Авторитарная тенденция. Она характеризуется как жесткая командно-административная система, проводящая так называемый радикальный курс реформ на основе исторически изживших себя концептуальных положений. Ее проявления связаны со старыми методами руководства в политической сфере. В условиях сужения сторонников (социальной базы) такого политического курса в России исполнительная власть вместе с президентскими структурами превращаются в заложников политического радикализма, теряющего легитимность по мере обострения ситуации. Авторитарный режим способен в политическом направлении дистанцировать в сторону диктатуры. В такой обстановке в России может установиться режим крупной финансовой, криминальной буржуазии и высшего чиновничества.
Характерными чертами такого вида социальной политической ситуации как тенденции могут являться: монопольное господство в разработке и реализации политических концепций узкого круга представителей с неограниченными правами; политическое давление государственных институтов на социальные группы и индивидов, не разделяющих официально декларируемые политические воззрения; неприятие поливариантности взглядов на происходящие в обществе процессы и перспективы их развития; жесткая цензура в отношении деятельности средств массовой информации и печати.
Анархическая тенденция. По своему содержанию она характеризует такое состояние политической сферы, в котором интенсивно набирает силу процесс ее разрушения. В ходе доминирования такой тенденции на передний план выдвигаются деструктивные силы. Они ведут к игнорированию конституционных положений, нарушению законности и правового порядка, разрушению государственных институтов и сложившейся системы власти. В теоретических взглядах в обществе превалируют демагогические положения, способствующие пропаганде и внедрению антигуманизма, аморализма и бесправия, деградации духовности личности.
Особенностями такой тенденции социально-политического развития России являются: разбалансированность управления политическими и социально-экономическими процессами в обществе со стороны государственных институтов; отсутствие политической стабильности в государстве из-за непримиримости политических партий в борьбе за власть; крайний релятивизм в функционировании духовных ценностей в обществе благодаря пропаганде аморализма, вседозволенности, правового произвола.
Милитаристская тенденция. Она возможна в результате обострения социально-политического кризиса в стране, тяжелых последствий в экономике, приведших к обнищанию трудящихся масс, глубоким и затянувшимся социальным потрясениям. В такой ситуации военная верхушка и поддерживающая ее часть армии способны в условиях паралича власти захватить государственные и политические рычаги управления. Ее возможным следствием выступает введение чрезвычайного положения. По своей сущности такая крайняя форма политической тенденции развития страны представляет собой сворачивание свобод и прав человека, ограничение передвижений людей. В процессе функционирования такой тенденции происходит замена гражданского руководства государства преимущественно военными представителями.
Особенности милитаристской тенденции, как возможной в модели социально-экономической безопасности в России, связаны со следующими признаками: преследование лиц, критически высказывающихся в отношении господствующего режима власти; введение жесткой цензуры на средства массовой информации, ограничение и закрытие военными властями газет и журналов, не выражающих лояльность по отношению к ним; директивность и жесткость управления всеми властными структурами и сферами жизнедеятельности общества.
Отмеченные тенденции в развитии социально-политической ситуации в России не являются жесткими и абсолютными. В условиях нестабильного развития общественной системы те или иные элементы различных тенденций могут взаимно переплетаться. Данное явление свойственно и современному этапу развития нашей страны.
Список литературы
1. Арцибасов Н.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 2009
2. Вольман Г. Чем объясняется стабильность политического и экономического развития Федеративной Республики Германии // Государство и право, 2002, № 11, с. 135.
3. Ксенофонтов В.В. Гражданский мир в обществе: сущность и тенденции, 2009