Смекни!
smekni.com

Политическая и правовая мысль России (стр. 5 из 10)

В основу новой государственной системы у Сперанского был положен принцип разделения властей. В соответствии с ним закон вверялся Государственной Думе, управление – правительству, министерствам, а суд – Сенату. Действие этих трех учреждений, по замыслу Сперанского, “соединяется в Государственном совете и через него восходит к трону”.

С реформаторскими идеями М.М. Сперанского перекликались идеи “Государственной Уставной грамоты Российской империи”, представляющей собой конституционный проект для России, разработанный в 1818–1819 гг. по поручению Александра I его другом и сподвижником Н.Н. Новосильцевым. Наличие проекта свидетельствует об определенных намерениях Александра I относительно конституционного переустройства Российской империи “сверху”. Однако в дальнейшем эти, как впрочем и другие либеральные проекты эпохи царствования Александра I, реализованы не были. Государственная Уставная грамота Российской империи (шесть глав и 191 статья) представляет научный интерес в плане историко-политологического и правового анализа проектов конституционного переустройства России14. [c.144] Особенностью этого проекта являлось то, что он, при сохранении монархии и монарха как главы государства и исполнительной власти, предусматривал создание парламента – Государственной Думы, или Сейма. Существенный интерес представляет глава Уставной грамоты “О народном представительстве”, в которой определялись функции Государственной Думы, или Сейма. Употребление термина “сейм” в Грамоте свидетельствует об использовании польского опыта. Предполагалось, что парламент будет состоять из двух палат: высшей – сенатский департамент, в который на время заседания Сейма входило определенное количество сенаторов, назначенных государем, и палаты земских послов, “составлявшейся по назначению государя из половинного числа послов и депутатов, каждой наместнической области посольскою палатою из среды своей избранных”. По подобию Государственного Сейма предусматривалось создание и наместнических сеймов из двух палат. Главная задача Государственного Сейма состояла в рассмотрении всех “проектов законов гражданских, уголовных и по части управительной, коих действие распространялось на всю империю”, а также “в рассуждениях” по проблемам налогов, податей, бюджета и наказов земским послам избирателей. После принятия проекта закона простым большинством голосов по палатам, он становился законом только после обязательного утверждения его государем и обнародования. Работа Сейма предполагалась в течение тридцати дней, за это время его члены не могли быть задержаны и судимы. Император мог всегда распустить Сейм.

Проекты М.М. Сперанского и других реформаторов его времени во многом так и остались на бумаге. Идея создания Государственной Думы оказалась реализованной лишь век спустя (1905–1906), но предложение о Государственном совете было принято. Манифест “Образование Государственного совета” был опубликован 1 января 1810 г. Этот совещательный орган при императоре действовал в течение последующего периода царствования Романовых. Манифест “Об общем учреждении министерств” вышел 25 июня 1811 г. В соответствии с ним учреждались министерства: иностранных дел, военное, морское, финансов, внутренних дел, народного просвещения, юстиции, полиции, государственное казначейство. главное управление путей сообщения, главное управление духовных дел разных вероисповеданий. Тем самым был завершен процесс пре образования “петровских коллегий” в министерства современного типа, со отрогам регламентом работы. [c.145]

Ориентация на западные (буржуазные) ценности и идеалы проявилась и в просветительской деятельности целой плеяды ученых, философов, публицистов, которых называли западниками: П.Я. Чаадаев (1794-1856), Н.В. Станкевич (1813-1840), Т.Н. Грановский (1813-1855), П.В. Анненков (1812-1887) и др. Идеи западников были значительным событием общественной мысли России. В последующие периоды развития российского общества между “западниками” и “почвенниками” велись, с различной долей успеха, постоянные дискуссии, поскольку вопрос о пути развития для России, в силу ее индоевропейского состояния “тела и души”, всегда актуален.

Радикальные теории и методы переустройства российского общества в начале XIX в. были предложены декабристами – представителями революционного дворянского движения. Руководитель Южного общества П.И. Пестель (1793–1826) изложил свои республиканские взгляды в работах “Конституция. Государственный завет” и “Русская Правда”. По сути, это конституционные проекты республиканского устройства государства: в них обобщались такие политические понятия, как государство, народ, власть, их взаимные права и обязанности, давалась характеристика существующих политических порядков и предлагалась система мер для перехода к Республике.

“Русская Правда” – официальная программа “Южного общества” – предусматривала сразу после восстания ликвидацию крепостничества, уничтожение всех сословных перегородок и установление “единого сословия – гражданского”. П. Пестель не выступал против собственности вообще, провозгласив ее священной и неприкосновенной. В своем аграрном проекте он указывал на необходимость освобождения крестьян с земельным наделом.

Согласно его концепции, верховная власть разделяется на законодательную, (Народное Вече – избирается сроком на 5 лет, с ежегодным переизбранием одной пятой части его представителей), исполнительную (Державная Дума – состоит из 5 человек, ежегодно один член меняется) и блюстительную (Верховный Собор – проверяет и утверждает все законы; состоит из 120 человек, назначаются пожизненно, выдвигаются губерниями, восполняются Вече). На местах избираются народные собрания. Избирательное право предоставляется всем гражданам с 20 лет, устраняются имущественный ценз и другие ограничения, кроме ограничений по закону. В отличие от других декабристов, наилучшей формой государственного устройства для России, П.И. Пестель считал унитарное государство с предоставлением права самостоятельности только Польше. Средство достижения поставленных целей Пестель видел в военно-революционном перевороте, с немедленной ликвидацией (в том числе и физической) монархии. Проведение преобразований поручалось сроком на 15 лет Временному Верховному правлению из 5 директоров под руководством Диктатора15. [c.146]

Меньшим радикализмом отличалась программа Северного общества и его организаторов, одним из которых был Н.М. Муравьев (1795–1837). Он подходил к политическим проблемам своего времени с позиций общечеловеческого разума и реального исторического опыта. Эволюция его взглядов прослеживается в проектах конституционной монархии.Он полагал, что государственное устройство России должно быть федеративным, состоящим из 13 держав и 2 областей – Московской и Донской, со своими центрами. Высшим представительным и законодательным органом должно быть двухпалатное Народное Вече, состоящее из Палаты народных представителей (избирается на два года, состоит из 450 членов) и Верховной Думы, как органа, представляющего территории. (Сравните с Конституцией России 1993 г.) Исполнительная власть вручалась императору – “верховному чиновнику российского правительства”. При вступлении в должность он приносит присягу Народному Вече, обязывался сохранять и защищать “Конституционный устав России”, имел право “вето” в отношении законов. Муравьев выступал за равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, жилища и собственности, политический плюрализм, свободу печати16.

Политический застой в царствование Николая I (1825–1855), создавшего Третье отделение (политическую полицию для борьбы с революционным движением и инакомыслием), экономическая отсталость, поражение в Крымской войне и падение Севастополя (1853–1856), спад революционного движения в Европе осложнили развитие России. Образованная, передовая часть общества активно размышляла о путях и методах общественного прогресса, участвовала в спорах западников, выступавших за европейскую парадигму развития для России и консерваторов (славянофилов), призывавших следовать традиционным политическим ценностям.

Западники-либералы видели в Европе пример для подражания, выступали за конституционную монархию, основывались на теории разделения властей (Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье), значительное внимание уделяли проблеме прав человека. [c.147]

Среди консерваторов сложилось два течения: если одни отстаивали политические традиции прошлого и видели их идеал в существовавшем строе, то другие усматривали в прошлом основу для модернизации общества. И те, и другие выступали с позиций славянофильства, поддерживали самодержавие.

Идеологию консерваторов, отстаивавших интересы императорского дома, отразил Н.М. Карамзин (1766–1826) – автор 12-томной “Истории государства российского” в знаменитой формуле: “Дворянство Духовенство, Сенат и Синод как хранитель законов, над всеми – Государь – единственный законодатель, единственный источник власти, освобождение крестьян гибельно”17. Сущность славянофильства – православие, самодержавие, народность – сформулировал граф С.С. Уваров (1786–1855), президент Петербургской Академии наук, министр просвещения. Он доказывал, что русский народ религиозен, мистичен, покорен царю, помещику. К. Победоносцев (1827–1906) выступал против любых выборов, в том числе и Земского собора, полагая, что это может привести к конституционной монархии. Порядок в стране держится на вере, монархии, унитаризме, власти хозяев. Отсюда выводился тезис: “Россия единая и неделимая”.