говоря современным языком, универсаль-
ные нравственные максимы.
Быть русским сегодня - значит сердцем ощущать, исповедую словом и
делом, свою причастность к глубокой культуре Отечества, к той неизбыв-
ной жажде праведности, готовности на вольную жертву, что на протяжении
долгих столетий помогали России выстоять, удивляя мир своим величи-
ем,героизмом и долготерпением. Такой путь открыт всякому, независимо
от "паспортной" национальности. В основе его лежит не общность крови,
а великое духовное братство.
И М П Е Р И Я И И М П Е Р И А Л И С Т Ы.
К 200 - ЛЕТИЮ "АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫ"
( По итогам поездки в США. Март 94-го)
...В апреле 94-го года Зюганов Г.А. был приглашен в Соединенные
Штаты Америки. Шесть дней практически непрерывных дискуссий в цитаде-
лях американских интеллектуалов - Бостоне и Нью-Йорке, Вашингтоне и
Флориде, Блумингтоне и Милуоки... Десятки встреч, теле-, радио-, га-
зетных и журнальных интервью...
ОТ ПАРТНЕРСТВА К ПРОТИВОСТОЯНИЮ
Последняя четверть 19-го века характеризуется все большим обост-
рением русско-американских отношений из-за экспансионизма Соединенных
Штатов на тихоокеанском побережье России. Одновременно продолжается
доброжелательная российская поддержка действий США, направленных про-
тив общих противников, в первую очередь - Англии. Так, в период русс-
ко-турецкой войны 1887-1878 годов, рассчитывая на использование портов
США в качестве опорных баз для ведения боевых действий против британс-
ких торговых судов в случае вмешательства Англии в конфликт на стороне
Турции, русское правительство фактически закрыло глаза на браконьерс-
тво американских зверопромышленников в тихоокеанских водах России.
В течении нескольких месяцев 1877 года в американских портах
опять находилась эскадра русских боевых кораблей. Накануне Берлинского
конгресса в 1878 году правительство США не поддалось сильнейшему нажи-
му со стороны Великобритании, фактически санкционировав строительство
и вооружение новой эскадры крейсеров для России в момент обострения
отношений Петербурга с Лондоном. Российская империя не осталась в дол-
гу: во время аннексии Гавайских островов Соединенными Штатами спокой-
ное отношение русского правительства к этому факту ослабило протесты
Англии и Франции.
В конце 19-го века история подвела черту под эрой доброжелатель-
ных отношения между Россией и Америкой, длившейся со времени
образования США. На рубеже нынешнего столетия Соединенные Штаты переш-
ли к политике активной военно-политической экспансии. Их интересы все
чаще стали сталкиваться с интересами России. Сперва в Северной Амери-
ке, затем на севере Тихого океана, наконец, в Китае. Угроза со стороны
Англии уже не представляла серьезной опасности для США, Вашингтон ста-
новился все менее заинтересован в поддержке Петербурга.
Вторым важным моментом, предопределившим охлаждение отношений Со-
единенных Штатов и России на рубеже веков, стал "еврейский фактор".
Проникновение еврейского капитала из Европы (в основном из Англии,
Франции и Германии) в Америку шло на протяжении всего 19-го века. Осо-
бенно бурно этот процесс развивался во второй половине столетия. А в
последние десятилетия 19-го века добавилась массовая еврейская эммиг-
рация в США из Англии, Франции, Италии, Германии, Австро-Венгрии. В
США сложилась многочисленная еврейская диаспора, в политических струк-
турах государства утвердилось ее мощное лобби. Все это поддерживалось
постоянным ростом влияния еврейского капитала на американскую экономи-
ку, особенно в промышленно развитых штатах Северо-Востока. Тогда-то
интересы еврейской диаспоры (традиционно враждебной России) начали во
многом определять политику Соединенных Штатов в отношении Российской
империи ( в дальнейшем - и в отношении Советского Союза)..
В начале 20-го века связи между Россией и США развивались в ос-
новном во внешнеторговой и внешнеэкономической областях. Американский
экспорт в Россию (хлопок, сельскохозяйственные, швейные и другие маши-
ны) значительно превышал импорт из нее (шерсть, шкуры, дерево, сахар,
марганцевая руда). Происходило постепенное проникновение американских
капиталов на русский рынок. Развернулось строительство ряда американс-
ких заводов по производству различных машин. Эта экономическая экспан-
сия, по мнению политиков в Соединенных Штатах, должна была проложить
дорогу для усиления американского влияния в россии.
Русско-японскую войну США, по выражению президента Т.Рузвельта,
считали "очень полезной" для своих внешнеполитических интересов, восп-
риняли ее как "взаимоистребление" Японии и России. Свои посреднические
услуги по заключению мира Соединенных Штаты предложили только тогда,
когда поняли, что Япония, несмотря на внешние военные успехи, стоит на
грани экономического и финансового краха, после которого победа
русских станет лишь вопросом времени. Со своей стороны Россия согласи-
лась на заключение мира в основном из-за усиливавшихся внутренних бес-
порядков и нараставших революционных процессов, а не из-за военного
бессилия.
В конце 1911 года США под давлением еврейского финансового лобби
пошли на денонсацию торгового договора с Россией от 1832 года. Уже
тогда определенные круги в Соединенных Штатах стремились навязать
русскому правительству дискуссию на тему о "правах человека". Однако
расторжение договора в большей степени ударило по интересам американс-
кой стороны, нежели России. И с 1913 года по инициативе США начались