Бихевиоризм
Влияние позитивистской методологии привело к принятию бихевиоризма как способа объяснения политических явлений, означавшего сосредоточение исследовательских усилий на фиксации, описании и объяснении политического поведения в качестве единственного фрагмента политической реальности, подлежащего эмпирической фиксации.
Обращение к фактам, конкретным действиям и их результатам предполагает возможность применения различного рода формализованных методов (математического аппарата, графических схем), проведения экспериментов, анкетных опросов и т.д. Основная схема объяснения политического поведения берется из психологии, где точные методы анализа поведения уже были разработаны и активно применялись.
Фрейдистская версия
Мощное воздействие на методы и проблемное поле современной политологии оказали идеи Зигмунда Фрейда и его последователей. В их трудах внимание концентрируется непринципиально новом объекте интереса теоретиков политики — роли бессознательного в детерминации политических процессов. В свете этих идей политическое поведение рассматривается как результат неосознаваемых влечений, возникающих в подсознании человека под воздействием детских впечатлений, в семейных контактах, в воспитании. Формируется установка на выявление подсознательной мотивации политического поведения, его неосознаваемых оснований, таких как влечение к агрессии, нарциссизм, сексуальное утверждение, чувство вины.
Системный подход
Большое значение имело становление системного анализа политической жизни и формирование понятия политической системы, произошедшее благодаря новаторским работам американского политолога Д. Истона. В значительной степени эта методология основана на использовании принципов и методик сформировавшейся к тому времени общей теории систем.
Системный анализ политики предполагает выявление механизма, способов поддержания равновесия как внутри системы, так и с внешним миром. Смысл ее функционирования — в реагировании в виде решений и действий на воздействие внешней среды, которое осуществляется прежде всего в виде требований и поддержки. Центральным звеном этого механизма служит перевод потребностей в требования (неосознаваемых импульсов — в импульсы осознаваемые, сформулированные и четко выраженные). Перевод этот осуществляется прежде всего лидерами, использующими для этого нормы культуры и ценности, а правила и цели политического взаимодействия составляют сущность важнейшего компонента политической системы — политического режима.Синергетика
Широкие перспективы для познания и объяснения политических явлений открывает использование в политическом познании методов и представлений синергетики — науки о самоорганизации в сложных системах. \ Благодаря синергетике формируется новый облик политического порядка и новое видение механизмов его возникновения и поддержания.
Утверждается представление об упорядоченности как результате сложного взаимодействия разнонаправленных тенденций бытия, соотношения стохастических и целесообразных механизмов в его становлении. Становится ясно, что установление политического порядка просто невозможно осуществить только за счет целенаправленных усилий, без учета и использования действующих в системе собственных процессов самоорганизации.
Среди этих процессов наибольшей значимостью как для упорядочения, так и для слома привнесенных извне форм организации обладают:
· необратимость движения системы к более вероятному состоянию, это состояние соответствует максимуму вероятности;
· установление упорядоченности через флуктуации — случайные отклонения;
· наличие множества возможных путей развития системы, здесь возникают точки бифуркации, характеризующиеся множественным расслоением последствий, наступающих в результате того или иного события или действия;
· признание конструктивной роли хаоса, который рассматривается не только как предел неупорядоченности и сугубо нежелательное для управления и бытия системы состояние, порог, за которым начинается ее разрушение, но и как толчок, движение к новому порядку, новому равновесному состоянию.
Постбихевиористская революция
В60—70-х гг. XX в. в политической науке формируется устойчивое стремление к преодолению ограничений, связанных с преобладанием психологических и формализованных методов изучения политики, воспринятых политической наукой под влиянием позитивизма и прагматизма. Обращение к точным, ориентированным на фиксацию объективной стороны политических процессов и их результатов методикам, несомненно, много дало для расширения возможностей политического управления и прогнозирования, принятия решения. В ходе «постбихевиористской революции» как раз выдвигаются концепции, придающие большое значение ценностным, культурным аспектам социальной действительности и необходимости их учета и изучения.
К важнейшим методологическим постулатам постбихевиоризма Д. Истон относил:
· приоритет сущности, а не техники: важнее понять смысл актуальных социальных проблем, нежели в совершенстве владеть техникой исследования;
· упор на описание фактов ограничивает понимание этих фактов: чрезмерное увлечение исследованием поведения препятствует тому, чтобы политическая наука стала на службу насущным потребностям человечества;
· изучение и конструктивная разработка ценностей является неотъемлемой частью политики;
· задача исследователей мира политического состоит в защите человеческих ценностей;
·
знать — значит действовать, а действовать — значит участвовать в перестройке общества.В рамках данной методологической позиции в качестве первостепенных выступают задачи исследования намерений и значений субъектов — участников политического процесса, представления о политических явлениях как предпосылках и результатах социальной деятельности. В ходе ее реализации удается представить различные модификации политического поведения, связанные как с разными формами исключения из политических отношений (иммобильность, апатия, аномия, пассивность, отчуждение), так и с активными, самостоятельными, целенаправленными действиями в этой сфере.
Новый институционализм
В конце XX в. стремление к интеграции, понимание взаимодополнительности разных методологических подходов к изучению политики возрастает, что ведет к преодолению как противопоставления институционального и поведенческого подходов, так и разрыва между описанием политического поведения и исследованием его мотивации. Большое значение при этом придается изучению символических, неформальных аспектов деятельности государственного механизма.
Человек, его мотивы, действия, средства регуляции политического поведения ставятся в центр исследовательского внимания, а его активное действие в политике, исходящее из знания реальных социально-политических проблем и средств их решения, рассматривается в качестве исходной и наиболее результативной компоненты политического процесса, служит источником и институциональных форм его организации.
Гендерный подход
Естественно, что специфика этого человека, его половозрастные, соматические особенности, связанные, например, с состоянием его здоровья, уровнем трудоспособности должны учитываться как в исследовании политики, так и в ее организации, проведении. Ведь последовательная демократизация общественных отношений, защита прав человека предполагают учет многообразия интересов, предоставление возможностей активного участия в политике всем людям, независимо от их пола, возраста, трудоспособности. Рассмотренная с этой точки зрения политическая реальность оказывается сугубо асимметричной конструкцией, и такие ее важнейшие атрибуты, как власть, влияние, активность, возможность самореализации, престиж, карьера, оказываются прерогативой в основном здоровых мужчин среднего возраста.
Логика тендерного подхода наиболее рельефно выражена в феминизме, который формируется не только как политическое движение, борющееся за утверждение прав и влияние женщин во всех сферах социальной жизни, но и как методологическая позиция, предполагающая необходимость учета особенностей влияния женской специфики на политику, на все ее проявления. Пока же, как полагают феминисты, социально-политические институты отражают интересы мужчин, приспособлены для реализации мужских качеств, таких как индивидуализм, насилие, соперничество.
Преобразование политики под воздействием феминного начала и женского социального опыта предполагает существенное изменение, как ее фундаментальных целей, так и средств их осуществления. Оно означает ориентацию политики: