На стыке двух классических подходов, находятся партиципаторная и органическая концепции демократии.
Партиципаторная модель, называемая так же демократия участия, исходит из того, что реальная демократия возможна только при вовлеченности широкого круга граждан в вопросы управления и принятия политических решений. Никакие косвенные механизмы влияния на власть, будь-то парламент или общегосударственные выборы, не гарантируют соблюдения интересов общества со стороны элит, только прямое участие самих масс. Сильным моментом демократии участия является то, что демократическое правление не сводится к противоборству социальных групп, наоборот акцентируется развивающий характер подлинного участия. Пафос развития народа через участие в политической жизни, характерный для теоретиков данного направления (К.Макферсон, К.Пейтман) напрямую восходит к идеологии Просвещения, в первую очередь к идеям Ж.Ж.Руссо. Широкое участие в механизмах управления народных масс начинается с самоуправления трудовых коллективов. Этим достигается сразу две цели: защита интересов наемных работников и получение ими реального опыта принятия управленческих решений. Без такого опыта, как справедливо полагают сторонники партиципаторной модели, любая демократия будет являться не более, чем пародией. Их лозунг — «учись участвовать, участвуя» (К.Пейтман). Условием продуктивного участия является так же широкая информированность и заинтересованность граждан, что возлагает на государство определенные обязательства по несколько искусственному «втягиванию» населения в политику. Если охранительная и элитарная демократии направлены против «тирании большинства», демократия участия, напротив, стремится избежать «тирании меньшинства» (элит). Механизмы, страхующие от единовластия элит хорошо известны, и являются фундаментом демократии участия — это референдум и отзыв. Референдум, по сути, представляет собой процедуру выявления большинства по наиболее значимым и болезненным проблемам общества. Более того, референдум и создает такое большинство, ведь в обычном состоянии общество сильно расколото и фрагментировано (впрочем, возможно и обратное — в Швейцарии, например, на референдум намеренно выносится множество вопросов, чтобы не допустить образования устойчивого большинства). Отзыв, который является вариантом местного референдума, ставит под контроль избирателей «выборных лиц» (при мажоритарной системе), через досрочное прекращение полномочий депутатов. Вместе с тем партиципаторная модель демократии не стремится к идеологической и социальной однородности общества, и это отличает ее от коллективистского подхода. Залогом сознательного участия масс в решении своей судьбы выступает количественный рост среднего класса, экономически независимого, политически и социально ответственного.
Особняком стоит концепция «органической демократии» предложенная выдающимся русским мыслителем Иваном Ильиным. Сильной стороной данной концепции, сочетающей в себе черты, как коллективистского, так и либерального подхода, выступает анализ условий возможности демократического правления. Ильин основывает свой анализ на неудачной попытке ввести «неограниченное» демократическое правление в России образца 1917 года. Он выделяет две главных проблемы: демократия должна вытекать из специфических условий страны, нет, и не может быть универсальных, единых для всех рецептов, и второе, народ (тот самый главный элемент демократии) должен быть подготовлен к ней. Российские демократы, после февраля семнадцатого года, искусственно насаждая свободу и народовластие в России, пытались быть «святее Папы Римского». Между тем введение демократии в стране с многовековыми авторитарными традициями, где у народа нет привычки ответственно выбирать власть — чревато пародией, а в худшем случае, как показала практика, переходом в свою противоположность — тоталитарный режим. Каковы же условия не «формальной», «арифметической», а подлинной, «органической» демократии. Их несколько:
· правосознание, как умение пользоваться свободой (что требует от народа таких качеств, как разумное самоограничение, самодисциплина, ответственность и умеренность);
· хозяйственная самостоятельность (тот, кто хочет быть хозяином в государственном и политическом смысле, должен для начала быть таковым в бытовом и экономическом);
· уровень образования и, как следствие, информированность (народ должен быть на высоте тех вопросов, которые ему предстоит решать);
· политический опыт (нужны время и практика для кристаллизации всех обозначенных выше условий).
Следовательно, по мысли И.А.Ильина, органическая демократия должна носить воспитательный характер, подготавливая народ к рациональному использованию механизмов демократии. Общество неготовое к демократии, погрязнет в тотальной коррупции, покупаться и продаваться будет все и вся: народ будет продавать свое будущее за подачки хитрых политиканов, а подкупленная элита в свою очередь будет управляться зарубежными конкурентами России. Выходом из обозначенного тупика Ильин считал установление, на первых порах, многоступенчатой системы выборов (по американскому образцу) с целью отсева «политической черни», т.е. тех, кто лишен правосознания. В идеале же Россия должна прийти к демократии, через период «просвещенного авторитаризма», когда те или иные механизмы демократии будут вводиться постепенно, дозировано, по мере готовности народа и появления качественной элиты.
Демократия была предметом анализа с точки зрения её воздействия на другие ценности и как самостоятельная ценность. Распространённые аргументы в пользу демократии:
1. Она помогает предотвратить деспотизм
2. Она помогает людям защитить их интересы
3. Она позволяет политическому руководству получать более полную информацию
4. Она предоставляет людям максимальную возможность жить согласно их собственным законам
5. Она гарантирует широкий диапазон личной свободы и прав человека
6. Она наделяет граждан моральной ответственностью за их политические решения
7. Она в принципе способна обеспечить политическое равенство
8. Демократические страны имеют тенденцию быть богаче и обладать более высоким уровнем человеческого развития по сравнению с недемократическими странами
Список литературы
1. Даль Р. О демократии. — М., 2000.
2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм: Пер. с фр. — М., 1993.
3. Азаркин Н.Н. История политических учений. Вып. 1. — М., 1994.
4. Ильин И.А. Наши задачи //Собрание сочинений: в 10т. Т.2 Кн. 1,2.—М.,1996.
5. История политических и правовых учений: Домарксистский период / Под ред. О.Э. Лейста — М., 1991.
6. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство //Антология мировой политической мысли. — Т.2. — М., 1997.
7. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. — М., 1995.
8. Токвиль, А де. О демократии в Америке. — М., 1992.
9. Шапиро И. Демократия и гражданское общество. Полис.1992. №4.
10. Гуггенбергер Б. Теория демократии. Полис. 1991. №4.
11. Демократические переходы: варианты путей и неопределенность результатов. (Круглый стол). Полис. 1998. №3.
12. Почепцов Г.Г. Революция.com: Основы протестной инженерии. — М., 2006.
13. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопросы философии. 1990. № 9.