Смекни!
smekni.com

История развития мировой политической мысли (стр. 3 из 4)

Вслед за Н. Макиавелли Т. Гоббс стал рассматривать государство не через призму теологии, а выводить его законы из разума и опыта. Начиная с Т. Гоббса в западноевропейской политической теории утверждается понимание государства в качестве машины, имевшее затем долгую и сложную судьбу.

Выдающийся английский мыслитель второй половины ХУ11 в. Дж. Локк (1632 – 1704 гг.) свое политическое учение изложил в труде "Два трактата о государственном правлении". Его считают родоначальником либерализма. Он впервые четко разделил такие политические понятия, как личность, общество, государство и поставил личность выше общества и государства. Согласно Локку, человек от рождения обладает естественными правами (на жизнь, свободу и собственность). Частная собственность для него – средство создания свободного общества. Локк продолжил анализ общественного договора, трактуя его как учреждение гражданского общества и подчеркивая, что государство подчиняется обществу и личности. Государство действует только в интересах защиты прав личности, ибо личности создают общество, а общество создает государство.

Создавая государственное устройство, следует предусмотреть в ней разделение властей таким образом, чтобы созданием законов занимались одни лица и учреждения, а приведением этих законов в исполнение – другие, т.е. разделить власть законодательную и исполнительную. Судебная власть растворялась в исполнительной. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они вовсе не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.

Учение Дж. Локка о государстве вобрало в себя многие достижения политического знания и передовой научной мысли ХУ11 в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены, переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии.

Идеи Дж. Локка получают свое развитее в работах видного политического мыслителя Франции Шарля Луи Монтескье (1689 -1755 гг.). Главная книга Монтескье "О духе законов" сделала его одним из авторитетных классиков политической мысли.

Монтескье в анализ политической сферы вводит действие не только различных социальных факторов (религии, нравов, обычаев, черт характера, образа жизни, основных занятий), но и факторы географической среды. Так, он утверждает, что в жарких странах климат способствует установлению деспотической формы правления. Жара приводит к утрате мужества, малодушию народа, и он не может усиленно выступать против произвола и злоупотребления властью со стороны правителей, смиряется со своим рабским положением. Напротив, холодный климат сохраняет людям мужество, и в странах с таким климатом чаще устанавливаются республики. Умеренный климат Европы способствует установлению монархий.

Среди факторов, воздействующих на формы правления, Монтескье называет почву, ландшафт, величину территории страны. Так, он утверждал, что "республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не удержится". Монархия же по своей природе требует средней величины. Напротив, для деспотии характерны обширные размеры государства.

Однако главный вклад Монтескье в политическую теорию связан с обоснованием теории разделения властей. Цель разделения властей – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властей, обеспечить их свободу. А это, по мнению Монтескье, возможно только при относительно независимом существовании законодательной, исполнительной и судебной власти.

Монтескье верил в прогресс, который он связывал с установлением политической свободы. Так, он говорил, что политическая свобода способствует развитию экономики, промышленности, торговли; отстаивал идеи свободы слова, печати, свободы совести. Прогрессивное значение имели его идеи устранения крайностей имущественного неравенства, о долге государства обеспечить граждан средствами к жизни. Гуманизм присущ рассуждениям Монтескье о мире как о первом естественном законе человека, его призывам отказаться от насилия и порабощения одних народов другими.

Несравненно более радикальными, чем политические идеи Монтескье, были взгляды другого французского мыслителя ХУ111 в. Жан Жака Руссо (1712 -1778 гг.). Он был идеологом мелкой буржуазии, широких народных масс, в первую очередь крестьянства и отстаивал идею конституционной монархии, идею народного представительства.

Идея народного суверенитета была известна и до Ж.Ж.Руссо. Но он развил ее, утверждая, что народный суверен – это коллективное существо, которое не может быть представлено отдельной личностью; это власть, осуществляемая общей волей или волей большинства, которая неделима. Демократия и свобода – лишь там, где законодателем является народ. Но допуская все же возможность народного представительства для стран с большой территорией, Руссо все равно подчеркивал, что и здесь депутаты – слуги народа и их постановления могут стать законом лишь после утверждения их референдумом.

В государстве Руссо различает законодательную и исполнительную (правительственную) власть. Первая является волей политического организма, вторая – его силой. Правительственная власть учреждается актом суверенной законодательной власти, что обусловливает подчиненную роль правительства.

Идеи Ж.Ж. Руссо получили законодательное закрепление в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. И особенно 1793 г., а также других актах французской революции.

Прогрессивная политическая мысль получила в ХУ111 в. распространение и на противоположном от Англии и Франции берегу океана – на атлантическом побережье Северной Америки. Повышенный интерес к политической теории был связан с интенсивным развитием капиталистических отношений и обострением в связи с этим экономических и политических противоречий между колонией и метрополией, а также усилением межклассовых антагонизмов. Следствием усиления как внутренних, так и внешних противоречий явилась война за независимость 1775 – 1783 гг. по своей сущности это была буржуазно-демократическая, антиколониальная революция.

Одна из самых ярких личностей в летописи освободительной борьбы американского народа за демократию Томас Джеферсон (1743 – 1826 гг). Он автор великого революционного документа той эпохи – Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (принята 4 июля 1776 года). Основными положениями Декларации являются: все люди имеют равные прирожденные права на жизнь, свободу, собственность, на счастье и безопасность; народ – источник власти и ему принадлежит суверенитет, правительство – слуга народа; все государственные власти должны действовать в интересах народа, и если они нарушают эти интересы, народ вправе уничтожить неугодное ему правительство; разделение властей. По сути, это была первая Декларация прав человека.

Политические концепции Х1Х начала ХХ вв.

Для первой половины Х1Х векам характерно упрочение буржуазных прав и свобод, принятие соответствующих кодексов и конституций. Развертывается деятельность политических партий. Возникает современное представительное государство в форме конституционной монархии или республики.

В начале Х1Х в. проблемы науки о политике, политической власти и политических отношениях нашли разработку в трудах известного немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831гг.). Политические вопросы функционирования государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений. В наиболее цельном и систематическом виде они изложены в одном из самых значительных произведений истории политических учений "Философии права" (1820 г.). Основная задача философии права, согласно Гегелю, -научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть.

Основные положения политической концепции Гегеля заключаются в следующем:

Во-первых, государство того времени – это конституционная монархия, обладающая сильной бюрократической исполнительной властью, уравновешенной участием граждан в управлении;

Во-вторых, правовая и институциональная структура государства находится в процессе изменений, вызванных приспособлением теоретических предпосылок к традиционным условиям;

В-третьих, политическая жизнь каждой эпохи формируется и предопределяется доминирующими духовными и материальными силами данной эпохи, всей ее культуры и цивилизацией.

Гегель выделяет гражданское общество и политическое государство, дает их определение и указывает на различия.

Применительно к конкретно-историческому аспекту гегелевского учения следует обратить внимание, что в условиях полуфеодальной Германии Гегель при всей умеренности и компромисности его воззрений занимал исторически прогрессивные позиции, обосновывал необходимость общественных преобразований, был сторонником конституционной монархии и законности ,буржуазных прав и свобод, частной собственности и свободы договоров и т.п.

Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю политической мысли. Гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, реакционных, так и критических, оппозиционных воззрений. Это было наглядно продемонстрировано в последующей истории гегельянства и трактовок его учения с различных идейно-теоретических позиций.

В Х1Х в. сформировалось марксистское политическое учение, оказавшее влияние не только на развитие теории, но и на судьбы многих народов. Основателями марксизма были Карл Маркс (1818 -1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895гг.).