Полностью концепция Сахарова была сформулирована в 1975 г. в его сравнительно малоизвестной статье «О советском обществе», опубликованной лишь через 15 лет после того, как она была написана. В ней он описывает реальную жизнь в стране, где за внешним спокойствием прячется море проблем: «в стране необыкновенно много несчастных, обойденных судьбой людей: одиноких стариков с ничтожными пенсиями, людей, не устроенных в жизни, не имеющих работы или возможности учиться, или приличного, даже по нашим нищенским нормам, жилья; хронических больных, которые не могут попасть в больницу; бесчисленное множество спившихся, опустившихся людей; полтора миллиона заключенных, жертв слепой и часто несправедливой, продажной и зависимой от властей и местной «мафии» судебной машины, которые навсегда выкинуты из нормальной жизни; просто неудачников, не сумевших вовремя сунуть кому надо взятку. Всем им практически невозможно помочь, да и мало кто пытается это делать в общей обстановке трудной, изнуряющей борьбы за пропитание большинства населения, сытой самодовольной замкнутости меньшинства, показной и малоэффективной социальной структуры. Отчаявшиеся люди осаждают высокие приемные, откуда многих из них, особенно надоедливых, прямым ходом увозят в психиатрические больницы...»
Далее А.Д. Сахаров развенчивает миф о исключительности советской политико-экономической системы, которая, с точки зрения официальных постулатов пропаганды является прообразом для всех остальных стран. Несоответствие этого тезиса реальности является источником закрытости советского общества, которая в свою очередь создает условия для множества негативных явлений внутренней и внешней жизни. «Современное советское общество, как я думаю, (и это главная теоретическая посылка Сахарова) наиболее кратко следует охарактеризовать как «общество государственного капитализма», то есть строя, отличающегося от современного капитализма западного типа полной национализацией, полной партийно-правительственной монополией в области экономики - а тем самым и в области культуры, идеологии, и в других основных областях жизни». А полная государственная монополия неизбежно оборачивается несвободой, вынужденным конформизмом, ведь каждый полностью зависит от государства. В критические периоды несвобода рождает террор, в более спокойные - власть бездарной бюрократии, серость и апатию.
Характеристика общественных отношений, данная Сахаровым в этой статье, как и в ряде иных выступлений этого периода, находилась в вопиющем противоречии с официальной политической доктриной развитого социализма. Разумеется, позиция Сахарова не только не обсуждалась, не допускалось включение ее в оборот общественного мнения. Она была изъята из обращения с помощью средств идейного контроля и блокирования информации.
19 сентября 1977 года Сахаров направил письмо в Организационный комитет симпозиума по проблеме смертной казни. В нем он подробно описывает, почему он против смертной казни. Для него это «жестокий и безнравственный институт, подрывающий нравственные и правовые устои общества»[7]. Государство, которое присваивает себе право на самое страшное и абсолютно необратимое действо: лишение жизни, не может рассчитывать на улучшение нравственной атмосферы в стране. Он отрицает сколько-нибудь существенное устрашающее действие смертной казни на потенциальных преступников, а уверен в обратном – «жестокость порождает жестокость»[8]. В письме он проявил себя как истинный гуманист, он допускает изменение личности преступника, даёт ему шанс вернуться к нормальной жизни после заключения.
Не менее важную роль для понимания взглядов Сахарова имеет другая его статья - «Движение за права человека в СССР и Восточной Европе – цели, значение, трудности», написанная в 1978 году. В ней он ещё раз подчеркивает, что «коммунистическая идеология, с её обещанием общемирового общества социальной гармонии, труда, материального процветания и свободы в будущем, на деле в государствах, называющих себя социалистическими, трансформировалась в идеологию партийно-бюракратического тоталитаризма»[9]. Ему же наиболее разумной представляется общественно-политическая идеология, выдвигающая на первое место права человека. Сахаров убежден в необходимости гражданских и политических прав: «Право на свободу убеждений и распространение информации, право на свободный выбор страны проживания и места проживания внутри страны, свобода вероисповедания, право на забастовки, право образования ассоциаций, отсутствие принудительного труда – являются гарантией свободы личности, осуществления социальных и экономических прав человека, международного доверия и безопасности»[10]. Сахаров по пунктам доказывает в этой статье, что эти гражданские и политические права наиболее сильно нарушаются в СССР. Итак, А.Д. Сахаров в данной статье показал, что его идеология – это защита прав человека, это борьба против страданий людей.
Из Горького он в 1980 году пишет свое Открытое письмо Президиуму Верховного Совета СССР, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневу. В нем он поднимает тему войны в Афганистане, которая к тому моменту продолжалась уже 7 месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев - не только партизан, но главным образом мирных жителей - стариков, женщин, детей, крестьян и горожан. Более миллиона афганцев стали беженцами. Но главная причина, по которой Сахаров просит о завершении всех военных операций в Афганистане – это то, что «внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны, не осуществляются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из-под контроля»[11]. Сахаров предлагает, чтобы нейтралитет, мир и независимость Афганистана гарантировалась Советом Безопасности ООН. Также в этом письме он обращается с просьбой освободить «узников совести, осужденных и арестованных за убеждения и ненасильственные действия»[12]. Вновь и вновь Сахаров выступает, как ярый защитник прав человека.
В 1989 году А.Д. Сахаров избирается народным депутатом СССР и становится одним из самых активных депутатов перестроечного периода. Он – приверженец либеральных ценностей, инициатор демократической волны.
Сахарову предложили войти в состав Верховного Совета, и к удивлению всех, он отказался, скромно заявив: “Я не родился для общественной деятельности”. Потому что он всегда острее других чувствовал свою ответственность перед людьми и обществом, – как ученый-атомщик, просто как человек. К тому же ему чуждо было подчинение, для него важнее была свобода и независимость.
Сахарова-депутата волнуют и серьезно беспокоят события в Грузии, произошедшие 9 апреля 1989 года. Он активно выступает за отмену действий антидемократических законов о митингах и демонстрациях, за отмену шестой статьи Конституции (призывает ко всеобщей политической забастовке 11 декабря с требованием отмены этой статьи) и принятие важного в то время документа “Декрет о власти”.
Он участвует в выработке текста резолюции Межрегиональной группы депутатов “О национально-конституционной реформе” и завершает свою работу над проектом Конституции Союза советских республик Европы и Азии, выступает с осуждением войны в Афганистане, против кровавой расправы в Китае над мирными демонстрантами в Пекине на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 г.
Обратимся теперь к одной из его самых главных разработок в общественно-политической жизни - проекту Конституции Союза советских республик Европы и Азии. Она состоит из 45 пунктов и охватывает все стороны жизни общества. Конституцию Сахарова можно условно разделить на несколько частей. В первой (1-15 пункты) раскрываются основные права граждан, цели Союза. Цель народа Союза Советских республик Европы и Азии и его органов власти ученый определил как счастливую, полную смысла жизнь, материальную и духовную свободу, благосостояние, мир и безопасность для всех людей на Земле, независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения. Долгосрочная же перспектива – это сближение социалистической и капиталистической систем как единственное решение глобальных и внутренних проблем. По конституции все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье, а гарантированные гражданские права – это свободу убеждений, свободу слова и информационного обмена, свободу религии, свободу ассоциаций, митингов и демонстраций, свободу эмиграции и возвращения в свою страну, свободу поездок за рубеж, свободу передвижения, выбора места проживания, работы и учебы в пределах страны, неприкосновенность жилища, свободу от произвольного ареста и не обоснованной медицинской необходимостью психиатрической госпитализации (п.6). Признана недопустимость смертной казни в мирное время, применение ядерного оружия и устанавливается принцип презумпции невиновности.
Вторая часть Конституции посвящена республикам, состоящим в Союзе и их правам. Основополагающим и приоритетным правом каждой нации и республики является право на самоопределение. Республика имеет право выхода из Союза. Входящие же в Союз республики принимают Конституцию Союза в качестве Основного закона, действующего на территории республики, наряду с Конституциями республик. Республика может иметь республиканскую денежную систему наряду с союзной денежной системой, обладает полной экономической самостоятельностью. Республика имеет собственную, независимую от Центрального правительства систему правоохранительных органов. На территории республики государственным является язык национальности, указанной в наименовании республики. Если в наименовании республики указаны две или более национальности, то в республике действуют два или более государственных языка. Во всех республиках Союза официальным языкам межреспубликанских отношений является русский язык.