В таких произведениях говорилось о необходимости принципиально новых общественных порядков, которые основаны на равенстве всех членов общества, коллективной собственности, обязательной работе и общественном самоуправлении. Этот порядок получил название утопического социализма. Его известнейшими представителями является англичанин Томас Мор (1478 - 1535 гг.), итальянец Томмазо Кампанелла (1568 - 1639 гг.), французы Жан Мелье (1664 - 1729 гг.), Анри де Сен-Симон (1760 - 1825 гг.), Шарль Фурье (1772 - 1837 гг.) и англичанин Роберт Оуэн (1771 - 1858 гг.). В произведениях одних социалистов-утопистов будущее общество связывает с народовластием, с широким участием трудящихся в управлении общественными делами. Например, в идеальном государстве, которое было описана Т. Мором в книге "Утопия", все должностные лица избираются народом, действуют в интересах народа и отчитываются перед ним.
Во главе города Солнца - идеальной республики, которая была сконструирована Т. Кампанеллою в его одноименной книге, стоит мудрец и всезнающий первосвященник Солнце (он же Метафизик), которому подчиняются три соправителя: Мощь, Мудрость и Любовь. Они избирают должностных лиц, носителей истинного знания.
Социалисты-утописты считали, что будущее государство потеряет насильственный характер, а главное содержание власти будет представлять организация производства и потребление, развитие науки и культуры. Сен-Симон писал, что в дальнейшем политическое правление людьми должно превратиться в распоряжение вещами и руководство процессами производства.
Законным наследником и продолжателем революционно-демократических и социалистических традиций западноевропейской социально-политической мысли Нового времени стало учение К. Маркса (1818 - 1883гг.) - марксизм.
Марксизм - не простое продолжение предыдущих социально-политических идей. Он представляет собой попытку дать ответ на новые вопросы, которые поставил ход истории в первой половине ХІХ ст. Важнейшим из них был вопрос о путях утверждения идеала свободной личности, который был провозглашен еще эпохой Просвещения.
В центре внимания марксизма стал вопрос о сущности, тенденции развития и будущем буржуазного общества, всех его институтов с точки зрения интересов человеческой воли. В контексте этого анализа марксизм выработал новые подходы к объяснению государства, политики и права. Сущность этого подхода состоит в диалектично-материалистичном понимании государства, политики и права, в утверждении того, что их базой является совокупность господствующих в классовом обществе производственных отношений, в раскрытии характера взаимодействия базы и политической надстройки. По Марксу, земные основы государства коренятся в материальных экономических отношениях.
Государство порождается не свободной волей людей, а является закономерным результатом разделения труда и связанного с ним образование социальных классов. Главным в марксистском анализе политики как общественного явления выступает положение о сущности классовой борьбы как борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти. Раньше буржуазные мыслители и социалисты-утописты также знали о существовании классовой борьбы, но они не рассматривали борьбу классов как движущую силу истории.
К.Маркс и Ф.Энгельс из классовых позиций подходили к сущности политической власти, определяя ее так: «политическая власть в собственном понимании слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого». (К.Маркс, Ф.Энгельс, Соч.2-е изд., т. 4, с. 477).
Судьба марксистской теории огромна и трагична. Она имела и имеет приверженцев практически во всех странах мира, которые неоднократно старались воплотить ее в жизнь. Руководствуясь этой теорией, русские большевики захватили власть, удерживали ее на протяжении многих десятилетий, навязывали свой "опыт" другим странам. Тем не менее, крах тоталитарного режима в 90-х годах ХХ ст. привел к кризису марксизма.
О значении теоретического наследства Маркса для современного научного знания хорошо сказал Карл Поппер (1902- 1994 гг.), научный критик марксизма: «Он (Маркс) много на что открыл нам глаза и заострил наше зрение, но возвращение к домарксистской общественной науке уже невозможно. Все современные исследователи проблем социальной философии обязаны Марксу, даже если они этого не сознают. Это особенно верно для тех, кто не согласен с его теориями, как, например, я. И я с готовностью признаю, что моя трактовка Платона или Гегеля носит на себе печать влияния Маркса.» (К. Поппер. Открытое общество и его враги. В 2-х т., т.2, с. 98).
Таким образом, в произведениях западноевропейских мыслителей эпохи Возрождения и Нового Времени заложены основы и разработаны важнейшие положения политической науки.
ЛИТЕРАТУРА
1.Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. - М., "Логос", 2003.
2.Зеркин Д. П. Основы политологии. - Р-на/Д, "Феникс" 2004.
3.Политология. Учебник. / Под ред. М.Н.Марченко, - М., Изд-во МУ, 1997.
4.Мальцев В. А. Основы политологии. - М., 1997.
5.Политология. / Под. ред. О.В.Бабкиной, В.П.Горбатенко. - К.: Издательский центр "Академия", 1998.
6.Мельник В. А. Политология. - Мин, 2005.
7.Энциклопедический политологический словарь. - К., Высшая школа, 1997.