Смекни!
smekni.com

Государствообразующие концепции украинских гетманов (стр. 3 из 6)

Сущность эстетических явлений удалось определить только на почве более развернутого философского метода диалектики и материализма. Ведь правильное понимание сущности эстетического возможно только тогда, когда человека и ее сущностные силы рассматривать в условиях жизненных обстоятельств, которые их окружают и делают тем, чем они являются на самом деле. Кроме этого, необходимо и понимание мира как живой, чувственной деятельности индивидов – его неотъемлемых составляющих и активных преобразований.

Таким образом, понять, что такое эстетическое как чувственное можно не путем анализа и систематизации конкретных объектов эстетического восприятия, а через раскрытие общих законов практико-духовного освоения человеком действительности, через понимание того, как эти законы обуславливают ту особенную структуру человеческого познания, которая и делает возможным и необходимым эстетическое отношение и восприятие. Идется, собственно, о проблеме исследования практических и духовных предпосылках, которые исторически возникают в ходе развития человеческого общества.

Эстетическое восприятие всегда акцентируется именно на общественную значимость предмета, явления, поступка. В акте эстетического отношения окружающий мир интересует человека не сам по себе, а в тесной связи с ее деятельностью и содержанием жизни. Именно это дает возможность индивиду в акте чувственного восприятия одновременно и познавать общественную сущность явления, и оценивать его взглядом того наивысшего интереса, что основывается на всей совокупности общественных характеристик человека. Вот что писал по этому поводу известный украинский ученый А. Канарский в своем труде, посвященном этой проблеме: «Сама по себе предметная и природная сторона предмета или явления не представляет содержание феномена чувственного: чисто предметного, природного отношения человека к окружающему, к природе не существует. Оно всегда отражает отношение человека к другому человеку, к обществу, в конечном итоге – через отношение его к самому себе. Поэтому и нет такого предмета, который в действии только одного чувства определяла бы чувственное состояние человека».

К эстетике как философской науке, что определяла свой предмет, уже Баумгартен предъявлял требования быть одновременно и теорией чувственного познания, и теорией художественной деятельности, искусства. И на самом деле, она не могла ограничиваться только изучением чувственного познания, потому как потеряла бы свое самостоятельное значение, превратилась бы просто в раздел философской теории познания. И если эстетике ограничиться только теорией искусства, она утратит свою связь с философией, потеряет логико-гносеологическую основу, которая так необходима для понимания природы искусства, эстетической деятельности человека в общем. В этом случае она стала бы чисто эмпирическим описанием разных видов искусства или же их историей. Вот поэтому перед эстетикой стоит ныне задача органично связать эти два разных момента и создать или такую теорию познания, которая бы стала теорией искусства, или такую теорию познания и художественной деятельности, которая была бы и ее теорией познания и логикой. Так писал в 70-х годах известный наш философ П. Копнин.

Отечественная эстетическая наука, опираясь на достижения мировой эстетической мысли, проводила в 60 - 80-х годах последовательное комплексное исследование природы эстетического, ощутимо приближаясь к истинному пониманию его сущности. Эти исследования были представлены разными школами и направлениями – «природниками», «общественниками», представителями так называемой трудовой концепции и «деятельного» подхода. Однако, при всем разнообразии подходов к решению проблемы эстетического таких разных ученых, которыми были М. Лившиц и Г. Поспелов, Г. Недошивин и Е. Ильенков, В. Толстых и С. Гольдентрихт, В. Иванов и А. Канарский, созданная ими теория существенно расширила предмет эстетики, вывела эстетику за границы философии искусства. В конце концов, сформировалось стойкое и теоретически обоснованное представление про эстетическое как специфично духовное, чувственное отношение человека к миру. Самой важной характеристикой такого отношения является способность человека самореализоваться целостно и всесторонне.

Рождаясь вместе с практической потребностью, эстетическая потребность растет и развивается только при условии свободы человека, независимости ее от окружающей среды, от природной необходимости. Мир эстетического и красоты – это мир, где человек является свободным от повседневной практической потребности. Именно поэтому развитие эстетического, духовного отношения к действительности непосредственно связано с ростом материальным могуществом человечества. Ведь чувства, которые находятся в плену грубой практической потребности, обладают только ограниченным содержанием. Для слишком изголодавшегося человека не существует человеческой формы еды, потому что он думает о еде как о существовании и самом процессе ее принятия, и мало чем отличается от поглощения еды животным. Вот почему опечаленный заботами, изморенный постоянными лишениями человек невосприимчивый даже к самому прекрасному зрелищу.

Таким образом, эстетическое отношение к предмету отличается от одностороннего, утилитарно-практического тем, что отражает меру достигнутого человечеством богатства многогранности и целостности общественной практики и, соответственно, богатства и многогранности человеческого отношения к миру. В эстетическом отношении человека, который является свободным от узкоэгоистического интереса и выгоды, поднимается до бескорыстного, действительно человеческого отношения к предмету. Именно поэтому эстетическое отношение является одновременно духовным – оно развивает духовный мир человека.

В истории мировой культуры сложились два основных стереотипа людей: первые - склонные к удовольствию и в связи с этим деградируют духовно, и вторые, наоборот, свободные от чувственных нужд аскеты, которые осознанно отказываются от радостей жизни во имя духовного усовершенствования. Эстетическое развитие общества как раз и есть исторической мерой гармонии природного и социального, когда чувственные нужды человека могут быть удовлетворены без обязательного физического владения предметом.

Как мы видим, процесс всемирно-исторического развития общества совпадает с эстетическим развитием, поскольку предусматривает последовательное движение общества от необходимости в материальных благах к относительной свободе, где главным заданием является не производство материальных благ как самоцель, а развитие творческих способностей человека во всех сферах жизни, универсальное и гармоничное развитие человеческих сил. При этом следует помнить, что такая свобода приобретается только благодаря всестороннему развитию производственных сил общества и самого человека. Таким образом, категория эстетичного является обозначенным понятием, которое характеризует специфично человеческий чувственный аспект всесторонне-исторической практики, которая снимает противоречие свободы и необходимости человеческого труда.

В категории эстетическое, как она понимается в современной эстетике, заложены фундаментальные идеи:

1. о диалектическом единстве универсального развития человеческой деятельности и творчества по законам красоты;

2. о взаимосвязи развития производственных сил человечества с развитием богатства человеческой природы как самоцели;

3. о взаимозависимости развития индивида, а, следовательно, и его духовного мира от универсального его практического отношения к действительности;

4. про особенности творческого труда в условиях «царства необходимости» и «царства свободы».

Такое понимание сущности эстетического дает возможность по-новому подойти к разрешению многих теоретических вопросов, например таких, как природа творческих способностей человека, сущность творчества, происхождение искусства, его связь с продуктивным трудом, отношение искусства к действительности, его социальные функции и задания эстетического воспитания.

Следует также отметить, что современная эстетическая наука проявляет особенный интерес к категориальному аппарату эстетики. Однако сложность состоит в том, что ученые много в чем расходятся в вопросах понимания и толкования принципов обоснования категориального статуса понятий.

3.Почему функции культурологии не являются тождественными

функциям, которые выполняет культура?

Почему функции культурологии не являются тождественными функциям, которые выполняет культура? Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы должны определить, что же такое культура и какие ее функции; и что такое культурология и ее функции.

Вот и приступим к рассмотрению темы культуры. Термин культура восходит к латинскому слову «cultura», которое означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность- единство культуры, человека и его деятельности. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности