К принципам жизнедеятельности гражданского общества можно отнести следующие:
- обеспечение свободного развития личности на экономической основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики, возможность для каждого индивидуума самостоятельного выбора конкретной сферы своей хозяйственной деятельности;
- обязательное регулирование взаимоотношений частных лиц, групп, институтов и всех других составляющих элементов гражданского общества посредством гражданского права, что позволяет преодолевать возможные конфликты и вырабатывать общую интегрирующую политику в интересах всего общества;
- постоянная и всеобъемлющая защита интересов каждого человека, его естественного права на жизнь, свободу, счастье, создание разветвленной системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование;
- осуществление широкого самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни;
- обязательное взаимодействие с государством, без наличия которого не может быть и самого гражданского общества.
Идея гражданского общества на протяжении последних десятилетий дополнилась: идеей политического плюрализма; идеей ограничения государственной власти установленными правовыми нормами; идеей индивидуальной свободы человека, дальнейшей демократизацией в социальной сфере. Ставшая популярной теория плюрализма называет основными задачами интегрирование общества, поиск и достижение общегражданского согласия путем учета и координации множества интересов различных групп населения, снятия или смягчения противоречий. Государство при этом воспринимается не как близкое коллективное сообщество людей, в котором растворена индивидуальность, а как сообщество свободных индивидуумов, объединившихся на солидарной основе.
3. Становление правового государства и гражданского общества в России
История зарождения и развития идеи правового государства важна для практической реализации концепции российской правовой государственности в современных условиях. Особое значение имеет разработка вопросов правовой государственности ведущими учеными России XIX- начала XX в., выдвинувшими немало оригинальных идей, пронизанных пафосом свободы личности, нравственной гуманной правовой власти (ограничивающей деспотизм и произвол), права как воплощения справедливости, добра и общего блага, как меры свободы и принципа всеобщего равенства. Здесь следует прежде всего назвать известного юриста, философа, публициста Б. Н. Чичерина и выдающегося религиозного философа, богослова В. С. Соловьева.
Общей характерной чертой выдающихся русских мыслителей в области права и правового государства было их стремление поставить в центр политико-правовой теории проблему человеческой личности, прав и свобод человека, нравственную оценку государственной власти и принимаемых ею законов. В этом отношении передовые мысли России развивались в русле самых прогрессивных идей гражданского общества, уже утверждавшегося на Западе. Блестящим представителем этого направления был русский религиозный философ и политический мыслитель Н. А. Бердяев, обосновавший идеи гармонии интересов личности и общества, гарантии естественных прав и свобод человека как необходимых условий правового государства.
Следует напомнить, что Россия традиционно принадлежит к тем странам, которые больше ориентированы на государство, чем на общество. Глубоко укоренено убеждение в необходимости сильного государства, что, к сожалению, нередко уравнивалось с самоволием власти. Общество по традиции недостаточно автономно и независимо, а граждане часто оставлены на милость государства и всемогущих политиков. Итальянский ученый А. Грамши подчеркивал эту специфику: «На Востоке (и в России) государство было всем, гражданское общество находилось в первичном, аморфном состоянии. На Западе между государством и гражданским обществом были упорядоченные взаимоотношения, и если государство начинало шататься, тотчас выступала наружу прочная структура гражданского общества. Государство было лишь передовой традицией, позади которой была прочная цепь крепостей и казематов».
Важно подчеркнуть, что политико-правовое развитие под влиянием демократической общественно-политической мысли и освободительного движения дворянского и разночинного этапов во второй половине XIX в., в эпоху Александра II (1855-1881), постепенно приближало Россию к конституционному строю. Об этом свидетельствовали: отмена крепостного права; судебная реформа - введение суда присяжных, создание прокуратуры и адвокатуры; общественное признание сословия юристов и адвокатов; изменения в гражданском законодательстве; земская реформа 1864 г. о земских собраниях и управах; финансовые реформы; реформы в области народного образования, в том числе принятие нового устава университетов (1863), предоставляющего им широкую автономию; военные реформы.
Революция 1905 г. и особенно Февральская революция 1917 г., постепенное конституирование буржуазной республики в России сопровождались утверждением системы прав и свобод, образованием многочисленных партий и созданием многопартийной системы, постепенным формированием органов и структур, характерных для правового государства и гражданского общества. В стране формировалась правовая государственность на основе утверждающегося буржуазного общества. Этот естественный процесс был прерван в октябре 1917 г.
В условиях тоталитаризма государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Из социально-политической жизни устраняется плюрализм. Насильственно демонтируются социально-классовые барьеры. Власть претендует на то, чтобы представлять некий «всеобщий сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы взаимодействия: гражданское общество - государство, народ - политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его присущих ему социальных функций саморегуляции и саморазвития. Коллективная идентичность, упраздняющая индивидуальность,- один из принципов тоталитаризма. Государство деформирует гражданское общество, сковывает функционирования его элементов, сводит к минимуму автономию и самостоятельность индивидуумов и социальных групп. Политическая практика тоталитарных режимов XX в. наглядно свидетельствует, что эти режимы могут существовать стабильно, только загоняя гражданское общество в подполье, действуя принуждением, страхом или добиваясь апатии.
На этапе авторитаризма (1960-80-е гг.) в СССР происходит разложение тоталитарных структур. Этот этап был отмечен ускорением НТР и урбанизации страны, формированием «теневой экономики», складыванием диссидентского движения и т. п. Все более массовые области жизни уходили из-под государственного контроля.
В целом коммунистическая эпоха привела к грандиозному нивелированию всех членов общества перед всесильным государством. Соперничество интересов было вытеснено в узкую сферу аппаратных игр внутри правящей элиты. Во многом эта ситуация сохраняется и сегодня. Общество еще не структурировалось на различные группы и слои, которые четко определяли бы свои цели и интересы и могли бы вести социальный «торг». Отсюда маргинальность существующих политических партий, которые напоминают больше кружки единомышленников, нежели массовые политические организации. Отсюда, наконец, социальная и политическая пассивность большинства населения.
Переход к демократии предполагает прежде всего признание индивидуума субъектом права и самого права в качестве основной формы общественных отношений. И только в этой новой конструкции можно говорить о правовом характере отношений личности и государства, их взаимных обязанностях, юридических гарантиях и т. д. Вот почему преодолеть пороки тоталитарной системы и перейти к государственно-правовым формам организации общественной жизни невозможно без важнейшего требования правового государства - в полной мере восстановить самостоятельность личности, признать и гарантировать права человека во всех сферах жизни. Без защищенной правом свободной личности невозможно достичь такого развития гражданского общества, которое бы стало реальной основой правового государства.
Важным этапом на пути становления российского правового государства явилось принятие новой Конституции всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституции посвящена правам и свободам человека и гражданина и, что особенно важно, содержит положение о том, что общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, являются составной частью ее правовой системы. «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».
Права и свободы человека провозглашаются высшими ценностями общества и государства, они не могут быть кем-то отняты и попраны, ибо «принадлежат каждому от рождения». Государство гарантирует их всем гражданам независимо от расы, национальности, пола, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Лица, виновные в нарушении равноправия граждан, привлекаются к ответственности на основании закона.
Интересно содержащееся в Конституции положение о том, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся возможности внутригосударственных средств правовой защиты».
В то же время Конституцией запрещается использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.