Смекни!
smekni.com

История развития и становления политической мысли (стр. 6 из 6)

Таким образом, видно, что политические идеи в России в конце XIX в., продолжая ранее сложившиеся традиции, развивались многопланово, в разных тео ретических направлениях, создав теоретическую почву для эволю ции общественно-политических взглядов начала XX в.

4.) Политическая мысль XX в.

Политическая мысль начала XX в. в значительной мере испы тала влияние идеи примирения и гармонизации враждующих сил, единения русской интеллигенции и народа на благо России. Многие видные представители русской интеллигенции справедливо предостерегали об опасности нигилистического отношения к христианским духовно-нравственным идеалам. Эти проблемы получили глубокое отражение в философском и общественно-политическом творчестве видных мыслителей Н. Бердяева, С. Булга кова, В. Розанова, С. Франка, П. Флоренского и др.

Идеи ненасилия, всеобщего братства (родства) на основе слияния интеллигенции с народом были развиты в трудах видного русского философа и общественного деятеля Н. Ф. Федорова (1828-1903), который определял социальное устройство как «общее дело», как некое идеальное человеческое объединение, большую семью, тесно связанную узами общих предков и единой судьбой. Идея свободы как основного тезиса либерального движения является основополагающей в творчестве Н. А. Бердяева (1874-1948). Согласно Бердяеву, смысл жизни человека — творить новое в мире, а творчество есть порыв к свободе, разрушение социальной необходимости.

Видным представителем русской либеральной мысли начала XX века был известный историк и общественный деятель П. Н. Ми люков (1859-1943) — один из лидеров кадетской партии и родона чальник российского белого движения (им была написана Деклара ция Добровольческой армии).

Разнообразными политическими течениями была представ лена социально-политическая мысль на левом фланге российской демократии: здесь возникали неонароднические партии и течения (эсеры), продолжались и эволюционизировали традиции российско го анархизма в различных идейно-политических проявлениях, про бивала свой политический путь социалистическая идея в формах большевизма и меньшевизма.

Октябрьский переворот 1917 г. и последовавшие за ним траги ческие события русской истории привели к тому, что русская поли тическая мысль начинает развиваться в двух основных сферах — в российской действительности после за хвата политической власти большевиками (В.И. Ленин, Л.Я. Троцкий, И.В. Сталин), и в условиях зарубежья, где была воз можность сохранения в обстановке освобождения истоков русской науки, ее духовно-нравственных основ. Общественные деятели рус ского зарубежья ставили в своих трудах темы большого социального и духовного звучания — о роли православия в развитии русской ду ховной культуры, национального самосознания русского народа, о национальной специфике русского на разных этапах революции русского народа. Общественно-поли тическая мысль представителей русского зарубежья после октябрь ского периода начинает вливаться в единый поток духовного становления русского народа, его адаптации в новых условиях тоталитарного режима.

Общественно-политическая мысль Беларуси

В конце IX в. Киевская Русь распалась на удельные земли, среди которых большой вес имели Полоцкое и Туровское княжество. Уже в XII в. появились первые социально-политические мыслители Беларуси.

Евфросиния Полоцкая, выдающаяся просветительница белорусского народа, призывает в церковно-певческом каноне XII в. к миру и согласию, пламенный протест против братоубийственных войн, необходимость объединения восточных земель перед внешней угрозой.

Кирилла Туровский – крупнейший оратор и мыслитель Киевской Руси. Его «Слова» посвящены в основном философско-бытовой проблематике. Ради человека Бог сотворил небо и землю, и солнце и луну, реки и пустыни со всеми обитателями. Защищал слабых и обездоленных. Дает отрицательную оценку тем служителям культа, которые забывают свою духовную миссию и тяготеют только к материальным благам. Участвовал в полемике с монахом Федором («О слепом и храмом»), оказывающего поддержку Андрею Боголюбскому, ставившего своей целью утвердить Владимир новым политическим и культурным центром.

XIII-XIV вв. начинается процесс собирания земель, два центра Литва Миндовга и Московское княжество. Чтобы подтвердить исторические права на белорусские земли русской стороной подготавливается литературно-публицистическое произведение «Сказание о князях владимирских» (подтасовка исторических фактов). Правоту Литовского государства должна была доказать «Хроника» М. Стрийковского.

Объединение белорусских земель в составе Великого княжества литовского означало новый этап развития общественно-политической мысли. «Песня о зубре» М. Гусовского пронизана гуманистическим мировоззрением, демократической направленностью, идеей национального патриотизма. Ф. Скорина в своих произведениях ставил проблему соотношения права и закона, разделял законы на писаные – созданные людьми и неписанные – естественные, прирожденные, вытекающие из природы.

Дальнейшее развитие общественно-политической мысли связано с именами таких политических деятелей сер. XVI-XVII стст. как Андрей Волан, Сымон Будный, Василий Тяпинский, Михаил Литвин, Якуб из Калиновки, связано с созданием политико-правовых документов и статутов ВКЛ.

Два политических направления:


умеренно-гуманистическое

(Ф. Скорина, М. Гусовский, Л. Сапега)

выражали интересы феодальных сословий и мещанства, сознавали необходимость

определенных общественных перемен.

радикально-гуманистическое

(Якуб из Калиновки, Петр из Гонендза)

выражали интересы народных низов, за радикальные социально-политические

перемены


Андрей Волан в трактате «О политической и гражданской свободе» указывает главную цель человека – стремление к свободе. Полемика С. Будного с Якубом из Калиновки: Якуб осуждает правительство поддерживающее разделение общества на богатых и бедных, требует раздачи имущими христианами своих денег бедным, Будный оправдывает существование различных социальных групп, защищает правительство и признает право каждого подданного защищать государственную должность.

Канцлер ВКЛ Лев Сапега определяет понятие «свобода» как неотъемлемое право человека на собственную личную безопасность, свободный религиозный и политический выбор.

Политическая мысль периода Речи Посполитой все больше обращает внимание на идею национального развития. Афанасий Филиппович в книге «История путешествия в Москву» изобразил картину бедственного и бесправного положения белорусского и украинского народов. Стефан Зизаний разработал религиозно-этическое учение, где рассматривал общество как противоборство сил добра и зла. Симеон Полоцкий утверждал необходимость объединения белоруссов, украинцев и русских в виду общей исторической платформы – считал, что национальная религиозная свобода в Беларуси возможна только при влиянии с Востока (Россия).

Политическая мысль Беларуси в период Российской империи приобрела революционно-демократическую направленность. Со второй половины XIX в. на первый план выходит крестьянский вопрос: передача земли в собственность крестьян.

К. Калиновский посвятил свою жизнь освобождению белорусского и литовского крестьянства. Его идеал – крестьянский социализм. Важнейшее положение – освобождение от российского самодержавия и создание демократического государства. Девиз: «Не народ для ўрада, а ўрад для народа».

Ф. Богушевич способствовал оформлению в общественном сознании идею самобытности Беларуси, её народа и её языка.

Революционно-демократические традиции начала ХХ в. предоставлены творчеством Элоизы Пашкевич(Тетки), М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа. В 1905-1915 гг. выходит газета «Наша ніва», пропагандирует идею равенства белорусов с другими народами, отстаивала законные их культурные и социальные права. В конце XIX - начале ХХ вв. революционно-демократической традиции противостоял западноруссизм (Иосиф Семашко, Ксенофонт Говорский, Михаил Каялович): не считал Беларусь отдельной страной, не видели возможности её независимого от Польши или России развития.

В период Февральской революции на территории Беларуси сложились три идейно-политических течения:

- революционно-демократическое;

- буржуазно-либеральное;

- монархическо-консервативное;

В декабре 1902 г. создается Белорусская социалистическая громада – БСГ (позднее Белорусская крестянско-рабочая громада – БСРГ), которая ставила перед собой цели ликвидации самодержавия, установления демократической республики, упразднения помещичьего землепользования, права нации на самоопределение, социалистического развития страны.

Падение самодержавия и распад Российской империи способствовал становлению белорусского национального государства. БСРГ занимает национально-демократические позиции (А. и И.Луцевичи, В.Ю. Ластовский, А.И.Цвикевич, А.В. Прушинский и др.). 18-24 октября 1917 г. – съезд воинов-белорусов Западного фронта в Минске, создание Центрального белорусского военного совета, последующая реорганизация Центрального совета белорусских организаций в Большой белорусский совет. 25 марта 1918 г. – создана Белорусская народная республика (БНР), первая попытка национального самоопределения. Победу одержали большевики, курс на федеративное построение общего государства. 1 января 1918 г. провозглашена БССР (возглавил Д.Ф. Жилунович – Тишка Гартный), которая позже вошла в состав СССР.

Семидесятилетнее развитие Беларуси в составе СССР оставило особую страницу в её истории. 27 июля 1990 г. сессия Верховного Совета БССР провозгласили государственный суверенитет страны.

По сей день существует два подхода в воззрениях на Беларусь: национально-белорусский и западнорусский. С одной стороны, белорусы – самобытный народ, с другой одна из трех славянорусских этнических ветвей. Приверженцы национальной самобытности настаивают на свертывании её отношений с Россией, др. часть – за союз с Россией.

С 90-х гг. новый этап развития государственности Беларуси: усиление роли и места нашего государства в мировом сообществе, становление демократического общественного устройства.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Мельник В.А. Политология. Мн. 2002 г.

2.Кошарный В.П. Из истории социально-политической мысли от античных идей к со циально-политическим теориям начала XX в. //Социально-политический журнал. 1992. №6-7.

3.Краснов Б. И. Введение в историю политической мысли //Социально-политический журнал. 1995. № 2.