Высочайшего развития политическая мысль античности достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля.
Платон (427-347 гг. к. н.э.) подвергал резкой критике общественное и государственное устройство в свое время. Он предлагал выстроить такое государство, в котором будут властвовать мудрость и справедливость. Главными политологическими произведениями Платона есть трактаты «Государство», «Законы», «Политик».
Платон был идеологом афинской рабовладельческой аристократии, что видно из его проекта идеального общественного устройства, которое он разработал в трактате "Государство". Согласно этому проекту, свободные граждане должны быть распределенные на правителей-философов, стражей-воинов и ремесленников-производителей.
Платон одним из первых обращается к характеристике политических форм правления государством. Он считал несовершенными формами тимократию (власть честолюбцев), олигархию (власть немногих), демократию (власть народа), называя последнюю главным бедствием политики. Для Платона демократия - это власть посредственности, которая неизбежно приведет к тирании большинства. Кроме того, Платон предупреждал, что демократии, конечно, кратковременны и толпа очень быстро уступает властью на пользу тирану.
Платон считал правильным типом государства - монархию, а наилучшим государственным устройством - государство ума, в которой объединенно все лучшее от олигархии и демократии, во главе которой стоит элита, аристократия, философы. Главный принцип гражданской жизни - справедливость. Она заключается в том, что каждый гражданин занимается тем делом, которое наиболее отвечает его натуре. Граждане подчиняют свои индивидуальные интересы общественным. В обществе нет богатых и бедных. Цель идеального государства - обеспечение таких условий жизни, в которых большинство граждан действует по принципам высокой нравственности. А наибольшей нравственностью и мудростью владеют философы-правители.
В философии Платона находятся истоки современного тоталитаризма. У низших нет ничего своего - все общее. Но и высшее сословие никакими привилегиями не пользуется. Современная политология расценивает платоновский проект государства как утопию. Платон трижды старался реализовать свой проект на практике, но все больше убеждался в потому, что философа - правителя найти невозможно. Дальнейшее развитие политическое мысль античности приобретает в произведениях ученика Платона - Аристотеля (384 - 322 гг. к н.э.), взгляды которого высказывали интересы средней прослойки класса рабовладельцев.
Как и у Платона, у Аристотеля имеют место тоталитарные тенденции. В его понимании человек – часть государства, а личные интересы должны подчиняться государственным. В отличие от Платона Аристотель считал, что частная собственность - это необходимое условие существования общества как и семьи. Аристотель подвергал критике учение Платона о совершенном государстве. Он считал, что надо искать не "абсолютно совершенное государство", а такое политическое устройство, которое имеет большинство существующих государств.
Аристотель называл граждан свободными людьми, но свободу понимал лишь как противоположность рабству. Граждане занимаются только военными, законотворческими и судебными делами. Аристотелю принадлежит оценка раба, как инструмента, который имеет душу. Сельскохозяйственное и промышленное производство - это судьба рабов. Аристотель считал неравенство - причиной негодования и переворотов, но связывал отмену рабовладения только с развитием техники. Формы государственного устройства Аристотель распределяет по количеству правителей и границы правления на "правильные" и " неправильные". Правильный - это такой государственный порядок, при котором преследуется общее благо независимо от того, правит один, несколько, или много людей. К таким он относил монархию, аристократию, политию (объединение олигархии и демократии).
Неверный - это такой государственный порядок, при котором преследуются частные цели правителей. К таким он относил тиранию, олигархию и демократию. По мнению Аристотеля неверные формы развиваются из верных, когда цель общего блага заменяется частными целями одного, немногих или многих правителей. Он определял два возможных типа идеального государственного устройства - аристократию и политию. При этом для большинства полисов именно полития, так как она обеспечивает наибольшую стабильность общества, так как в нем владычествуют средние слои, а не богатые или бедные. Средние слои обеспечивают равновесие сил в политической жизни. Политический идеал Аристотеля ориентировался не на прошлое, а на современность и будущее. Созданный им категориальный аппарат, в том числе и в политологии, в значительной мере сохранил свою ценность и в наше время.
На смену этому периода пришел период развития Христианства. Оно успешно превращало утонченные идеалы философов в легко усваиваемые догматы религии. Результатом такого превращения в политике постоянная религиозная концепция политики.
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
С самого начала христианство несло в себе мечту угнетенных о равенстве и социальной справедливости. Тем не менее, реальность феодальной жизни была совсем не такой, какой она виделась первым христианским пророкам. Церковь активно вмешивалась в политику.
Аврелий Августин (354 - 430 гг.) и Фома Аквинский (1226 - 1274 гг.) - основные творцы христианской политической концепции. В их учениях христианская убедительность, даже фанатизм, соединялись с реализмом и воздержанием.
Аврелий Августин резко противопоставлял церковь и государство. Он утверждал, что государство связано с царством дьявола, но в то же время выдвигал идею обновления «града земного» в русле христианской добропорядочности.
Фома Аквинский пришел к заключению, что государство имеет положительную ценность. Оно не только сохраняет мир, но и является проявлением божьего провидения и воли у людей. Политика по его мнению означает моральную ответственность, направление воли человека во всех социальных действиях. В работе «Сумма теологии» Ф.Аквинский рассматривает вечное право, божественное право, естественное право, положительное право.
Вечное право - мудрость бога, как правителя всего. Из него вытекает божественное право - заповеди, которые всем известные, естественное право - принадлежит людям как сознательным моральным и социальным существам. Существует один стандарт истины и справедливости, он естественный и все его знают.
Положительное право (то, что существует на самом деле) необходимо, чтобы мешать людям делать зло и обеспечивать мир. Если положительное право, которое ввел суверен противоречит естественному - оно незаконное и в этом случае Ф.Аквинский признавал право народа на выступление против монарха в том случае, когда власть выступает против бога и моральных принципов, когда власть превышает свою компетенцию, или когда правитель начинает действовать несправедливо. Но окончательное решение о судьбе власти, по мысли Ф.Аквинского зависит от церкви. Так выглядит учение Фомы о государстве.
Благодаря Христианству политическая мысль поднялась на новый уровень. Оно утверждало, что человеку от Бога дан индивидуальный способ существования и подчеркивало ее ценность. Наряду этим Христианство учило человека не видеть в подчиненности ненавистного бремени, а воспринимать власть только как груз ответственности.
3. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРИОД ВОЗРОЖДЕНИЯ
Теоретиков этого периода больше интересует проблема происхождения и основ государства, а не его целые. Политическая мысль освобождается от бывших пут философии и религии. Ум рассматривается ими как инструмент, делается акцент на мирском характере законов.
Государство рассматривается как уникальная независимая организация, которая необходимая для защиты и безопасности людей. В области политики главное открытие Возрождения: человек, а не Бог - центр Вселенной - высказал Никколо Макиавелли (1469 - 1527гг.)
Он является автором нового научного метода «доктрины моральной целесообразности», теории политического республиканизма, которые оказали большое влияние на английскую и американскую политическую мысль ХV и XVІІІ ст.
В политических трактатах «Государь», «Размышления к первой декаде Тита Ливия» он сформулировал основные положения своей политической концепции :
* политика должна рассматриваться как самостоятельное явление, которое не зависит от морали и религии;
* государство является высшим проявлением человеческого духа, а служение государству - содержанием, целью и счастьем человеческой жизни;
* наилучшая форма правления - республика, демократия, которая обеспечивает свободу человека и его ответственность за свои действия;
* у граждан должны быть развиты гражданские добродетели, а если их нет, то создать сильное государство возможно с помощью идеального монарха, причем для достижения политической цели он может использовать все средства, не считаясь с требованиями морали.
С Макиавелли начинается формирование буржуазной политической мысли, которая рассматривает политику как самостоятельное явление, свободное от религии. Тем не менее он вошел в историю как основатель маккиавелизма - политической идеологии, которая пренебрегает нормами морали для достижения политических целей.
4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕНИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (ХІХ - НАЧ. ХХ СТ.).
Дальнейшее развитие политической теории в западных странах проходит на фоне буржуазных революций XVІ - первой половины XІ ст. в Нидерландах (1566 - 1609 гг.), Англии (1640 - 1688 гг.), Франции (1789 - 1794 гг.), Америке (1775 - 1783 гг.).
Но было бы очень сложно искать границу между политической мысленным взором Возрождения и Нового времени в собственном содержании.