Смекни!
smekni.com

Гражданское общество в России (стр. 5 из 7)

В первые годы после Октябрьской революции допускался идеологический плюрализм, существование немарсксиетских социально-политических и философских концепций. Среди них можно выделить взгляды “сменовеховцев”. Что же касается официальной партийной идеологии, то до середины 30-х тт. внутри ее существовали различные идейно-политические платформы (Н.Н. Бухарин, Л.Б. Каменев и др.).

Идейно-политическое направление и общественное движение “сменовеховство” получило свое название от сборника “Смена вех”, вышедшего в Праге в июле 1921 г.Смена “вех” означала пересмотр позиции интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Представители этого течения поменяли ориентиры, признали победившую советскую власть и необходимость сотрудничества с нею. Движение включало и часть эмигрировавшей за рубеж, а затем вернувшейся и занявшей видные посты в советской России интеллигенции. Одним из наиболее видных представителей этого течения являлся Н.В. Устрялов (1890–1937). В своих трудах “сменовеховцы” обращали внимание на национальный характер русской революции, выступали за укрепление советской России как великой державы, приветствовали расширение ее сферы влияния на Восток, поддерживали нэп, называли свои идеологические позиции “националбольшевизмом”.

Можно также выделить идейное течение “евразийцев” – взгляды российских ученых, оказавшихся после революции за рубежом, и опубликовавших ряд трудов по проблеме “Россия–Евразия” в 20–30-е гг. Среди них: Л.П. Карсавин, Н.С. Трубецкой и др. В своих работах они высоко оценивали творческий, исторический и политический потенциал русского народа, признавали полезным опыт СССР, выступали за ведущую роль православной идеологии в жизни российского общества, критически относились к опыту западных стран, делали акцент на самобытности России как евразийской державы.

Ведущей и единственной с 30-х по конец 80-х гг. в СССР идеологией являлся марксизм-ленинизм. Утверждение руководящей роли партии большевиков привело к господству в обществе одного идеологического направления – “марксистко-ленинского учения”, ставшего на длительный период времени, по сути, государственной идеологией страны. Норма о руководящей роли партии большевиков в жизни общества была введена в Конституцию СССР 1936 г. (ст. 126), содержалась и в Конституции СССР 1977 г. (ст. 6). В 1989 г., в процессе демократизации российского общества, эта статья была отменена.

С 30-х до конца 80-х гг. политическая наука в СССР выступала в форме таких направлений и дисциплин, как “история КПСС”, “исторический материализм”, “научный коммунизм” (с 1963) и др. Их отличительной чертой являлся классовый подход ко всем явлениям политической жизни, приоритет идей марксизма-ленинизма. В рамках данных политических дисциплин рассматривались такие актуальные вопросы политической теории, как “руководящая роль партии”, “социалистическая демократия”, “закономерности строительства социализма”, “мирового революционного процесса” и др., но дискуссии вокруг них не выходили за рамки партийно-государственной доктрины, что мешало творчески развивать политическую мысль.

Определенный прогресс в развитии политологических исследований был достигнут после преодоления культа личности И.В. Сталина, в период реформаторской деятельности Н.С. Хрущева, когда начали обсуждать пути совершенствования политической системы общества. В середине 60-х гг. была создана Советская (ныне – Российская) ассоциация политических наук, под эгидой и при непосредственном участии которой в 1979 г. в Москве состоялся XII Всемирный конгресс Международной ассоциации политических наук. Политологические исследования стали проводиться на базе Института государства и права. Института конкретных социологических исследований, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Института философии и др. Российские ученые получили возможность встречаться со своими зарубежными коллегами, обсуждать теоретико-методологические основы политических проблем, выходящих за рамки курса истории партии. В 70-е гг. в научный оборот вошли понятия политической системы общества, политического процесса, лидерства и элиты, теории международных отношений; разрабатывались идеи прав человека, как главной цели конституционного закона и демократии, открытого общества, выдвижения нескольких кандидатов на одно место при выборах, суда присяжных и др. Многие из них были реализованы на рубеже 80–90-х гг. В этой связи можно отметить труды российских политологов: Ф.М. Бурлацкого, А.П. Бутенко, А.А. Галкина, В.Н. Кудрявцева, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина и других, сыгравших положительную роль при формировании политической науки как самостоятельной отрасли знания. Получила известность книга М.С. Горбачева “Новое мышление для нашей страны и для всего мира”. В ней были изложены либеральные принципы “перестройки” в СССР, вопросы демократизации советского общества, международных отношений. Проблемной стороной исследования явилась недооценка классовых и национально-государственных приоритетов развития советского общества.

Принципиальное значение для развития политологии в России имеет принятие Конституции Российской Федерации (1993), закрепляющей принципы политического и идеологического плюрализма в российском обществе. В ст. 13. Конституции говорится; “В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”.

К числу важных политико-правовых документов, позитивно повлиявших на развитие как демократии, так и становления гражданского общества в России, следует отнести федеральные законы “О выборах Президента Российской Федерации” (17 мая 1995) и “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (21 июня 1995).

В целом, российская политическая наука, опираясь на историческую традицию и накопленный опыт, новейшие отечественные исследования в теоретической и прикладной сферах политики, имеет соответствующий авторитет в обществе.

3. Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации

Большинство исследователей обращает внимание на сложный, и длительный характер становления современного гражданского общества в России, других странах СНГ. Особенность его состоит в переживаемом этими странами переходе от авторитарной организации политической жизнедеятельности и соответствующего менталитета граждан к демократическому обществу. Этот, нередко зигзагообразный, противоречивый процесс развивается параллельно с созданием правового государства, становлением демократической культуры.

Выступая на открытии Гражданского форума 21 ноября 2001 г. в Кремлёвском Дворце, В.В. Путин отметил, что о государстве "судят не только по политическим успехам и развитию экономики, но прежде всего, по людям, по уровню их личной свободы. По тому, насколько влиятельно там гражданское общество". Он обратил внимание на то, что в России "гражданское общество нельзя пока считать окончательно сформированным. Но думаю, что вряд ли найдутся страны вообще, где можно сказать, что общество окончательно сформировано. В условиях демократии этот процесс является непременным и постоянным. А для России, надо признать, этот процесс только начинается". Он считает "абсолютно непродуктивным, практически невозможным и даже опасным пытаться создавать гражданское общество «сверху». Его вообще невозможно создать "по указке"... Оно вырастает самостоятельно, имеет свою собственную корневую базу и питается духом свободы. И только тогда оно становится действительно гражданским.

Общая картина формирования структур гражданского общества в современной России имеет определённую позитивную тенденцию развития, особенно по сравнению с прошлым, когда свободная гражданская жизнь протекала в основном в формальных и контролируемых организациях. Конституцией Российской Федерации, хотя в ней и отсутствует термин "гражданское общество", закреплены основные права и свободы человека и гражданина, отменена цензура. Сложилась многопартийная система, различные социальные группы и авторы - организации бизнеса, СМИ, профсоюзы и др.

За годы реформ создано более 70 союзов и ассоциаций различного уровня, которые позволяют не только учитывать интересы населения, формулировать их претензии, но и лоббировать их решения через органы власти различного уровня2. Оформляются гражданские протестные движения: против монетизации льгот (январь 2005 г. — 240 тыс. человек), увеличения цен на бензин (февраль 2005 г.— 50 тыс. человек), реформы ЖКХ (март 2005 г. — 100 тыс. человек) и многие др. На некоторые протесты власть реагирует конструктивно, иные - не замечает. Создана Общественная палата. Развитие Интернета в России - в определённой степени заслуга негосударственных, некоммерческих структур. Его становление дало жизнь принципиально новой системе общественной экспертизы качества, достоверности информации, в том числе касающейся работы органов власти.

В Послании Президента России Федеральному Собранию РФ говорилось, что "в условиях демократии невозможно представить себе политический процесс без участия неправительственных объединёний, бёз учета их мнений и позиций. Такой диалог сегодня последовательно развивается, в том числе при конструктивном содействии Общественной палаты. Профессиональный авторитет членов палаты, их открытая позиция усилили влияние гражданских институтов на нормотворческую деятельность, на деятельность правительства и Федерального Собрания. А также на административную практику министерств и ведомств... Отмечу, что увеличивается и государственная поддержка общественных организаций. В прошлом году она составила 500 млн. рублей, на этот год запланировано в 2,5 раза больше. В стране растет и число действующих неправительственных организаций. А также их членов-добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу. Их в России уже около 8 млн. человек. Всё это - реальные индикаторы формирования в России активного гражданского общества.