Еще одним фактором, способствующим началу революции, для исследователя является формирование коалиции из отдельных участников политики и претендентов на власть с альтернативными требованиями.[19]
Новые революции, несомненно, потребуют своего изучения, а следовательно, переосмысления, модификации и уточнения существующих теоретических подходов.[20]
Заключение
С точки зрения цивилизационного подхода в истории – революция это всего-навсего смена одной целостной цивилизационной общественной системы (со своей религией, культурой, экономической, политической, социальной организации) другой, причем в локальном масштабе (рассматривая например отдельную страну, а не все человеческое общество в целом.
Революция дает великий опыт, и все основные проблемы социальной философии обостряет. Не сама революция обостряет и углубляет мысль. Наоборот, те, которые делают революцию и захвачены её потомков, выброшены на поверхность и теряют всякую способность различения и углубления оценок. Люди эти оторваны от глубины, от всех источников духовной жизни и не способны, ни к какому познанию.
Но в духовной реакции на революцию, во внутреннем её осмысливании обостряется мысль, углубляется познание и много нового приоткрывается. Есть такие, которые думают, что революция – религиозна и что русская революция – религиозна по преимуществу, что в ней рождается новый человек, открывается новое сознание. Такая игра в сопоставление революции и религии, такое покрытие революционной стихии пышным одеянием религиозной фразеологии, такое мистическое её идеализирование есть духовное блуда действо. Рассудочный прозаизм настоящих революционеров, делающих революцию, а не поэтизирующих и не мистифицирующих её со стороны в тысячу раз лучше и чище.
Революция, всякая революция по природе своей антирелигиозна, и низки все религиозные её оправдания. Но революция большого масштаба может иметь религиозный смысл, в ней можно искать знаки Промысла божьего, «судьбы Божьей приговор». Этот смысл и эти знаки вижу я и в самом антирелигиозном из всех революций, в революции русской.
[1]Полис, 2007 год, № 5, стр. 36
[2]Полис, 2007 год, № 5, стр. 36
[3]Полис, 2007 год, № 5, стр. 36
[4]Полис, 2007 год, № 5, стр. 37
[5]Полис, 2007 год, № 5, стр. 37
[6]Полис, 2007 год, № 5, стр. 38
[7]Полис, 2007 год, № 5, стр. 38-39
[8]Полис, 2007 год, № 5, стр. 38
[9]Полис, 2007 год, №5, стр. 41
[10]Полис, 2007 год, № 5, стр. 42
[11]Полис, 2007 год, № 5, стр. 42
[12]Полис, 2007 год, №5 , стр. 42
[13]Полис, 2007 год, № 5, стр. 37
[14]Полис, 2007 год, № 5, стр. 37
[15]Полис, 2007 год, № 5, стр. 46
[16]Полис, 2007 год, № 5 , стр. 46-47
[17]Полис, 2007 год, № 5 , стр. 54
[18]Полис, 2007 год, № 5, стр. 54
[19]Полис, 2007 год, № 5, стр. 97
[20]Полис, 2007 год, № 5, стр. 97