Гражданский мир в обществе: сущность и тенденции
Мир как состояние общества, свободного от политического насилия, гражданской войны и вооруженных конфликтов, исторически почитался народами как великое благо. Это отражено еще в высказывании крупнейшего римского философа, политика и оратора Цицерона: «...любой мир с гражданами казался мне более полезным, чем гражданская война, ибо даже при несправедливых условиях мира мы сохранили бы свой государственный строй». Мысль философа Античности сохраняет свою значимость и в XXI веке.
Важным условием и состоянием общества как системы является гражданский мир. В научной литературе гражданский мир нередко раскрывается как отсутствие в обществе острых социально-политических конфликтов, прежде всего в виде гражданской войны, вооруженного противоборства. Такое толкование верно отражает сущность гражданского мира, но не исчерпывает его.
Гражданский мир представляет собой господство в обществе таких отношений между властью и народом, социальными группами и слоями, политическими партиями, общественными объединениями, а также индивидами, которые обеспечивают разрешение возникающих противоречий и их регулирование без применения средств военного насилия и эффективно служат решению созидательных задач общества, его стабилизации.
Гражданский мир как специфическое состояние общества характеризуется рядом атрибутивных свойств.
По своему генезису такой мир создается преимущественно ненасильственными средствами. К ним относятся: обеспечение свободы, демократического развития во всех областях жизнедеятельности народов, справедливости, признание государством в качестве приоритетных ценностей прав и свобод личности.
По способу существования гражданский мир - это не просто отсутствие деструктивной борьбы между различными объединениями людей в обществе, а уклад жизни, который одобряется и поддерживается большинством населения, представляет собой его исторический выбор.
По характеру реализации он проявляется в таком обществе, где граждане имеют возможность определять программы общественного развития, выбирать руководство, которое является подотчетным и ответственным перед ними, добиваться отрешения от власти законным путем несостоятельных государственных деятелей.
По целевому предназначению гражданский мир представляет собой не устрашение и подавление инакомыслящих и борющихся за свои интересы и взгляды людей, а утверждение отношений между ними, которые исключали бы ненависть, развивали терпимость и партнерство независимо от социального статуса.
Достижение прочного гражданского мира представляет жизненно важный интерес для поступательного развития российского общества. При этом нельзя не учитывать того обстоятельства, что для его поддержания особое теоретическое и практическое значение приобретает определение способов его достижения. Обобщая положения, выдвигаемые в научных трудах поданной проблеме, отметим некоторые из них. Прежде всего, это обеспечение на практике справедливой и обоснованной социально-экономической политики в государстве, ориентированной на достижение достойного уровня жизни граждан, гарантированное соблюдение их прав и свобод. Далее - достаточность использования мирных форм и приемов решения сложных политических вопросов через диалоги, различного рода форумы, соглашения государственных и общественных организаций, партий и движений граждан.
Важно иметь в виду, что ведущая роль в миротворческой деятельности должна принадлежать государству, политической элите общества, выдвигаемым ими правовым и нравственным нормам, способствующим его стабилизации как целостной системы. Актуальное практическое значение в этом плане приобретают Конституция и законы государства, исторически сложившиеся моральные ценности общества, воплощающие на деле идеи мира и гуманизма. Значимым способом поддержания гражданского мира выступает авторитет государственных и общественно-политических лидеров, передовых деятелей науки и культуры, представителей духовенства. Данное обстоятельство предъявляет определенные требования к деловым и нравственным качествам таких лидеров. Они должны обладать высоким уровнем политической культуры, умением идти на компромиссы ради предотвращения политических потрясений, своевременно предвидеть возможные проявления социального недовольства, быть справедливыми ко всем политическим движениям, совестливыми и порядочными.
Вместе с тем нельзя игнорировать то обстоятельство, что когда общественное мнение ставит под сомнение деятельность высших государственных институтов власти, то падает легитимность всего политического режима, возрастает политическая нестабильность как таковая. Разумеется, при низкой легитимности власти ей трудно навести в обществе порядок, которого так жаждут граждане. Конечно, государство вправе применить в определенных масштабах насилие. Еще М. Вебер отмечал: «... государство есть то человеческое сообщество, которое... претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия». Там, где это требование не соблюдается, возникают различные центры власти, которые используют в противоборстве насильственные средства, а учреждения государственной власти не в состоянии обеспечить политическую стабильность. В результате в обществе происходят восстания, бунты, иные формы политического насилия.
С точки зрения минимизации негативного воздействия насилия на политическую стабильность общества, оно должно быть ограничено определенными рамками. Во-первых, насилие может быть лишь последним средством, когда все другие исчерпаны. Это относится в одинаковой мере как к государственному, так и к оппозиционному насилию.
Во-вторых, применение насилия должно быть подчинено принципам избирательности, пропорциональности. Суть таких принципов состоит в том, что для достижения политических целей необходимо использовать минимально возможное насилие, не допуская тотальной войны против политических противников.
В-третьих, субъектам насилия следует максимально придерживаться фундаментальных прав и свобод человека. Для институтов государства это означает, что насилие можно осуществлять только в соответствии с правовыми законами, т. е. нормами, принятыми демократическим путем и имеющими равную обязательность для всего общества. Ориентиром для политических субъектов должны быть нормы международного гуманитарного права, в частности Гаагские и Женевские конвенции, дополнительные протоколы к ним, которые регулируют и внутренние вооруженные конфликты.
Нарушителями гражданского мира в обществе могут стать оторвавшаяся от народа властвующая элита, мафиозные структуры, приемлющие исключительно узкогрупповые интересы материально-денежной наживы, экстремистские политические партии и общественные организации, агрессивно настроенные группы населения.
Важным стабилизирующим фактором мира внутри общества выступает также гражданское согласие. Под ним понимается, во-первых, объединенная общими целями сознательная деятельность людей ради решения жизненно важных задач общественного развития (например, его реформирования); во-вторых, согласованная политика, которая ведет к совместной выработке принципов и норм цивилизованного демократического взаимодействия между различными политическими силами, исключая применение насилия, нетерпимости и вражды; в-третьих, соблюдение в политической сфере жизни общества общечеловеческих правил и норм, способствующих гуманному отношению между людьми независимо от их принадлежности к политическим партиям и движениям. Об этой способности писал еще русский философ В.Соловьев: «Человек в принципе по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра как безусловного содержания». Учет мнения всех субъектов политического диалога помогает преодолеть разделение на большинство и меньшинство, существующие в обществе, снимая тем самым возможные конфликты на этой почве.
Серьезной основой для деятельности различных партий выступает их идейное единство. Рассматривая данный вопрос применительно к программным положениям партий ФРГ, Г. Вольман отмечал: «Относительно незначительная политико-идеологическая поляризация федерального избирательного корпуса является решающим условием функционирования партийной системы в ФРГ, одновременно создавая возможность для крупнейших партий незначительного отклонения "вправо" или "влево" в своих программных установках или действиях».
Важным условием для достижения согласия в обществе является наличие у различных политических партий и организаций достаточно обширных областей общих политических интересов.
База для согласия в обществе расширяется при условии выполнения принятых политическими субъектами обязательств (наказов избирателей, предвыборных программ и т. д.). Этому способствует также создание различных общественно-политических структур: согласительных комиссий, общественных палат, проведение форумов и конференций, создающих возможность для контроля над деятельностью субъектов политической жизни. В ходе политических движений рождаются новые идеи и силы, вызревают партии и движения, происходит отбор талантливых государственных и общественных деятелей.
Важную роль в обеспечении согласия между различными общественными субъектами играют правила политического поведения. Самым общим и главным из них является принятие решений на основе системы голосования, где господствует мнение большинства. По своей сущности такой подход демократичен, но не в полной мере. Игнорирование позиций, интересов и мнения меньшинств ведет к конфликтам, к «раскачиванию лодки».
Консенсус (согласие) как правило политического поведения позволяет сформировать общую волю, на основе которой должны приниматься жизненно важные решения, а общая воля - это не только воля большинства. Консенсус есть среднее мнение. Это, образно говоря, такая точка, где все мнения совпадают; он - своеобразный центр, от которого идут расхождения. Расширение центра есть по сути метод согласования интересов и воль. Его сужение означает пренебрежение интересами и потребностями определенных общественных групп, что само по себе неизбежно ведет к дисгармонии внутри общества, а значит, к сужению объема политической поддержки властных структур массами и снижению политической стабильности как таковой.