Необходимо подчеркнуть, что в целом формирование различных вариантов концепции гражданского общества у разных мыслителей было неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой отдельно взятой личности. Они ставили на первое место свободу и естественные способности отдельного индивидуума как самостоятельной независимой единицы социального действия.
Если гражданское общество обеспечивает права человека, то государство - права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности, в первом случае - о ее правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д., а во втором - о ее политических правах. С этих позиций очевидно, что основополагающим условием существования как гражданского общества, так и правового государства выступает обеспечение права личности на самореализацию.
Как показала история развития демократических и тоталитарных систем, не может быть свободы отдельной личности там, где нет многообразия источников жизнеобеспечения и свободы экономического выбора. Такой выбор может быть обеспечен прежде всего ограничением огосударствления средств производства и всей экономической сферы при сохранении в тех или иных масштабах и формах частной собственности, что характерно для всех промышленно развитых стран с либерально-демократическими режимами. В этой связи хотелось бы отметить, что уже ранние мыслители промышленной цивилизации решительно выступали в защиту индивидуальной свободы, были горячими приверженцами частной собственности, считая, что личная свобода индивидуума основывается на его праве на частную собственность.
Если государство входит в общество как важнейший элемент политической надстройки, то в гражданское общество государство, как видно из сказанного выше, не входит. Хотя, конечно, все потребности гражданского общества - независимо от того, какой класс господствует в данное время,- неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона получить всеобщее значение.
Для понимания характера этих отношений важно иметь в виду следующее. Если государство знает различные формы правления господствующих классов: демократические, диктаторские, монархические, то для гражданского общества на уровне политики характерна демократическая форма существования. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для демократических форм государства. И наоборот - чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти. Иными словами, гражданское общество - это фундамент демократической общественной организации.
В процессе своего развития гражданское общество охватывает все более широкие слои населения - не только имущих, но и малоимущих и неимущих. В рабовладельческом обществе раб был совершенно бесправен: его можно было продать, купить, убить. Несколько лучше было положение у феодального крестьянина: оставаясь в ряде случаев объектом купли-продажи, он обрел уже право на жизнь. С возникновением и развитием капитализма пролетарий, включаясь в структуры гражданского общества, стал гражданином государства с невиданным и невозможным ранее объемом прав и обязанностей. Государство было вынуждено не только считаться с возникшими общественными ассоциациями, но и встать на путь правового упорядочения своих отношении со всем населением, существенно перестроить свои властные структуры.
С этой точки зрения гражданское общество как раз и предполагает сбалансированные взаимоконтроль и взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений, чтобы государственные органы, их деятельность всегда были в поле зрения негосударственных органов и движений, а негосударственные органы и движения, в свою очередь, сообразовывали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства. Таким образом, речь идет не о противопоставлении государственных и негосударственных органов, не о перетягивании каната по принципу «кто кого», а о конструктивном взаимосвязанном сотрудничестве, которое делает обе стороны сильнее, а их работу - эффективнее.
На основании вышеизложенного можно дать следующее определение: гражданское общество - это совокупность тех межличностных, семейных, общественно-экономических, культурных, религиозных отношений и структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без непосредственного вмешательства государства и обеспечивают условия для самореализации личности и коллектива.
Среди основных функций гражданского общества можно выделить следующие:
- обладание независимо от государства средствами и санкциями, с помощью которых оно может заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан (это самое важное);
- защита граждан и их объединений, их интересов и потребностей от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов;
- способствование формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
Со временем классическая модель гражданского общества претерпела существенную эволюцию. В ходе ее реализации на основе идей либерализма были уничтожены сословные привилегии, разделены законодательная, исполнительная и судебная власти, созданы правовые гарантии свободы слова, совести, собраний, организаций, равенства граждан перед законом, но одновременно произошла имущественная поляризация общества, ухудшилось материальное положение трудящихся, а права и свободы превратились в своем большинстве в формальные, так как реальная власть и права остались в руках богатой части общества.
В этих условиях уже во второй половине XIX в. начинается определенный отход правящих кругов Западной Европы от идеалов основоположников либерализма о народном суверенитете, торжестве разума и гармонии отношений в обществе. Их идеи социального равенства истолковывались в духе равенства возможностей в предпринимательской деятельности, пропагандировалось и оправдывалось стремление личности к неограниченному обогащению, а массы все более отчуждались от участия в политической жизни общества.
В этой обстановке в середине XIX в. в Европе возникают левые общественно-политические движения, прежде всего социал-демократическое, ставящее своей целью достижение такого общественного устройства, в котором сочетались бы принцип социального равенства и принцип индивидуальной свободы. Социал-демократы выдвинули идею построения такого общества, в котором конституционно закреплены и фактически обеспечены основные общечеловеческие ценности и каждый человек может развивать свои способности, пользуясь гарантиями человеческих и гражданских прав. Это общество базируется на принципах равенства, свободы, солидарности и справедливости.
Следует констатировать, что развитие классической модели гражданского общества происходит в настоящее время на качественно новой идейной основе, куда входят органически как идеи либерализма, так и идеи социал-демократии.
Также существенную эволюцию претерпела экономическая основа классической модели гражданского общества. Теперь уже не только частная собственность, но и различные формы коллективной собственности определяют многоукладный характер экономики западных стран. Мировой экономический кризис 1929- 1933 гг. в корне подорвал идеи либерализма о недопустимости какого-либо вмешательства со стороны государства в частнопредпринимательскую деятельность, экономическую жизнь общества. На смену этим идеям пришли новые идеи, в частности, английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946), выдвинувшего положение о необходимости государственного регулирования экономики и определенного ограничения частного предпринимательства в том случае, когда это диктуется интересами всего общества.
Сферы, составляющие современное гражданское общество, следующие:
- сфера общественной жизни, не регулируемая политическими нормами и включающая в себя все, что не входит в государство: классы, общественные организации, движения, партии, ассоциации, семью, школу, религию, искусство и т. д.;
- сфера частной повседневной жизни людей;
- экономическая основа, состоящая из частной и коллективной собственности, многоукладная экономика, регулируемая со стороны государства прежде всего экономическими методами (а не административными) в интересах улучшения социального положения населения; отсутствие полной экономической независимости людей;
- существование самостоятельного гражданина, обладающего всей полнотой прав и свобод;
- управление, носящее неполитический характер, самоуправление;
- развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения, высокая политическая культура членов общества.
Гражданское общество возникает как результат исторического развития промышленного способа производства и представляет собой особое образование между индивидуумом и государством. Характерная черта гражданского общества - наличие противоречий, конфликтов, конкуренции как движущей силы его развития.