П. Я. Чаадаев.
Он стоит у истоков западничества и так же его «Философические письма».
В письмах он отметил величество страны, но живет она убого, он говорит, что это потому что она выбрала восточную ветвь христианства в виде православия и тем самым поставила себя на обочину европейской цивилизации. Выход в том, чтобы взять за образец западную модель и идти полностью по западному пути.
В 40-ые годы формируется ветвь западничества среди русской интеллигенции.
Сторонники западничества были последователями либерализма.
Либерализм не был никогда не был в России влиятельным политическим движением:
Причины:
-Не было развитого среднего класса (доля среднего класса около 20%).
-Российская ментальность (это ментальность общинная, коллективистская) - Плохо уживается принцип индивидуальной свободы).
-Политическим идеалом либералов является республика или конституционная монархия или республика, а в России прижились другие идеалы (абсолютная монархия).
Реформы Александра II 60-х. годов. Вызвали всплеск либеральных идей (как бы подстегнули развитие либерализма).
Либерализм разделился на 2 ветви:
-Классический.
-Социологизированный.
Б. Н. Чичерин.
Был представителем классического либерализма.
Основные идеи Чичерина:
-сторонник правового государства (основанного на законе)
-так же сторонник конституционной монархии.
-противник теории естественного права (все права даются человеку государством).
Формируется понятие этатизм – очень сильное преувеличение роли государства в политической жизни, даже у либералов.
-государство не должно вмешиваться в социальные отношения (поддержка нуждающихся дело частное, а не государственное).
-государство должно издавать одинаковые для всех законы, но не вмешиваться в социальную жизнь, т. е. он противник идеи социального государства.
П.И. Новгородцев.
Представитель социалогизированного либерализма.
Его взгляды:
- государство должно обеспечить каждому гражданину минимум социальных прав (он даже пытался определить границы этого минимума для достойного существования).
-Высказал идею не только правового, но и социального государства (говорил о необходимости творческого переосмысления западного государства, а не копировать его).
-уделял внимание развитию промежуточных организаций между человеком и государством (профсоюзы).
Либерализм в России проделал длительный путь. Но влиятельной политической силой, либерализм так и не стал. Либерализм остался на обочине, а основная борьба шла между двумя направлениями: консервативным и революционно-радикальным.
Русский консерватизм в 19 веке, делят на:
1) частный консерватизм (артодаксальный) обращён к истории, лишён реформаторских идей (учение Николая Карамзин, автор известной « Истории государства Российского»).
У Н. Карамзина:
-политический идеал (самодержавная, абсолютная монархия).
-противник освобождения крестьян.
-российских граждан необходимо наделить не политическими, а гражданскими свободами.
-активный сторонник свободного обмена идеями с западом (культурными достижениями, духовными ценностями).
Cергей Уваров (граф).
Так же был сторонник чистого консерватизма. Автор фразы «Формула самодержавия, православие, народность». Это всё основание русской жизни.
Народность – сакральная связь монарха и его подчиненных).
Во второй половине 19 века, традиции ортодоксального консерватизма продолжил К. П Победоносцев.
(Глубоко религиозный человек, считавший, что западный путь для России не приемлем).
Он выделяет 2 основных этапа народоправства:
1) Первичное (вече в Пскове, Новгороде) , подчеркивает высокую духовность участников вече, бросался жребий при выборе на должность, т. е. Божий промысел.
2) Вторичное (парламентская демократия) , в отличие от 1-ого он относится негативно, т. е. выборы это лживый процесс и ему может противостоять лишь монархия.
Только абсолютная монархия обеспечит целостность страны. И обеспечит Россию от распада.
2) Реформаторский консерватизм (славянофильское направление).
В 40-е годы – А. С. Хомяков, братья Аксановы и др. Хомяков отмечает, что для Европы характерны начала духовные:
-римское (идея подчинения, повиновение, веры).
-протестанское (идея свободы).
-православное (идея любви).
Именно Россия должна хранить монархию и высокую духовность.
Программа славянофилов:
-освобождение крестьян с земельным наделом, но при этом сохранение общины.
-сохранение монархии (царю силу власти, народу силу мнения).
-восстановление земских соборов (совещательных).
Эти идеи были продолжены во второй половине 19 века Н. Я. Данилевским.
Его учение «Культурно-исторические типы»
Его идеи:
-культура одного исторического типа может проникать в культуру другого, только отдельными элементами (т. к. Россия не может идти по пути Запада).
Достоевский, Толстой, В. Соловьёв входили в федерацию всеславянскую.
Владимир Соловьев.
Религиозная философия: (вера, надежда, любовь).
Вера выражена в священстве (католицизм).
Надежда (царство => власть сына, связанная с Византией, а затем с Москвой (православие).
Любовь (воплощена в пророчестве (иудаизм) ).
Идея Соловьева заключается в том, что Россия всегда стояла между западом и востоком и теперь она должна стать инициатором создания единой религии. Соловьёв сторонник –экуменизма (единая религия).
Что касается политической модели, то Россия должна оставаться монархией (ибо она воплощение идеи царства).
Последователи Соловьёва: П. Флоренский. Бердяев.
Последователи радищевской мысли: Чернышевский, Белинский.
-ярко выраженный пафос (разрушителен).
-призыв к народному восстанию.
Но четкого проекта основного государства, которое должно быть после восстания у них не было.
Пропагандистское движение: Лавров.
Анархическое направление: М. Бакунин.
Заговорческое направление: Ткачёв.
Появляется социал – демократическое движение:
-меньшевизм
-большевизм
Особенность русской политической мысли:
1) Этатизм (преувеличение роли государства в жизни общества).
2) Позднее отделение политических идей от религиозных и нравственных.
3) Тяготение к крайним направлениям, наиболее выражено: консерватизм и радикализм (умеренно слабые).
4) Политические теории не имели достаточного социально-экономического обоснования.
Тема №5. Политическая власть
1) Власть как категория (трактовки власти).
2) Механизм осуществления политической власти.
3) Легитимность политической власти.
Вопрос 1.
Власть считается одним из центральных понятий в современной политической науки. Сам феномен власти встречается во всех областях жизни: в экономической сфере, культуры, политики, семейной жизни, животном мире встречается феномен власти.
Существуют различные трактовки понятия власть и это многообразие трактовок можно разделить на 2 основных подхода:
1) поведенческий (согласно которому, власть это особая сущность, сила или энергия обладание, которой дает право человеку повелевать другими людьми).
В рамках поведенческого подхода можно выделить несколько трактовок власти:
-теологическая (власть это Божественная сила)
-биологическая (власть есть механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах).
-бихевиористская (доминирующий мотив поведения людей это стремление подчинить своей воле других) , поэтому политический процесс это столкновение вот таких различных воль к власти или стремлений к власти в которых побеждает самый сильный.
-психоаналитическая (стремление к власти это проявление или сублимация подавленного либидо(бессознательного) ). Стремление к власти это способ компенсировать свои недостатки, реальные или мнимые). Причём психоаналитики исследуют власть как двойное взаимоотношение со стороны одних, это реализация и стремление подчинять, а со стороны других реализация стремления подчиняться. То есть готовность к подчинению это вторая сторона власти. Без неё власть невозможна. И вот больше всего их интересует изучение мотивов подчинения.
Называют они несколько мотивов подчинения:
-страх наказания.
-привычка.
-интерес(в том числе и материальный. Получить за своё подчинение какую-либо выгоду)
-убеждение(готовность подчинятся власти, основанная на определенных идеях, например патриотических, религиозных, нравственных и добиться подчинения при таком основании, когда убеждение главный мотив, очень просто. Такой вариант для властвующих самый благоприятный).
-мифологическая концепция власти (Автор Л. Дюги).
Л. Дюги.
Французский правовед. Он объясняет природу власти так; обладание властью это результат превосходства одних людей над другими. Либо интеллектуального превосходства, либо физического, экономического или даже морального превосходства. То есть сама власть возникает по причине превосходства одних людей над другими. Ну а сильные для придания законности своим притязаниям на власть используют два мифа, то есть они пытаются обосновать свои претензии на власть 2 мифами: либо мифом о Божественной сущности всякой власти, либо мифом об общей воле, которую выражают институты власти ну в частности современное государство. Хотя реальная природа совсем в другом, в том что люди не равны.
Второй подход социологический трактует власть, как отношение двух сторон особого рода. В этих рамках этого подхода есть классическое определение власти Макса Вебера.