Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами.
Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Известно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется поли тика основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость — вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.
В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие политической мысли связано с целой плеядой таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ш. Монтескье, М. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. Одним из основоположников теории общественного договора является английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). Поли тика и ее носитель – государство, по его мнению, учреждаются людьми путем договоренности между собой, когда индивиды доверяют единому лицу верховную власть над собой. Гоббс утверждал, что, заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить форму правления, освободиться из-под действия верховной власти. По его мнению, могут существовать три формы государства: монархия, демократия и аристократия, которые различаются не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а пригод ностью к осуществлению той цели, для которой они были установлены.
Политическая теория английского философа Дж. Локка (1632-1704) является еще одной попыткой изложения гражданской концепции политики. Он был идеологом социального компромисса между дворянством и буржуазией. Государство, по его мнению, получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели политического со общества – реализовать свои гражданские идеи и прежде всего пра ва владеть собственностью.
В государстве никто и ничто не может находиться вне подчи нения законам и законности. Локк предвосхитил идею правового го сударства, так как, по его мнению, именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности. «Там, где нет законов, там нет и свободы».
Поддержание режима свободы требует четкого разграниче ния публично-властных полномочий государства. Законодательной властью должен обладать только парламент, исполнительная и су дебная власть, с одной стороны, должны быть подчинены ему, с дру гой – могут оказывать активное влияние на деятельность органов законодательной власти.
Среди мыслителей либерального направления видное место занимает французский мыслитель Шарль Луи де Монтескье (1689-1755).Его книга «О духе законов» относится к вершинам классической политической мысли, в которой он создал реалисти ческую картину генезиса государственно-правовых явлений, рас крыл в основных принципах формы государственного правления (добродетель-демократия, умеренность-аристократия, честь-мо нархия, страх-деспотия), свойственные определенному историчес кому периоду.
Свободу и равенство Монтескье рассматривал как фундамен тальные свойства человеческой природы и источники права, а сле довательно, и «государство разума». Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свобо ды, а потому «свобода есть право делать все, что дозволено законом», отсюда — «разрешено все, что не запрещено законом».
Теория разделения властей — второе достижение Монтескье. Эта теория происходит из старой идеи «смешанного правления», ко торую разрабатывали еще Аристотель и Цицерон, но которую первым теоретически осмыслил Монтескье. По его мнению, политической властью всегда злоупотребляют, злоупотребление же вытекает из природы человека. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Этот принцип возводится в конституционный принцип государства, в котором выражается не только рациональное разделение властно-управленческого труда, но и соотношение сил в обще стве.
В радикально-демократическом направлении политической мысли особое место занимает французский философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778) и его произведение «Об общественном договоре, или принципы политического права».
Создание «морального и совокупного тела» государства явля ется одновременно трансформацией «естественных индивидуумов» в «моральных» граждан, обладающих реальными понятиями и чув ствами. Таким образом, в одном смысле, люди создают государство, а в другом — сами являются продуктами государства: их мораль и человеческое достоинство сопредельны с гражданством. По мнению Руссо, тех, кто сопротивляется общей воле, все общество должно за ставить подчиняться ей. Для эффективного действия общей воли, Руссо считал необходимым также три внешних условия: социальное равенство, фундаментальное по литическое единство, прямая форма демо кратии. В противоположность либеральной идеи компромисса инте ресов Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как осново полагающий принцип республиканского строя.
Как известно из истории, идеи Руссо и других мыслителей эпохи Просвещения воплотились в Великой Французской 1789 г. и последующих буржуазных революциях, а также в теоретической подготовке политических деятелей и мыслителей последующих по колений.
Продолжая разработку концепции либерализма, немецкий философ Иммануил Кант (1727-1804) отстаивает принцип авто номности личности. Он являлся сторонником договорных теорий государства, развивал идеи правового ограничения государствен ной власти. В работах «К вечному миру» и «Метафизические нача ла учения о праве» Кант дает обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ про извола.
Высшей формой, обеспечивающей свободу, выступает право порядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс ин дивидуального самовоспитания. Каждый в состоянии быть хозяином самому себе. Смысл принуждения, по Канту, состоит в эквивалент ном возмещении ущерба, который понес потерпевший от преступле ния. Право обладает принудительной силой, носителем которой вы ступает государство.
Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именем Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). В работе «Философия права» он излагает идеалистическую теорию государ ства и права как ступеней развития духа в его объективной форме.
Свобода личности и ее права, по Гегелю, реализуются прежде всего через право на собственность. Абстрактное право и мораль рас сматриваются двумя сторонами права и приобретают свою действи тельность и конкретность в нравственности, то есть в семье, гражданском обществе и государстве.
Важное место в развитии теории политики занимает учение Гегеля о гражданском обществе и правовом государстве, которое рассматривается во взаимной связи с социально-экономической сферой и политикой. Он создал основы теории групповых интересов, которые рассматривал в качестве основы гражданского общества. Единство общества может быть достигнуто путем согласования раз личных интересов, а следовательно, с помощью группового предста вительства в верховных органах власти. Идеалом своим Гегель счи тает конституционную монархию, выражающую завершение абсо лютной идеи права.
Таким образом, основные доктрины политической мысли эпо хи Возрождения и периода буржуазных революций следующие:
1) теория народного суверенитета возникла и развивалась в XVII — XIX вв. на базе теории происхождения общественного дого вора: согласно теории общественного договора народ — источник го сударственной власти и ее носитель, суверен;
2) теория правового государства:
а) учение о естественных правах личности, которые не зависят от государственного признания;
б) необходимость гарантий прав личности;
в) связь государства и его органов с законами, правом, стоя щим над государством;
г) связь с доктриной разделения властей. 3) теория разделения властей:
а) три власти — законодательная, исполнительная, судебная — должны осуществляться разными специфическими органами власти;
б) все сферы государственной деятельности только в рамках закона;
в) общедемократические принципы: закон принимается толь ко представительной властью, исполнительная власть не может из менить законы; суд — независимый.
Значительный вклад в развитие политической мысли внесли представители утопического социализма XVI-XIX столетий, родона чальником которого был английский мыслитель Томас Мор (1478-1535). Он одним из первых понял, что основой эксплуатации человеком-человека является частная собственность на орудия и средства производства. В своей работе “Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия” (1576г.) Томас Мор одним из первых на рационалистической основе решает проблему организации общественного потребления путем создания демократического централизованного государства посредством внедрения общественного производства. Наряду с выдающимися догадками об устройстве будущего общественного строя, организации социально-политической жизни, учению Мора присущи черты наивности и примитивизма, идеализируем патриархальную семью, допускай рабский труд, терпим к религии, уравнительность в распределении. В целом, в развитии утопического социализма выделяются три этапа: ранний, охватывающий XVI-XVIII вв., период зарождения капита лизма и буржуазных революций в Европе. Его представители Т. Мор (Англия), Т. Кампанелла (Италия), Дж. Уинстенли, Г. Мабли, Ж. Мелье, Г. Бабеф (Франция).