Смекни!
smekni.com

Анализ политической деятельности Андрея Сахарова (стр. 2 из 4)

Спокойное, мужественное, без недомолвок изложение политических идей, каждая из которых, будь она высказана другим человеком, могла привести к лишению свободы, поставило Андрея Дмитриевича в особое положение. С одной стороны, огромные заслуги перед страной, удостоверенные высшими наградами (звания Героя Социалистического труда, присвоенные в 1953, 1956 и 1962 годах), в известной мере оградили его от прямых репрессий. С другой, в атмосфере того времени многие опасались даже простого контакта с ним.

В 1969 году Тамм, уже смертельно больной, пригласил Сахарова вернуться в ФИАН. Это предложение было принято, и вскоре после преодоления сопротивления начальства разного уровня, Андрей Дмитриевич стал вновь сотрудником теоретического отдела уже до конца своих дней.

Общественная позиция Сахарова притягивала к нему всех, кто в той или иной мере был занят правозащитной и вообще диссидентской деятельностью. В результате его теоретические положения, нашедшие продолжение в новых работах, развивающих линию «Размышлений», тесно переплелись с активным личным участием в правозащитном движении. Он бросался на защиту людей, подвергавшихся гонениям, но, несмотря на это, находил время и силы для новых научных работ.

Андрей Дмитриевич постоянно чувствовал свою личную ответственность за происходящее в стране и старался разобраться в каждой проблеме, которую считал важной, настолько профессионально, насколько мог. А после этого от своих выводов не отступал ни на шаг.

Но в те годы началась травля Сахарова в средствах массовой информации. Потоки ненависти и клеветы обрушились и на него, и на Елену Боннэр, его вторую жену. После протеста по поводу вторжения в Афганистан Сахаров без суда и предъявления каких-либо формальных обвинений и постановлений был вывезен в ссылку в Горький, вместе с женой. С большим трудом руководству ФИАНА удалось отстоять его от увольнения из своего отдела и добиться согласия «руководящих инстанций» на поездки к нему сотрудников для научных консультаций.

В январе 1980 года: А.Д. Сахаров был лишен всех правительственных наград СССР.

В Горьком Сахаров провел три голодовки в защиту прав своей новой семьи и других людей. Буря возмущения в мире, выступления в его защиту были важной моральной поддержкой для Сахарова, но, разумеется, не могли существенно изменить положение ученого. И лишь через 1 год и семь месяцев после знаменитого апрельского (1985г.) Пленума ЦК КПСС, в декабре 1986 года М.С. Горбачев пригласил его вернуться в Москву и «приступить к своей патриотической деятельности».

Последние три года бурной жизни Андрея Дмитриевича были у всех на виду. Уже в первый день приезда в Москву, он появился в ФИАНе, своем втором доме, и провел там около 6 часов на семинаре и в беседах с сотрудниками. В дальнейшем политическая деятельность все больше ограничивала его возможности заниматься наукой, но тем не менее он продолжал участие в еженедельных семинарах, выступал на научных конференциях. Жить Сахарову оставалось три года...

Сфера интересов Андрея Дмитриевича Сахарова от микрочастиц до макромира. За пределами этого диапазона нет ничего, поэтому физик стал заниматься нашей с вами свободой. Он просто не мог жить иначе.

2. Анализ писем, статей Сахарова и его проекта Конституции СССР

Вхождение Сахарова-физика в правозащитную деятельность было ознаменовано очень известной его работой - «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968г.). Начиная с мая-июня 1968 года «Размышления» широко распространялись в СССР. Это его первая работа, ставшая достоянием «самиздата». В ней он отразить свои мысли о самых важных вопросах, стоящих перед человечеством, - о войне и мире, о диктатуре, о запретной теме сталинского террора и свободе мысли, о демографических проблемах и загрязнении среды обитания, о той роли, которую может сыграть наука и научно-технический прогресс. Сам Сахаров оценил это произведение несовершенное («сырое») по форме. Тем не менее в работе четко сформулирован тезис о сближении социалистической и капиталистической систем, сопровождающемся демократизацией, демилитаризацией, социальным и научно-техническим прогрессом как единственной альтернативе гибели человечества. В «Размышлениях» Сахаров доказывает, что «разобщенность человечества угрожает ему гибелью. Цивилизации грозит: всеобщая термоядерная война; катастрофический голод для большей части человечества; оглупление в дурмане «массовой культуры» и в тисках бюрократизированного догматизма; распространение массовых мифов, бросающих целые народы и континенты во власть жестоких и коварных демагогов; гибель и вырождение от непредвидимых результатов быстрых изменений условий существования на планете»[1]. И Сахаров делает свое первое серьезное предложение в этой области: «всемирное сотрудничество в условиях интеллектуальной свободы, высоких нравственных идеалов социализма и труда, с устранением факторов догматизма и давления скрытых интересов господствующих классов отвечает интересам сохранения цивилизации»[2]. Интеллектуальная свобода в его понимании - это свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Данная работа – это первая попытка анализа происходящего в СССР, однако несмотря на своё «несовершенство», произведение показывает, что Сахаров встал на путь общественно-политической деятельности. В своих дальнейших работах он будет совершенствовать эти мысли и выводы.

19 марта 1970 года Сахаров, а также физик В.Ф. Турчин и историк Р.А. Медведев составили и направили в ЦК КПСС Л.И. Брежневу, в Совет Министров СССР А.Н. Косыгину и в Президиум Верховного Совета СССР Н.В. Подгорному письмо, посвященное вопросам демократии и демократизации. B нем заявляется, что в «настоящее время настоятельной необходимостью является проведение ряда мероприятий, направленных на дальнейшую демократизацию общественной жизни в стране. Эта необходимость вытекает, в частности, из тесной связи проблемы технико-экономического прогресса, научных методов управления с вопросами свободы информации, гласности и соревновательности»[3]. В письме также приводится примерная программа мероприятий по демократизации СССР. В ней 15 пунктов, среди них: заявление высших партийно-правительственных органов о необходимости дальнейшей демократизации, о темпах и методах ее проведения; широкая организация фирм с высокой степенью самостоятельности; прекращение глушения иностранных радиопередач, свободная продажа иностранных книг; учреждение института по исследованию общественного мнения; амнистия политических заключенных; отмена указания в паспортах и анкетах о национальности, единая паспортная система для жителей города и деревни, постепенный отказ от системы прописки паспортов, проводимый параллельно с выравниванием территориальных неоднородностей экономического и культурного развития; реформы образования; принятие закона о печати и информации; увеличение гласности; восстановление прав всех наций, насильственно переселенных при Сталине и т.д. Ими предложен довольно примерный план, главная цель данного предложения – доказать, что вполне возможно наметить программу демократизации, которая приемлема для партии и государства и удовлетворяет, в первом приближении, насущным потребностям развития страны. Они старались доказать «теорему существования решения». Из данного письма видно, что уже в 1970 Сахаров видел единственный путь выхода страны из кризиса в последовательной демократизации общества.

С момента выхода «Размышлений» Сахаров пересмотрел некоторые свои взгляды, но основа их осталась та же самая. В понимании этого очень важна его Памятная записка Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу, которая была направлена адресату 5 марта 1971 года. Она осталась без ответа. Однако в ней по пунктам были изложены все неотложные вопросы страны, а также даны предложения по решению проблем. Особое место он уделяет прекращению политических преследований как в судебных и психиатрических формах, так и в любых других (увольнение с работы, исключение из ВУЗов, отказ в прописке и т.д.). Он по-прежнему придает решающее значение демократизации общества, развитию гласности, свободы информационного обмена и убеждений. Не остаются в стороне и национальные проблемы, Сахаров предлагает «принять решения и законы о полном восстановлении прав выселенных при Сталине народов»[4], а также «принять законы, обеспечивающие простое и беспрепятственное осуществление гражданами их права на выезд за пределы страны и на свободное возвращение»[5]. И, наконец, он говорит о международных проблемах, в свете которых он предлагает отказаться от оружия массового уничтожения, выработать новую позицию по проблеме Западного Берлина, а также изменить свою политику на Ближнем Востоке и во Вьетнаме.

Во второй части своей записки Сахаров обращается с конкретными предложениями по решению проблем страны. Здесь Сахаров выступает как ярый правозащитник: законность, порядок, гласность, отсутствие привилегий, но, прежде всего защита прав человека поставлена им выше других целей. Вновь он касается вопросов внешней политики, где предлагает «стремиться к невмешательству во внутренние дела других социалистических стран и к экономической взаимопомощи», «выступить с инициативой создания нового международного консультативного органа – «Международного совета экспертов по вопросам мира, разоружения, экономической помощи нуждающимся странам, по защите прав человека, по охране природной среды»[6]. Не осталась без внимания и экономическая отрасль, здесь автор предлагает увеличить хозяйственную самостоятельность всех производственных единиц, принять решения по расширению гласности в работе госучреждений всех ступеней. В социальной области А.Д.Сахаров останавливается на необходимости отмены смертной казни, улучшения качества образования и медицинского обслуживания, повышения оплаты и самостоятельности преподавателей, учителей и медработников всех уровней. Эта записка является своего рода программой выхода из кризиса, на неё не ответили. Однако она очень важна для понимания глубины взглядов Сахарова, его мировоззрения.