Теория прямой демократии
Форма народовластия, когда граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Одним из авторов этой теории был Ж.-Ж. Руссо.Основные принципы данной теории:
- отрицает принцип представительности, поскольку демократия понимается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю;
- не делит людей на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительств и составления законов.
Теория либеральной демократии
Под либеральной демократией понимается такая модель народовластия, в которой личность выделяется из общества и государства, а основное внимание обращено на создание институциональных и других гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих всякое подавление личности властью.
Характерными чертами данной модели демократии в ее классическом варианте являются:
- отождествление народа как субъекта власти с собственниками-мужчинами, исключение низших слоев, а также женщин из числа лиц, наделенных избирательным правом;
- индивидуализм, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства.
- формальный характер демократии, вытекающий из понимания свободы как отсутствия принуждения, ограничений.
- парламентаризм, преобладание представительных форм политического влияния.
- ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы;
- разделение властей, создание системы сдержек и противовесов как условия контроля граждан над государством, предотвращения злоупотреблений властью;
- меньшинство обязано подчиняться большинству лишь в строго определенных вопросах, за пределами которых оно полностью свободно.
Либеральная демократия стала крупным шагом вперед на пути освобождения человека, уважения его основополагающих прав. В то же время эта модель демократии имеет и существенные недостатки:
- социально-классовая ограниченность демократии.
- формальность, декларативность демократии для социально не обеспеченных слоев населения. Нераспространение демократии на экономические и социальные процессы ведет к углублению общественного неравенства и обострению социальных конфликтов;
- ограниченность сферы демократии и политического участия личности. Политическое участие сводится лишь к эпизодической активности, фактически выводит органы власти из-под контроля масс и превращает демократию в форму господства политической элиты;
- принижение роли государства в управлении обществом и укреплении социальной справедливости. Демократическое государство не может ограничиваться ролью "ночного сторожа" и должно иметь право регулировать экономические и социальные процессы, сглаживать социальные конфликты.
Теория коллективистской демократии
Коллективистская демократия - это модель народовластия, отражающая автономность личности, являющейся составной частью целостного организма (народа, нации, класса). Коллективистская модель демократии признает первичность однородного по своему составу народа (по отношению к личности) в осуществлении власти и неограниченность, абсолютность власти большинства (отождествляемого с народом) над меньшинством, в том числе, отдельной личностью.
Разнообразные коллективистские теории демократии имеют ряд общих черт. К ним относятся:
- коллективизм в трактовке народа, признание народа единым, однородным целым;
- отсутствие противоречий внутри народа, рассмотрение политической оппозиции как врага, подлежащего насильственному устранению;
- понимание свободы как активного равноправного участия гражданина в делах всего государства и общества;
- всепроникающий характер власти, полная беззащитность меньшинства;
- устранение самой проблемы прав человека, так как государство и без того заинтересовано в соблюдении прав составляющих его частей;
- всеобщая политическая мобилизация, рассмотрение представительных органов и должностных лиц как проводников воли народа, его слуг;
- декларирование социальной демократии, то есть перенесение главного акцента с юридического провозглашения политических прав на обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении.
Теория плебисцитарной демократии
Плебисцитарная демократия - форма народовластия, при которой возможности политического влияния граждан в отличие от прямой демократии сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится правительством, партией или инициативной группой.
Определенной разновидностью плебисцитарной теории демократии, является плебисцитарная мандатная теория партийной демократии. Эта теория вносит свой вклад в решение кардинального вопроса современной демократии - вопроса о масштабах политического участия, формах влияния граждан на государственную политику. Теория партийной демократии исходит из того, что различные партийные программы дают гражданам возможность с помощью выборов прямо влиять на содержание государственной политики. Эти программы представляют собой полученные от граждан своего рода мандаты, которые призваны исполнять и депутаты, и правительство. Связанность депутатов партийными программами и структурами делает их прямыми выразителями воли народа.
Теория плюралистической демократии.
Плюралистическая демократия - это такая демократия, которая исходит из того, что группа является главной движущей силой политики в современном демократическом обществе. Поэтому она предполагает, что назначение демократии - стимулировать многообразие в обществе, предоставлять возможность всем гражданам объединяться, открыто выражать свои интересы, находить путем компромиссов их равновесие, выражаемое в политических решениях. Плюралистическая концепция отводит ведущую роль группе, так как утверждает, что индивид без группы - безжизненная абстракция. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. К основным, принципиальным чертам плюралистической демократии следует отнести следующие:
- заинтересованная группа является центром демократической системы;
- общая воля как результат конфликтного взаимодействия различных групп и их компромиссов;
- соперничество и баланс групповых интересов являются социальной основой демократической власти, ее динамики;
- сдержки и противовесы распространяются не только на институциональную сферу, но и на социальную область, где ими являются группы - соперники;
- "разумный эгоизм" индивидов и особенно групп является генератором политики;
- государство не "ночной сторож" (как у либералов), а орган, отвечающий за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддерживающий в обществе социальную справедливость;
- диффузия, распыление власти между различными политическими институтами;
- наличие в обществе консенсуса в сфере системы ценностей, предполагающего признание и уважение всеми участниками политического процесса основ существующего государственного строя;
- демократическая организация самих базисных групп как условие адекватного представительства интересов составляющих их граждан.
Теория плюралистической демократии нашла признание и применение в большинстве развитых стран, тем не менее, существуют критические направления, подчеркивающие присущие ей недостатки. К ним следует отнести следующие факторы:
- далеко не все члены общества представлены в различных группах интересов, поэтому через такие группы лишь незначительная часть общества (реально не более одной трети взрослого населения) может участвовать в принятии и осуществлении политических решений;
- влияние отдельных групп различно: одни из них обладают мощными ресурсами влияния (деньги, знания, авторитет, доступ к СМИ и пр.), другие таких рычагов практически лишены (инвалиды, пенсионеры, неквалифицированные наемные работники). Социальное неравенство приводит к тому, что не все группы одинаково способны артикулировать свои интересы.
Теория элитарной демократии
Последователиэлитарной демократии используют обратную логику в доказательстве преимуществ своего подхода: следует идти не от идеала демократии, а наоборот, нормой может считаться лишь то, что проверено на практике. Поскольку не существует рационального поведения отдельного индивида при голосовании или принятии решений, отсутствует обязывающая концепция всеобщего блага, постольку необходимо "политическое разделение труда". Господствующая элита, избранная на определенный срок, принимает функции политического представительства интересов большинства населения, лишенного на этот же срок возможности действовать.
Теория партиципаторной демократии
Партиципаторная демократия (от participate - принимать участие) - это такая модель народовластия, которая признает необходимость участия широких слоев населения не только в выборах своих представителей, не только в принятии решений на референдумах, собраниях и т.п., но и непосредственно в политическом процессе - подготовке, принятии и осуществлении решений и контроле за их выполнением.
Эта теория исходит из трактовки демократии как универсального принципа организации всех областей общественной жизни. В обществе не существует таких областей, которые находятся вне политики и не допускают демократического участия. Главными целями партиципации (участия) являются всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная самореализация личности. Максимальным расширением участия граждан в принятии решений на всех ступенях власти и во всех сферах жизнедеятельности человека достигается максимальный учет в политике интересов народа, прочная легитимация власти, преодоление политического отчуждения граждан. Участие многих людей в управлении увеличивает интеллектуальный потенциал для принятия решений, повышает вероятность их оптимизации, обеспечивает рост стабильности политической системы и эффективности управления.