В товарной структуре экспорта исключительно высока доля нефти и газа, а также продовольствия и сырья растительного происхождения и руд металлов. В последнее десятилетие стал увеличиваться экспорт готовых изделий из Африки, главным образом тканей и одежды. Территориально основная часть производства и экспорта готовых изделий приходится на страны Северной Африки. В структуре их импорта в целом преобладают готовые изделия (до 70%), главным образом, средства транспорта, машины и оборудование, а также продовольствие. В географическом отношении внешняя торговля стран Африки ориентирована на промышленно развитые страны. Около половины экспорта и импорта приходится на государства ЕС, что связано с относительной географической близостью и сложившимися за годы колониализма разносторонними экономическими связями. Около 20% экспорта и 10% импорта приходится на США. В связи с распадом СССР торговые связи с Африкой сократились с максимальных цифр экспорта (6,5%) и импорта (9,0%) до соответственно 2,5 и 2,0% (между Россией и Африкой) в настоящее время.
Внутриафриканская торговля ввиду схожести экономических структур многих стран Африки и неразвитости внутренних путей сообщения не получила большого развития (примерно 6,5% экспорта и импорта).
Отсталость дополняется конфессиональным и цивилизационным расколом Африканского континента. Народы Северной и Восточной Африки относятся к исламскому миру, Эфиопия исторически сама по себе составляла особую цивилизацию, а в Южную Африку переселенцы из Европы (преимущественно из Голландии, Франции, Англии) принесли европейскую культуру, распространив христианство. В Африке христианство существенно трансформировалось.
Постепенно в Африке сформировались два больших геополитических пространства, разделенных конфессиональными различиями. Первый ареал представляет Северо-Восточная Африка, тяготеющая к мусульманскому миру, второй ареал — Тропическая Африка южнее Сахары с возможным центром в ЮАР. Этот цивилизационный и геополитический раскол привел к нарастанию исламского фундаментализма, сторонники которого объявили «священную войну» против светских государств региона Алжира, Египта, Судана.
3. Африканский фактор в геополитической картине мире
Снижение мировой экономической активности в последние как никогда ясно показывает, что нельзя поддерживать процветание в странах с хорошо развитой экономикой в условиях широкого распространения бедности. Ярким доказательством чему служит Африканский континент. Интеграция в международную экономику принесла небывалые выгоды в виде роста доходов и повышения благосостояния большей части мира. Однако эта нарастающая волна процветания слишком многих оставила за бортом, например, почти все страны, расположенные к югу от Сахары. Сейчас разговоры об экономической стабильности и сокращении масштабов бедности остаются просто разговорами, когда нет стратегии борьбы с пандемией ВИЧ-инфекции и СПИДа.
Политическая нестабильность и отсутствие жизнеспособной экономики на континенте отразились, естественно, на положении народов Африки. Социальные условия, вызванные указанными выше факторами, привели к дегуманизации континента.
Представление об истинном положении в Африке подкрепляется некоторыми недавно опубликованными Всемирной Организацией Здравоохранения статистическими данными, характеризующими условия жизни африканского населения.
Из 600 миллионов человек, живущих к югу от Сахары, 100 миллионов страдают разного вида умственными расстройствами. Причины этого бедствия: геноцид, гражданские беспорядки, войны, уничтожение семейных и общественных традиций, урбанизация и, конечно, нищета.
Данные причины можно воспринимать как черты более глобальной реальности нынешнего переходного периода в Африке. Очевидно, что постколониальная борьба и разочарования последних 40 лет оказали такое же, если не более сильное влияние на наш континент, чем предшествовавший им ужасный период рабства и колониализма, оставившие глубокую травму в душах людей. Такое понимание нынешней ситуации отрицается многими из тех, кто предпочитает видеть корни современных проблем Африки где угодно, но только не в вышеперечисленных обстоятельствах, но, с другой стороны, его нельзя и полностью проигнорировать. Кого бы мы ни пытались обвинить - а необходимым условием возрождения Африки является отказ от «синдрома перекладывания вины» - ясно одно: старая Африка с присущими ей крепкими семейными и общинными узами и глубоко заложенной духовностью постепенно исчезает. Складывается впечатление, что все народы Африки находятся в состоянии переходного периода. К этому следует добавить, что нестабильность государств и целых регионов ложится тяжелым бременем на каждую отдельную личность. По данным ВОЗ, данная проблема усугубляется нехваткой денежных средств, а также нерешительными действиями безвольных политиков. Боль, потери и травмы, вызываемые всеразрушающими преобразованиями, оказывают непреодолимое воздействие на людей. Статистика, опубликованная ВОЗ, красноречиво свидетельствует о том, что человеческое лицо Африки полностью обезображено[3].
Все эти факторы подчеркивают необходимость выработки более широкой концепции, в рамках которой можно было бы ответить на важные вопросы, связанные с глобализацией. Эта концепция должна исходить из того, что все человечество живет в едином мире, и закладывать основу процветания для всех. Прежде всего, достижение успеха в борьбе с бедностью послужит ключом к стабильности и миру в двадцать первом веке, и нигде линия фронта этой борьбы не обозначена четче, чем в Африке.
Многие африканские лидеры работают сообща над разработкой стратегий ускоренного роста экономики и развития, а также стратегий, направленных на резкое сокращение масштабов бедности, которая получила широкое распространение на африканском континенте. Так называемая Новая африканскую инициатива тесно связана с основополагающими принципами собственности, руководства и ответственности за устранение внутренних препятствий на пути устойчивого роста в африканских странах. Основное внимание в Новой африканской инициативе уделяется четырем важнейшим элементам.
Первое и главное - ясное осознание того факта, что мир, демократия и добросовестное управление – необходимые предпосылки для инвестиций, роста и сокращения масштабов бедности.
Во-вторых, в этой инициативе содержится призыв к разработке планов действий по созданию и развитию систем здравоохранения и образования, а также инфраструктуры и сельского хозяйства.
В-третьих, в ней справедливо присутствует опора на частный сектор и экономическую интеграцию на региональном и глобальном уровнях.
И, в-четвертых, в ней определяются конкретные шаги по созданию более производительных партнерств между Африкой и ее двусторонними и многосторонними партнерами, а также партнерами по развитию из частного сектора.
МВФ, Программа развития Организации Объединенных Наций и Африканский банк развития работают в том же направлении.
Однако наиболее существенный вклад в стабилизацию и развитие Африки могут внести только сами народы, населяющие обширный Континент.
Начало «второму освобождению» Африки, когда однопартийная монополия власти сменилась многопартийной выборной системой, было положено выборами в Намибии в ноябре 1989 года, которые состоялись до провозглашения независимости, а также самим фактом провозглашения независимости этой страны в 1990 году. Это оформилось в четкую тенденцию, и к концу ХХ века в 45 странах были проведены многопартийные выборы.
Однако некоторые из этих стран вернулись позже к военному правлению, затем снова к гражданскому, и существование многопартийной системы, в целом, находилось под угрозой исчезновения вследствие отсутствия стабильности и вспыхивания военных конфликтов.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на определенные перемены, демократические системы во многих странах пока еще очень неустойчивы. Демократия находится там пока еще в зачаточном состоянии, и первые попытки ее укрепления не всегда приводят к успеху. Как бы то ни было, Африка нуждается в максимально возможной помощи и поддержке в достижении стабильности, являющейся жизненно важной для нее и создающей основу для ее возрождения. Африка должна будет сама решить, что для нее наилучшим образом подходит, и придать этому конкретные формы.
Относительно стран Африканского континента Россия в последние годы проводит последовательную политику расширения экономического сотрудничества и невмешательства во внутренние дела развивающихся государств.
Россия разделяет стремление народов и государств Африканского континента самостоятельно определять свое будущее, брать на себя основную ответственность в вопросах обеспечения мира и безопасности, управления экономикой, бережного использования природных ресурсов, борьбы с коррупцией и эффективного использования средств, выделяемых на помощь развитию. Все это нашло отражение в программных установках «Нового партнерства для развития Африки» (НЕПАД).
Россия непосредственно и инициативно участвовала в выработке Плана действий по Африке, принятого на саммите «Группы восьми» в Кананаскисе. Этот документ нацелен на содействие реализации НЕПАД и на те области партнерства, в которых «восьмерка» может реально способствовать преодолению комплексных вызовов, стоящих перед Африкой.
С точки зрения интересов России в Африке, большую важность представляет то обстоятельство, что активная политика Запада, прежде всего США, создала, причем закономерно и логично, новые возможности для России на континенте. Африканские руководители увидели в России перспективного партнера, своеобразный буфер, смягчающий натиск американской дипломатии. Анализ высказываний российских и американских государственных, политических и общественных деятелей, различных источников и материалов на эту тему позволяет предположить, что наиболее перспективными сферами для российско-американского взаимодействия в Африке в на стоящее время являются: (1) содействие африканским странам в повышении продуктивности сельскохозяйственного производства; (2) помощь в борьбе с эпидемиями острозаразных заболеваний, типа СПИД, малярии и др.; (3) борьба с распространением пустынь; (4) помощь странам континента в урегулировании конфликтных ситуаций; (5) содействие в развитии телекоммуникаций и средств связи; (6) составление подробного географического атласа Африки и т.д.Выступая за формирование комплексного подхода к решению острых проблем Африки, наша страна в соответствии со своим статусом в СБ ООН вносит весомый вклад в миротворчество на континенте, в т.ч. в выработку в рамках Совета Безопасности стратегии урегулирования конкретных вооруженных конфликтов и определение мандатов соответствующих миротворческих операций. Российские военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел - на данный момент в общей сложности около 140 человек - задействованы во всех операциях ООН по поддержанию мира в Африке - в Бурунди, Демократической Республике Конго, Западной Сахаре, Сьерра Леоне, Эфиопии и Эритрее, Кот-д'Ивуаре, Либерии и Судане.
В России осуществляется подготовка афромиротворцев. Рассматривается возможность расширения сотрудничества с африканскими государствами в этой сфере. Наша страна намерена и впредь всемерно способствовать укреплению стабильности в Африке, содействовать формированию собственного антикризисного потенциала африканских стран. Прорабатываются практические аспекты подключения российских структур к реализации соответствующих международных программ.