Смекни!
smekni.com

Гражданское общество и правовое государство (стр. 1 из 2)

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

харківський державний економічний університет

Кафедра політології

РЕФЕРАТ

на тему:

Гражданское общество и правовое государство"

Виконав:

Перевірив:

Харків

1. Понятие гражданского общества и условия его становления

Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных: институтов и отношений, которая призвана обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей (см. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М: 1995. - с.74).

Понятие "гражданское общество" восходит к идее античного полиса. Философы Древней Греции отождествляли гражданское общество и политическое общество, или государство. Такой подход сохранялся практически до XVIII в. Однако, переход от средневековья к новому времени, начало формирования гражданского общества требовали и осознания различий между гражданским обществом и государством.

Особая заслуга в разработке теории гражданского общества и его взаимосвязей с государством принадлежит Гегелю, считавшему гражданское общество системой потребностей, основанной на частной собственности системой имущественных, сословных, правовых и др. отношений.

Гражданское общество Гегель рассматривал как сферу материальной, экономической жизни и деятельности людей, как взаимосвязанную систему социальных групп, общности институтов, частных лиц, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и прямо не зависит от политики государства.

Термин и понятие "гражданское общество" использует и Карл Маркс в ранних трудах. Понимая под гражданским обществом организацию семьи, сословий и классов, отношения собственности и распределения, вообще формы и способы существования и функционирования общества, действительной жизни и деятельности человека, Маркс подчеркивал их объективный характер и экономическое основание.

Практически выводы Гегеля и Маркса о гражданском обществе не претерпели существенных изменений и теперь. При многообразии подходов и современной трактовке понятия "гражданское общество" ~ это совокупность общественных отношений и институтов вне пределов политической структуры государства. Конечно же, гражданское общество - это такое общество, где главным действующим лицом, субъектом развития есть человек со всей его системой потребностей и интересов, соответствующей структурой ценностей. Гражданское общество, затрагивая совокупность общественных отношений, отражает взаимосвязь всех сфер общественной жизни человека. Имея разнообразные потребности и интересы (материальные и нематериальные), человек как индивид, личность удовлетворяет их в процессе собственного развития и через соответствующие общественные отношения и институты, составляющие структурные элементы гражданского общества.

В гражданском обществе формируются самодеятельные ассоциации, объединения, в частности, религиозные, производственно-корпоративные, научные, политические и др., призванные выражать и отстаивать интересы и права граждан, создавать условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов.

Сущностное единство гражданского общества состоит в одновременном существовании в его рамках разнородных социальных сил, институтов, организаций, заинтересованных групп и т.д., объединенных общим стремлением в совместной жизни. Однако, гражданское общество - это не арифметическая сумма всех составляющих, а интегральная совокупность, неразрывная связь отдельного индивида с обществом, его различными институтами. В структуру гражданского общества не входит государство. Но интересы обеспечения разумного сочетания прав и свобод граждан, жизнедеятельности и стабильности общества как системы требуют сохранения оптимального равновесия между государством и гражданским обществом. Гражданское общество - это совокупность общественных отношений (экономических, социальных, политических и т.д.), формальных и неформальных структур, в рамках которых имеет место удовлетворение многообразных потребностей и реализация интересов индивидов и групп, тождественных достигнутому уровню общественного развития. Критерием отнесения общественных отношений и институтов к сфере гражданского общества является удовлетворение потребностей и реализация интересов личности.

Диалектика взаимоотношения гражданского общества и государства сложна и противоречива. Им всегда присущ скрытый или явный конфликт. Саморазвивающаяся система, какой есть гражданское общество, постоянно испытывает давление со стороны государственной власти. Но вместе с тем, современное государство не может развиваться нормально без свободного развития гражданского общества. Высокоразвитое гражданское общество - одно из главных условий стабильности демократического режима. Оно через различные добровольные объединения должно иметь возможность свободно выражать свои интересы и формировать свою политическую волю. Гражданское общество контролирует действие политических властей. Иначе неизбежно гипертрофированное влияние государства на общественную жизнь. Слабость гражданского общества подталкивает государство к узурпированию его прав, вследствие чего происходит инверсия функций государства и гражданского общества. В таком случае государство помимо собственных функций присваивает и функции гражданского общества, формируя за него его задачи, заставляя общество беспрекословно выполнять государственные решения. Итак, государство и гражданское общество сосуществуют в виде непрерывного противоречивого взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность которых в решающей мере зависят от степени развитости гражданского общества и его институтов. Существование гражданского общества предопределяется рядом условий: это развитая социальная структура общества, порождающая многообразие интересов, отношений, организаций, институтов. Оно требует свободной возможности взаимосвязи, объединения индивидов в союзы, партии, движения на основе гарантированных прав и свобод граждан и свободы выбора.

Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам.

Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень интеллектуального, социально-политического и духовного развития личности.

2. Правовое государство: сущность и основные принципы

Вместе с концепцией гражданского общества, теорией естественного права, общественного договора формируется и понятие "правовое государство". Процесс формирования государства состоял в выделении особой публичной власти с принудительными учреждениями и органами управления. В период средневековья все сферы жизни пронизываются политикой государства и само общество, и все важнейшие институты общества: собственность, семья, организация труда и другие составляющие элементы государственной жизни. Отсутствовали индивидуальные свободы, равноправие граждан, преобладали сословные привилегии. Политические революции XVI - XVIII в. в. уничтожили сословия, привилегии и все, что нарушало принцип равенства подданных перед государством, и поставили на первый план свободу и естественные способности отдельного, частного индивида как самостоятельного и свободного гражданина. Устанавливался единый для всех и обязательный для всех правовой порядок.

Идея правового государства развилась из идеи господства закона в жизни народа, а также в деятельности государства и всех его должностных лиц.

Итак, идея правового государства не могла возникнуть раньше, в период античности или в период абсолютизма, потому что ее реализация требовала: во-первых, формального равенства; во-вторых, отсутствия сословного деления; в-третьих, наличия представительных органов власти и, наконец, развитой теории естественного права и разделения властей.

Сам термин "правовое государство" утвердился на рубеже XVIII - -XIX вв. в немецкой юридической литературе в трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Философское обоснование идеи правового государства имеется в исследованиях Иммануила Канта ("Метафизика нравов" и др.). Кант рассматривает государство как "объединение множества людей, подчиненных правовым нормам". Иммануил Кант рассматривал правовое государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа. Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированное™ его свободы и верховности закона. В политической жизни гражданское общество обеспечивает всем гражданам доступ к участию в государственных и общественных делах Здесь государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве демократически принятого закона о равенстве всех перед законом.

Создание правового государства, отработка и совершенствование его принципов - результат деятельности не одного поколения, не одного государства, а достижение всего человеческого общества. Необходимость формирования правового государства обусловливалась конкретно-историческими причинами, связанными со специфическим развитием конкретных государств и общесоциологическими, в частности, предопределенностью политических процессов социально-экономическими факторами.

Характеристика государства раскрывается через взаимоотношение его с обществом, личностью и правом. В правовом государстве изменяются взаимоотношения государства и общества: одно не подменяет другое, а общественные институты не подменяют государственных. Что же касается взаимоотношений государства и личности, то в правовом государстве личность защищена, ее права и свободы гарантированы. Положение личности, степень ее защищенности - главные критерии правового государства. Создание правового государства предполагает невмешательство государства в социальную жизнь, освобождение ее от мелочной регламентации, невмешательство государственных органов в решение тех вопросов, с которыми вполне могут справиться разнообразные общественные формирования. Государство должно стать выразителем интересов общества и в законодательной деятельности руководствоваться общенародной волей, выражаемой демократическим путем. Взаимоотношения государства и права оценивается через верховенство закона.