Смекни!
smekni.com

История политической мысли (стр. 1 из 4)

ПЛАН

Введение

1. Политическая мысль в классовых обществах Древнего мира

2. Политическая мысль периода Средневековье

3. Развитие социально-политической мысли в период Возрождения

4. Политические идеи Нового времени (ХІХ - нач. ХХ ст.)

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Политическая мысль современного общества - результат продолжительного развития и взаимодействия ряда идейно-теоретических традиций.

Мыслители разных стран на протяжении всей истории человеческой цивилизации задумывались над проблемой политической жизни общества, стремились выяснить сущность и природу государства, старались ответить на один из "вечных" вопросов - каким должно быть лучшее государственное устройство? Они создавали политические теории, опираясь на исторический опыт народов, которые прямо или опосредованно влияли на политические процессы.

Не так много на земле слов с такой длинной и многогранной историей, как у греческого слова polіtіke - искусство управления государством.

Испокон века люди стремились расшифровать суть политического процесса и особенно механику власти, проявить закономерности, которым они подлежат.

В этой работе мы остановимся на рассмотрении таких вопросов:

1. Политическая мысль в классовых обществах Древнего мира.

2. Политическая мысль периода Средневековье.

3. Развитие социально-политической мысли в период Возрождения.

4. Политические идеи Нового времени (ХІХ - поч. ХХ ст.).

1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В КЛАССОВЫХ ОБЩЕСТВАХ ДРЕВНЕГО МИРА

Политическая мысль древности связана с судьбами народов Египта, Вавилона, Индии, Китая, Персии, Греции, Рима. Поскольку все политические теории отображают реальные политические отношения общества, то и появиться они могли лишь с появлением политической жизни общества и государства.

Современная политология выделяет 5 основных политологических концепций, которые выработало человечество за всю историю своего существования, или точнее, в рамках которых развивалась политическая мысль:

* мифологическая;

* философско-этическая;

* религиозная;

* гражданская;

* социальная.

Каждой из этих концепций отвечает свой временной отрезок и свой этап в развитии человеческого общества.

Творцы и носители мифологической концепции политики - народы Давнего Египта, Вавилона, Индии, Персии. В ІІІ-ІІ тыс. к н.э. в дельтах больших рек (Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ) возникают могущественные государства - Египет, Шумер, Аккад, Вавилон, древнерусские и древнекитайские государства.

Необходимость постоянной организации сложного ирригационного хозяйства обусловила развитие этих обществ путем твердой государственной централизации, которое привело к созданию политических структур деспотического типа. Эти структуры имели основные особенности:

* административно-командное управление обществом через крепкий бюрократический аппарат;

* поглощение государством собственности и хозяйственных функций низших единиц;

* централизованное перераспределение государством ресурсов.

Социально-политические представления древневосточных обществ носят преимущественно религиозно-мифологический характер, который подчеркивает божественное возникновение существующих отношений власти и порядка.

Мифологическая традиция одобряет существующий порядок и есть «теоретическим оправданием его необходимости». Например, в Древнем Египте рабовладельческая идеология нашла свое выражение в таких произведениях как «Поучение гераклиепольского царя своему сыну» где утверждается необходимость укрепления государственной власти путем проведения политики, которая объединяет суровость до одних и благосклонность к другим. Те, что не подчиняются верховной власти достойные физической расправы.

Политические идеи Древнего Вавилона ярко переданы в законах царя Хаммурапи (XVІІІ cт. к н.э.). Укрепление власти рабовладельцев и охрана интересов государственных людей - главная из них.

Политическая мысль Давней Индии носила отображение религиозно-политической идеологии буддизма и брахманизма. Последователи буддизма считали, что миром правит не бог, а естественный закон и человеческие дела зависят от собственных усилий людей. Буддизм основан на признании нравственно-духовного равенства людей. Именно поэтому политической мысли Давней Индии характерно соединение идей твердой государственной системы с религиозно-моральным индивидуализмом.

Именно в Древней Индии удалось детально разработать концепцию человеческих обязанностей и практически не оставить место для прав.

Определенный отход от ранних мифологических представлений в сторону рациональных состоялся в Древней Персии и связанно это с именем Заратустры. Согласно его учению в мире идет борьба добра и зла и в конечном итоге победит добро. Государство должна быть земным воплощением небесного царства, а монарх должен защищать подданных от бедствия, бороться против зла в государстве. Кастовое распределение общества базируется на свободном выборе каждого того или другого вида занятий.

Собственно политические теории агродеспотичних государств, которые носили новый рационалистический характер, были созданные только в рамках китайской общественной мысли. Древнекитайским философам удалось найти основной нервный узел существования азиатского деспотизма - деление общества на то, кто делает и кто руководит.

Главному вопросом для китайских философов была проблема эффективного управления обществом. Они предложили несколько вариантов решения этого вопроса: два главных (Конфуциантство и Легизм) и два побочных (Моизм и Даосизм).

Конфуцианское решение проблемы состоит в разработке патриархально-патерналистской версии деспотического государства.

Конфуций (Кун Фу-цзи (551 - 479 гг. к н.э.) считал, что высочайшей эффективности управления государством можно достичь лишь на принципах патриархально-клановой формы подчиненности - по старшинству в семье.

Государство у Конфуция - это одна большая семья, где власть императора - власть отца, а отношения правителей и подданных - родственные отношения.

Конфуций предлагает строить отношения внутри государства на началах принципов добропорядочности, которые заложены в системе «правил поведения» - норм и ритуалов ''Ли''.

Политическая концепция Конфуция включает в свой состав такие идеи:

* суровое иерархическое распределение обязанностей между членами общества, в семье, в государстве по принципу "правитель должен быть правителем, подчиненный - подчиненным";

* культ предков, мудрости, знания;

* достижение людьми уровня "благородного мужа", который есть добрым и справедливым к народу, почтительным к старшим и высшим;

* правление меритократии (достойных, талантливых);

* установление идеальных отношений в семье и государству соответственно принципу "чего не желаешь себе, того не делаешь другим".

Конфуцианство (а с VІ ст. н.э. – неоконфуцианство) было не только господствующей идеологией в Китае, но и получило распространение в Японии, Кореи, Вьетнаме и других странах.

Совсем другое решение проблемы наилучшего администрирования предложила доктрина легизма, которая наиболее последовательно изложена Шан Яном (400 - 338 гг. к н.э.). Он поставил под вопрос практическую эффективность конфуцианских призывов к управлению на основе добропорядочности и предложил альтернативный вариант управления на основе твердой системы административных приказов - законов ''Фа''.

Шан Ян считал, что основной фактор, который подрывает основы общества - это торговцы и ремесленники, которые находятся вне системы непосредственного бюрократического контроля и обогащают себя, а не государство. Он учитывал, что это путь к сильному народу и слабому государству, а деспотизм может существовать продолжительно только при обратном соотношении - «слабый народ» - «сильное государство».

Слабым народом может быть лишь контролируемый народ, он должен быть постоянно запуганным и дисциплинированным. Основные методы построения деспотического государства - материальное стимулирование частных собственников, метод «уравнение имущества» т.е. поощрение бедных к обретению собственности, а богатых - к добровольной отдаче части имущества бедным; метод наград и наказаний и т.п..

Но реализация идей легизма привела к краху династии Цинь в конце ІV ст. к н.э. Конфуцианство, а не легизм стало официальной идеологией китайской империи.

Кроме конфуциантства и легизма, в политической мысли Китая надо выделить еще два варианта решения проблемы стабилизации политических структур.

1-я - сравнительные идеи моизма, выдвинутые Мо-цзи (479 - 400 гг. к н.э.). Их сущность - в ''казарменной'' минимизации потребления. Мо-цзи принадлежит догадка о договорном происхождении государства.

2-и - даосизм (от кит. дао - путь) - суть которого в отказе от искусственных форм сожительства и возвращении к естественной простоте и примитивизму. Государство должна быть маленьким государством - поселком, а народ - неграмотным, что разрешит сделать главными методами государственного управления "мудрость простоты", основанную не на знаниях, а на интуиции.

Основным итогом китайской политической мысли была разработка уникальных методов бюрократического управления обществом.

В районе периферийного Средиземноморья возник античный вариант политического развития. Его эпицентром постоянная Античная Греция. Концепция политики, предложенная античными философами приобрела название «философско-этическая».

Эллада дала человечеству богатое духовное наследство, пронизанное духом гуманизма, умной организации общественного бытия. Эта умная организация была воплощена в древнегреческих полисах.

Мыслители Греции и Рима трактовали государство философски: государство - наибольшее воплощение ума. А ум для философов того времени - не средство, а цель в самом себе. Мыслители этого периода старались создать модель государства, которое олицетворяет ум.