Смекни!
smekni.com

Гражданское общество - политологический аспект (стр. 2 из 3)

Обособление общества от всепроникающей власти государства происходило в ходе конфликта в государстве и в обществе, который разрешился в ходе революций XVII-XVIII веков и последующих реформ. Этот конфликт был следствием естественноисторического перехода от абсолютистских властных систем к конституционным, представителям. Сам же переход отражал формирование новых социально-экономических, политических и культурных реальностей. Они были вызваны в жизнь товарно-денежными отношениями, промышленной революцией, появлением слоя самостоятельных товаропроизводителей, кризисом легитимности абсолютистских режимов, секуляризацией (освобождением от церковного влияния) индивидуального и массового сознания, возникновением политических партий, которые стали важным каналом трансляции разнородных интересов различных групп.

Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции. Конечно юридическое равенство не предполагает фактического равенства, оно означает всего лишь равенство возможностей. Однако это создало условия для проявления талантов, способности и инициативе личности.

Свобода человека органически связана с его материальным благополучием, наличием собственности, свободой частного предпринимательства. А частная собственность является не только экономической основой гражданского общества, но и фактором политического нравственного и культурного прогресса.

Значение института частной собственности в формировании гражданского самосознания человека, - в становлении гражданского общества раскрыл русский философ И.А. Ильин (1882-1954). Он полагал, что частная собственность соответствует индивидуальному способу бытия, который дан человеку от природы. Кроме этого, она развязывает хозяйственную предприимчивость и личную инициативу; дает собственнику чувство уверенности; научает человека творчески относиться к труду и любить Родину; закрепляет его оседлость, без которой невозможна культура; единит семью, вовлекая ее в отношения собственности; питает государственный инстинкт человека; пробуждает и воспитывает в человеке правосознание; взращивает в нем чувство гражданской самостоятельности; развивает правильный подход к политической свободе.

Итак, главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы в невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственно законого источника власти.

Очевидно, что процесс формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким – либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствовании

3. ГЕГЕЛЬ И МАРКСИЗМ О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Существенный вклад в разработку теории гражданского общества сделал немецкий философ Г. Гегель. В своей работе «Философия права» он подробно высказал взгляды на гражданское общество. Для него гражданское общество – это прежде всего система потребностей, которая основывается на частной собственности и общей формальной равности людей. Гегель считал, что гражданское общество может возникнуть только на определённом, довольно высоком этапе развития человечества, противопоставляя ему дикость, неразвитость, нецивилизованность. Под гражданским обществом понимается классическое буржуазное общество, созданное, по его словам, только в современности.

Главным элементом в гражданском обществе, считал Гегель, есть человек – его роль, функции, положение. Отдельная личность есть для самой себя целью, и её деятельность направлена прежде всего на удовлетворение собственных потребностей (природных и социальных) – тут она выступает эгоистичным индивидом. Одновременно такой индивид может удовлетворить свои потребности, только находясь в коллективе, в определённых отношениях с другими людьми. «В гражданском обществе каждый для себя – цель, все другие для него ничто. Но без отношений с другими он не может достичь реализации всех своих потребностей». По Гегелю, гражданское общество это не простая совокупность отдельных индивидов, а сложное объединение разных социальных групп, которые сформировались в результате раздела общей работы, имеют внутреннюю структуру и «общественный порядок», обусловленный прежде всего отношениями между богатыми и бедными… Основными принципами, на которых основывается гражданское общество, Гегель называет:

а) частную собственность;

б) личную свободу;

в) публичную проинформированность;

г) свободно сформулированную общественную мысль;

д) справедливые и строго придерживаемые законы.

Планируемые в обществе частнособственничиские отношения казались Гегелю неразрушимыми, а неравность людей прирождённой. Без частной собственности свобода личности невозможна.

К.Маркс углубил ряд положений Гегеля. Он отрицает приоритет государства и права, утверждаемый Гегелем ("государство - это шествие Бога в мире", "великое архитектоническое строение", "иероглиф разума, выражающий себя в действительности"). Маркс был с этим не согласен и считал, что общество должно быть определяющим началом. Он дал четкую характеристику гражданского общества как классового общества. И в этом пошел дальше и глубже Гегеля, хотя и абсолютизировал классы и классовую борьбу. К.Маркс признавал наличие внутренней связи государства и гражданского общества. Каждый человек одновременно и член гражданского общества и подданный определенного государства. В своих исследованиях К.Маркс дает новое измерение гражданского общества: он расширяет его исторические рамки и отождествляет со всяким строем, с любой ступенью развития человеческого общества. В письме к П.В.Анненкову от 28 декабря 1846 г. он писал: "Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей и вы получите определенную форму обмена (commerce) и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, - словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества". Как видим, производительные силы Маркс считает основой развития гражданского общества. Суть этого общества он видит в системе экономических отношений. Практически экономическая жизнь отделена от политических связей в результате чего сужены границы и функции гражданского общества. Маркс вводит новые понятия: "базис и надстройка" взамен "гражданского общества и государства". В конце своей творческой деятельности Маркс фактически отказывается от понятия "гражданское общество". Несомненная заслуга К.Маркса и Ф.Энгельса состоит в том, что они выделили в системе гражданского общества экономические отношения и глубоко их проанализировали: "Государство, политический строй, является подчиненным, а гражданское общество, царство экономических отношений, - решающим элементом". Они правильно отметили роль гражданского общества в человеческой истории и соотношение его с государством: "Отправляясь от гегелевской философии права, Маркс пришел к убеждению, что не государство, изображаемое Гегелем "венцом всего здания", а, напротив, "гражданское общество" является той областью, в которой следует искать ключ к пониманию исторического развития человечества". К сожалению, в меньшей мере было уделено внимание анализу политических, общественных, культурных, нравственных явлений в структуре гражданского общества.


ВЫВОД

Подведём итоги:

- развитие и расцвет гражданского общества происходит в результате крушения феодального строя, хотя предпосылки его возникали и раньше;

- гражданское общество и государство сосуществовали постоянно в диалектическом единстве, представляя как бы две стороны одной медали;

- в структурах гражданского общества рождается гражданин, свободная личность;

- посредством гражданского общества на человека оказывается дополнительное социальное влияние, общественное сознание пропитывается духом экономической, социальной и духовной свободы, ценностями правового государства.

Итак, гражданское общество — это находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью, труда удовлетворяющая потребности своих индивидов. Это комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов (семьи, кооперации и другие объединения, кроме государственных и политических структур). Это совокупность негосударственных отношений в обществе (эконом, социальные, национальные и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы). Это сфера само проявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти.