Смекни!
smekni.com

Кризис либерализма: взгляд из общества (стр. 2 из 2)

Что происходит в культурной элите? Большинство включилось в культурный тренд для достижения личного коммерческого успеха, поэтому надеяться на формирование здесь какого-либо ценностного нерва невозможно. Меньшая же часть оказалась во внутреннем подполье. Уходя из активной деятельности, понимая, что ничего нельзя изменить, они идут на кухни в поисках братьев по разуму, отрицая, но не активно настоящее. Итог плачевен: интеллигенция как чисто русский феномен - феномен совести нации, реагирующей на несправедливость, исчезает. Уходит целое поколение. Интеллигенцию заменяют интеллектуалы. Люди, занятые умственным трудом, прагматики, обеспечивающие себе коммерческий успех.

Что происходит в бизнесе? Понятно, что большинство работников связаны с крупными компаниями, олигархами, монополями, поэтому они страшно консервативны. Главный тренд - это личный успех: меня все устраивает, власть пассионарна, я патриот, я верю в свою страну, мы встали с колен, у меня блестящая карьера, для меня главное, чтобы ничего не менялось. Наконец, независимый бизнес, с трудом выживающий. Здесь возникает больше недовольства из-за тяжелой конкуренции, он не так консервативен, но прагматичен: меня не интересует политическая борьба, все равно ничего сделать невозможно. Эти люди готовы жаловаться и говорить, но не способны переходить к активным гражданским действиям , потому что они и так слишком рискуют прибылью, находясь на рынке. Поэтому смена настроений в среде малого и среднего бизнеса затруднена. Более того, новая молодежь, пришедшая в бизнес, порой даже более консервативна, чем та, которая функционировала на рынке в 90-х гг.

Почему же я все-таки исторический оптимист? Сейчас новая экономика занимает не более 3% от всей экономики России. Но недаром и Путин, и Медведев начинают двигать инновационные отрасли. Всем же понятно, что ресурсная зависимость страны - угроза, которая уже проявилась в финансовом кризисе. Будут какие-то новые тренды в экономике и как только там будут возникать новые независимые ресурсные условия и рабочие места, хочет этого власть или не хочет, сформируется независимый средний класс.

Наконец, молодежь. Из-за совершенно несправедливого распределения богатства, уничтожения федерализма (т.е. регионы не обладают никакой силой, инфраструктурными вливаниями со стороны центра, с одной стороны, и самостоятельностью, чтобы процветать-с другой) идет люмпенизация молодежи, особенно в малых городах, сельской местности и отдаленных регионах. Язык люмпена - язык национализма и насилия. Средняя Россия проседает очень сильно. Именно с этим связан феномен популярности Жириновского, Рогозина и других- они говорят на его языке. Маргинализация населения России растет на глазах. Итак, с одной стороны, концентрируется богатство и доминирует психология жесткого консерватизма. С другой стороны, растет бедность и с нею махровый, бытовой, уличный бандитский национализм.

В больших городах концентрируются белые воротнички, новые яппи, метросексуалы. Это поколение наемных работников крупных компаний. Молодежь, которая жестко, прагматично ставит себе цель - личный успех, ради которого она готова на все, в том числе и на то, чтобы не вмешиваться ни в какую политику. Большинство из них понимает, что социальный лифт возможен только с участием государства. Все мечтают вступить в «Единую Россию»: «Вот бы мне туда вступить, я бы, как Кабаева, в телевизоре сидел». Хотя все понимают, что у тебя нет никаких шансов войти в большую политику или в большую власть, в правительство, а поскольку ты прагматичен, то ты стремишься приблизиться к власти. И, наконец, часть жителей таких крупных городов, как Москва, Санкт-Петербург, которые определяют моду на сильную Россию, —это нуворишевское поколение золотой молодежи, как их называют, «мажоры на «Бентли», это молодые дети олигархов, богатых чиновников. Действительно, их становится все больше и больше, они носят дорогие часы, с охраной подъезжают к школам и потом разъезжают на «Бентли» в престижных институтах и т.д. Они страшно раздражают общество, но надо иметь в виду, что они являются носителями вторых денег и к самим деньгам они относятся не так, как их родители, а гораздо легче. С одной стороны, это поколение полных конформистов, но, с другой - они более равнодушны к дорогим побрякушкам. И еще неизвестно, что из них получится, часто в их головах возникает протест против родителей.

О положении молодежи так называемого интеллектуального меньшинства, которая успешно работает, прагматично делает свою карьеру, но не любит излишнее давление власти. Она ценит свободу и когда их спрашивают, почему такая грусть, они отвечают: «Все говорят, что 70-ки и 80-ки -потерянное поколение, но это неправда, у вас была возможность переделывать Советский Союз. Да, вы много терпели, проигрывали, но вы пытались, у вас был драйв и кайф, а у нас ничего нет. Мы точно знаем: ни шага вправо, ни шага влево. Или ты играешь с властью в эту «единороссию», или - до свиданья, у тебя ничего нет». Вот такая рефлектирующая маленькая прослойка людей.

И, наконец, самая маленькая группа - молодые ребята, очень хорошо образованные, владеющие прекрасными навыками, носители творческих профессий - все те, кому нужна абсолютная свобода от власти и государства. Нарастает настроение эскапизма. Так называемый downshifting: люди сдают свои маленькие квартиры, уезжают на эти деньги неизвестно куда и по полгода ничего не делают, обкуриваются травой. Кажется, чепуха, но ведь это же не хиппи, у которых была идеология. У этих идеологии нет, просто идет отторжение массированного давления на себя со стороны власти.

Какой вывод? Человек-либерал, любящий свои права, частную жизнь, победил. Но гражданский хомо сапиенс, конечно же, проиграл. Проиграл под давлением трендовых обстоятельств, связанных с нефтью, моделью потребления в специфической форме. В результате выросло очень прагматичное поколение, которое пока что все устраивает и до которого достучаться невозможно. Откуда я это знаю? Я читаю мастер-классы для больших корпораций («Макдо-налдс», «Марс»), где работают наши ребята из всех регионов. Они собирают на свои конференции менеджеров среднего звена всей России по 2-3- тыс. человек. И с ними я работала. Ребята очень интересные. Когда говорят, что российский характер не приспособлен ни к чему западному, но по ним видно, что это не так. Когда их проверяют со стороны штаб-квартиры в Лондоне или Нью-Йорке, оказывается в России все идеально организовано, менеджмент работает профессионально. Но! Как только во время лекции одна девушка спросила, какова вероятность дефолта в России, то тут же встал топ-менеджер: «Политических вопросов не задавать. Я запрещаю!». Это классическое поведение прагматиков. Другой пример: поданным ВЦИОМа люди к повышению цен, которое их вначале взбесило, привыкают. Ни о каких протестах не идет речи. Привыкают! Т. е. человек в путинскую эпоху потребления и веры, что все это продлится вечно, верит в силу государства изначально. Политические же интересы молодежи сведены до гламура и цинизма. «Молодая» политика превратилась в модный, гламурный, цветастый мир общества потребления.

Что же делать? Верить в модернизацию снизу, в возникновение независимого третьего сословия. Так происходило во Франции, в Испании, Англии, Италии. В России этот процесс может произойти быстрее, потому что мы живем в глобальном открытом мире. Но он должен созреть. Чтобы это поколение выросло не таким циничным, будучи обеспеченным, с ним надо работать. Наступило время высказываться, но не всегда эффективно высказываться будучи представителем маргинальной политической структуры. Больше доверия к мыслям и идеям свободных людей происходит тогда, когда вы не ограничены рамкой дискредитированной политической, партийной жизни. И самое главное, я считаю, что поколение нарождающихся прагматиков, которым сегодня по 17-18 лет, вырастет в политических романтиков и совершит впервые в истории России реальную либеральную модернизацию. «Стакан наполовину полон!»

Таким образом, современная эпоха определяется двумя поколениями: поколением, рефлектирующим по поводу Ельцина, и новым поколением, абсолютно равнодушным ко всему. Я уверена, что, как это ни грустно, рефлектирующее поколение уходит как среди коммунистов, так и среди остальных. Мы уходим. Все. Это поколенческая проблема. Происходит смена эпох, смена поколений и приходит это равнодушное. Как найти к нему ключик? Его нельзя терять и для этого мы нужны. Как его не потерять? Только есть один способ: не мучить их тем, что им не интересно, а «подсесть» на их интерес. Что их интересует? Как быть успешным и при этом свободным, потому что это поколение выросло в свободе и при этом не очень-то стремится в социальный лифт. И только тогда, когда амбиции сильно вырастают, можно разговаривать, но не на диспуте о том, что такое свобода и что такое либерализм, а о том, как тебе сделать суперкарьеру в крупной компании или политике. И потихонечку подкладывать ценности свободного человека, медленно, аккуратно, чтобы либеральное уважение к собственному достоинству впитывалось одновременно с мыслями о реализации собственной карьеры.

Если же пытаться объяснить словами, «как мы в свое время», то это никого не заинтересует. А по поводу бессовестных интеллектуалов я сказала, что есть феномен русской интеллигенции. Этого понятия нет нигде в мире. Оно связано с понятиями подполья, бесконечной борьбы с самодержавием и давящей властью. Поскольку меняется эпоха, то это поколение тоже уходит, и наступает поколение прагматичных интеллектуалов, людей, которые заняты своей карьерой и не замечают никого больше. Я снимаю шляпу: академика Ковальчука выбросили из академиков тайным голосованием. Это круто и нереально. Академикам наступили на их интересы, забрав у них часть бюджета, но это не есть гражданское действие. К таким действиям никто не готов: одни разочаровались в Ельцине (уходящее поколение), другие не разделяют вообще ничего. А вот новое поколение может через 10-15 лет выступить, если с ним работать тонко и интересно. Это не имеет никакого отношения к политическим партиям.


Список литературы

1. Ксенофонтов В.В. Гражданский мир в обществе // Социально-гуманитарные знания, 2009, №4, с.91

2. Парламентская газета, 2008, 28 октября, с.10

3. Политический журнал, 2008, №12, 28 октября.