Широкое участие населения, открытая конкуренция - основные признаки эффективного преобразования традиционных обществ в современные при условии, что степень вовлеченности граждан в систему представительной власти будет высокой.
Либералы, так же как и консерваторы, большое значение придавали активному участию граждан в политическом процессе, но основной акцент переносили с создания централизованных институтов, призванных поддерживать политическую стабильность в обществе, на возможность диалога между властью и населением.
Таким образом, если либералы акцентируют свое внимание на интеграции общества на основе культуры, образования, религии и т.д., то консерваторы - на создании авторитарной власти, так как стабильность, четкая организованность и порядок смогут обеспечить эффективный процесс перехода общества от традиционного в современное, а сильное правительство сможет обеспечить необходимые условия успешного проведения реформ.
В 80-е годы начинают распространяться идеи о невозможности строгого противопоставления традиции и современности. Поэтому многие авторы, не отрицая важность таких факторов, как технологический прогресс, внедрение "западных" институтов и норм, отмечают вторичность этих факторов и их зависимость от господствующих в том или ином обществе социокультурных ценностей.
Во второй половине 1980-х годов возникает концепция политического развития, основанного на сохранении социокультурных традиций без навязывания чуждых (западных) образцов.
Связь между модернизацией и развитием была пересмотрена: первая стала рассматриваться не как условие второго, а как его функция. Приоритетной целью было названо изменение социальных, экономических, политических структур, которое могло проводиться и вне западной демократической модели.
Некоторые теоретики (М. Леви, Д. Рюшемейер) даже пытались вывести некий закон глобальной дисгармонии, раскрывающий несовпадение социокультурного характера общества и потребностей его преобразования на основании универсальных целей.
Также к исследователям данного периода относятся А. Абдель-Малек, А. Турен, С. Хантингтон, Ш. Эйзенштадт и др.
Таким образом, мы видим, что на первых порах теория политической модернизации рассматривалась только как вестернизация развивающихся стран.
Постепенно исследователи стали приходить к выводу, что такой подход является односторонним, так как он не учитывает традиции тех или иных стран.
Поэтому в конце XX века важное внимание стало уделяться социокультурным особенностям. Во многом это было связано с тем, что прежние концепции перестали соответствовать современным реалиям.
В конце 2008 года в России завершилось формирование малопартийной системы: из 15 партий, зарегистрированных на начало года, к декабрю осталось лишь 6.
В ближайшее время регистрацию должна получить и новая либеральная партия "Правое дело". В Послании Федеральному собранию Президент пообещал некую либерализацию партийной системы.
В частности, снижается минимальная численность партий; отменен избирательных залог, необходимый для регистрации на выборах; думским партиям будет предоставлен доступ к государственным СМИ; партиям, набравшим 5-7% голосов на выборах, гарантированы 1-2 депутатских мандата.
В связи с этим перед нами очередной этап трансформации политической системы России, который даёт возможность предположить три сценария функционирования политической системы в будущем.
Суть первого сценария состоит в формировании системы с двумя доминирующими политическими партиями ("Единая Россия", "Справедливая Россия"). К достоинствам двухпартийного сценария можно отнести предсказуемость.
Однако выборы депутатов Государственной думы в декабре 2008 года показали, что любые заявки на создание "второй партии власти" встречают сильное сопротивление у деятелей правящей политической организации.
Второй возможный сценарий - это возврат к однопартийной политической системе. Такая возможность не исключается, если в России обострятся противоречия в элите или следствием экономического кризиса станет катастрофическое падение уровня жизни большинства населения.
Третий, как нам представляется, самый вероятный сценарий, - это постепенное перерастание партийной системы в систему ограниченного плюрализма, степень свободы в которой определяет Кремль.
Отчасти это подтверждается резким сокращением числа политических партий после думских выборов 2008 года. При такой системе российским партиям будет сложно эволюционировать и бороться не только со своим низким уровнем развития, но и за институциональную силу парламента.
К тому же не стоит забывать, что часть экспертов считают, что в последние годы партийная конкуренция сдерживалась законодательно. Хотя можно признать, что попытка создания либерального проекта "Право дело" является реакцией власти на снижение демократичности избирательных кампаний.
Однако это свидетельствует о плачевном положении гражданского общества, которое оказалось не в состоянии сформулировать и институциализировать либеральные идеи в новый проект правой партии, что выглядит неестественно, когда в политической повестке дня вновь возник вопрос модернизации России.
Но создание прокремлевской демократической партии неизбежно изменит всю структуру партийной системы, которая будет выглядеть несколько сложнее, чем классическая двух - или трехпартийная модель.
Пока же можно утверждать, что к следующим думским выборам (декабрь 2011 года) число партий не изменится, по крайней мере, в сторону увеличения.
Со сложностями столкнутся непарламентские партии, поскольку отменяется избирательный залог, который давал возможность некоторым партиям ("Патриоты России", "Яблоко") принять участие в региональных выборах.
Как свидетельствуют региональные выборы, так называемая парламентская льгота даёт думским партиям огромное преимущество. Отмена же избирательного залога лишает непарламентские партии хоть каких-либо шансов принять участие в региональных выборах.
Признавая необходимость объединяющей идеологии, представители региональной элиты выделили в качестве её основ идеи, соответствующие потребностям только граждан страны, то есть элитой не рассматривается возможность объединения граждан и представителей власти на основе общих ценностей.
Это свидетельствует о том, что элита воспринимает процесс консолидации общества как "навязанный", сутью которого является не поиск связующего звена между правящей элитой и гражданами, а нахождение новых способов управления обществом как объектом манипулятивных технологий, что, тем не менее, вполне соответствует потребности общества в активизации роли государства в процессе развития страны.
1. Гельман, В.Я. Постсоветские политические трансформации: наброски к теории / В.Я. Гельман // Общественные науки и современность. - 2007. - № 1.
2. Мельвиль, А.Ю. О траекториях посткоммунистической трансформации / А.Ю. Мельвиль // Полис. - 2008. - №2.
3. Капустин Б.Г. (2008) Конец "транзитологиии"? О теоретическом осмыслении первого посткоммунистического десятилетия // Полис, № 4.
4. Красильщиков В.А. (2008) Вдогонку за прошедшим веком: Развитие России в XX веке с точки зрения мировых модернизаций. М. "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЕН).
5. Хантингтон С. (2007) Третья волна. Демократизация в конце XX века. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЕН).
6. Демократия: развитие российской модели (2008) /Под общей редакции проф. Юргенса И.Ю. М.: Экон-Информ.
7. Локосов В.В. (2009) Российское сообщество: трансформация целей, интересов, ценностей. М.: РИЦ ИСПИ РАН.