Таким образом, основными проблемами политической философии древности являлись формы государственности, характер власти, положение индивида в государстве.
Политические учения в эпоху Средневековья и Возрождения
В средние века (V – XV века н.э.) политическое знание принимает ярко выраженную религиозно-этическую форму. В средневековом мировоззрении господствует представление об определяющей роли Бога в природе, общественной и личной жизни. Власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти – одно из требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет Иисуса Христа: "Отдайте кесарю кесарево, а Богу богово".
Наиболее развитую концепцию средневекового отношения к политике сформулировал один из самых крупных и авторитетных мыслителей христианства - епископ Августин Аврелий (354 – 430 гг.) в своем знаменитом трактате "О граде Божьем".
Государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Ведь государство – это множество людей, объединенных общественными связями. Государство, ставящее свой целью удовлетворение только земных благ, лишено правды, есть господство силы. С тех пор как государство включает в себя дьявольскую волю, оно становится общественным тираном. Только государство Божие обладает истинной правдой, и в нем осуществляется всеобщее стремление к единству и вечному миру.
Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к Богу и уважение к человеку. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.
Другой средневековой мыслитель-богослов Фома Аквинский (1225-1274 гг.) полагал, что государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной. Это положение было связано со стремлением средневековых теологов обосновать верховенство духовной (церковной) власти над светской. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, считал Фома Аквинский, зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным грехом, поскольку было равносильно выступлению против Бога. Однако сама светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.
Христианство пыталось удержать политику в подчиненном положении как светский придаток религии, навязывало теоретическое понимание государства и власти как элементов божественной деятельности и подконтрольности.
В социально-экономической жизни Западной Европы, начиная с XIVвека в Италии и с XV века в других странах, происходит целый ряд изменений, знаменующих начало той исторической эпохи, которая получила название Возрождения. Одной из главных черт эпохи Возрождения является отказ от преимущественной ориентации всей идеологической системы на сверхъестественное, духовно-религиозные ценности и поворот в сторону земных естественных потребностей и интересов человека.
В политической мысли эпохи Возрождения на место религиозного, теократического объяснения политики, государства и права приходят светские концепции, в которых выдвигались и отстаивались требования независимого от церкви государства, единой и централизованной государственной власти.
Наиболее ярким представителем политической мысли эпохи Возрождения был Н.Макиавелли (1469 -1527 гг.), которого считают основателем политической науки. Этот факт является признанием его заслуг в развитии политической мысли. В работах "Государь", "Размышления о первой декаде Тита Ливия", Н. Макиавелли излагает основные положения нового, рационалистического подхода к проблемам политической науки. В соответствии с ними политика рассматривалась как самостоятельная сфера деятельности, свободная от религии, относительно автономная от других областей жизни общества. Власть во всех ее проявлениях является сердцевиной политики, и, следовательно, составляет главный предмет политической науки, утверждал Н. Макиавелли.
Научные принципы политического искусства Н.Макиавелли выводил на основе исследования реальных качеств человеческой природы, расстановки и движения борющихся в обществе сил, интересов и страстей. Задачу политической науки Н.Макиавелли видит в том, чтобы объяснять действительное положение вещей, отправляться от фактического материала, на основе исторического опыта, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Не действительность подгонять под канонизированные схемы,а, наоборот, на основе познания реальной действительности выводить работающие политические принципы и в соответствии с ними творить политическую историю. В этом заключается глубоко прогрессивный характер методологии Н.Макиавелли.
Государство в теории Н.Макиавелли означает политическое состояние общества: отношения властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, наличие юстиции, учреждений, законов. Он рассматривает государство не как застывшую, неподвижную структуру, а в движении, как изменчивое состояние, зависящее от соотношения борющихся сил.
При анализе политических форм Н.Макиавелли обращается к самым различным факторам, влияющим на их становление и изменение: экономическим, военным, территориальным, географическим, демографическим, этническим. Особое внимание он уделяет психологическим аспектам политики. Н.Макиавелли уловил взаимосвязь нравственного и психологического состояния общества с политическими формами и с этой точки зрения явился одним из пионеров политической психологии.
В работе "Государь" Н.Макиавелли яркими красками рисует образ властителя, который попирает моральные каноны и по трупам своих родных, близких, друзей и подданных идет к вершинам славы и могущества государства. Таким образом, о правилах политического искусства Н.Макиавелли рассуждает не с точки зрения справедливости, морали и т.п., а с позиций политической цели, при достижении которой моральные критерии являются чем-то второстепенным и подчиненным и без колебаний должны быть отброшены для успеха дела. Цель оправдывает средства.
С тех пор политические действия, пренебрегающие нормами морали, стали называться "макиавеллизмом". Исторический опыт показывает, что использование безнравственных аморальных средств для достижения политических целей, в конечном счете, приводило к обесцениванию самой цели. Пример проявления макивеаллизма - применение в СССР во времена сталинизма антигуманных, а порой и бесчеловечных средств во имя достижения прекрасных по существу и содержанию идеалов.
Противопоставив политику общепризнанным нормам морали, Н.Макиавелли стал спорной фигурой в истории политической науки. Но он же, применив принцип рационализма к анализу политики, по праву считается родоначальником современной политологии, и его исследования политики имеют непреходящее значение.
Политические идеи ранних буржуазных революций
Политические идеи Нового времени (XVI – XIX вв.) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. В этот период выводы политической науки все больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.
Политическая наука Нового времени связана с именами величайших мыслителей ряда стран. Она будто перемещается с одной страны в другую, следуя за бушующими общественными событиями
Одним из таких мыслителей был англичанин Томас Гоббс (1588 -1679 гг.). Свое политическое учение он изложил в философском труде "О гражданине" и трактате "Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского".
По мнению философа, естественному человеческому состоянию присуща жестокая "война всех против всех". В интересах всеобщего благоденствия и социального мира людям необходимо отказаться от своих политических прав и перенести их на государство, которое, выражая общую волю всех, сможет заставить каждого не нарушать "статус кво", придерживатьсяпринятогорешения. Государство Т.Гоббс определяет как "единое лицо", воля которого концентрирует в себе как бы волю всех. Это не значит, что "единым лицом" обязательно должен быть один человек, верховным сувереном может быть и "собрание лиц", главное, чтобы власть была абсолютной, единой и нераздельной.
Т.Гоббс наделяет государство неограниченными полномочиями по отношению к своим подданным, кроме права на их жизнь. Он исходит из того, что верховная власть (отдельного человека или собрания лиц) никаким договором со своим народом не связана, ибо подданные заключили договор не с ней, а между собой. Концепция Т.Гоббса полностью исключает любую форму контроля верховной власти со стороны общества. Суверену принадлежат все виды власти, и он не подлежит суду, стоит выше законов, ибо последние установлены им самим.
Чтобы не получили распространения мнения и учения, которые подрывали бы общественную стабильность, одной из самых важных функций государства становится контроль и регламентация духовной жизни. Философ считает не только возможным, но и необходимым введение "в интересах всеобщего мира" цензуры над книгами, проповедями и обращениями к народу.