К многообразию путей включения личных интересов в строительство социализма.
Речь идет об эволюции взглядов В.И. Ленина от унификации к многообразию путей включения интересов трудящихся в процессы социалистического строительства. Накануне Октября в книге «Государство и революция» Ленин писал о социалистическом обществе как об одной фабрике с равенством труда и равенством оплаты[13]. В 1921 г., преодолевая негативный опыт «военного коммунизма», он выдвигает в центр внимания проблему новых, разнообразных форм соединения личных интересов трудящихся, прежде всего крестьян, с общими задачами социалистического строительства, решаемыми пролетарским государством.
Во-первых, он безошибочно определил важнейшие составляющие этих интересов: избавиться от продразверстки, которая делала повышение эффективности крестьянского труда бессмысленным, особенно в мирное время, и иметь возможность в обмен на продовольствие получать в городе промышленные товары. Следующая задача гораздо сложнее: найти способы удовлетворения этих интересов. Это должны быть простые и понятные каждому крестьянину способы, взятые из повседневной жизни, а не придуманные теоретиками. Ленин предложил именно такие способы: 1) вместо продразверстки - твердый, заранее объявленный - продовольственный налог за использование земли (примерно вдвое меньше разверстки); 2) вместо централизованного распределения продуктов - свободный товарообмен и продуктообмен; 3) свободное производство товаров мелкой и кустарной промышленностью. Это означало полный демонтаж экономики «военного коммунизма», восстановление товарно-денежных отношений, элементов мелкобуржуазного и государственно - капиталистического производства.
Предпринятые меры обеспечили восстановление и укрепление союза рабочих и крестьян. По мере осуществления нэпа выдвигалась новая задача - задача перехода крестьян, кустарей, других слоев мелкой буржуазии к новым, социалистическим порядкам. Как решать эту задачу, в какие реальные; не в кабинетах придуманные объединения вовлекать их, чтобы «всякий мелкий крестьянин» мог практически участвовать в построении социализма? Напряженно размышляя о перспективах социализма, Ленин в своих последних статьях нашел принципиально новое решение этой исторической задачи: необходимо соединить нэповский принцип свободной торговли с кооперативным принципом, который в условиях Советской России является вполне социалистическим! Тем самым была найдена та степень соединения частных интересов различных слоев трудящихся с общими интересами социалистического государства, которая составляла камень преткновения для многих социалистов [14].
Исходное значение термина «кооперация» - сотрудничество работающих (от латинского слова соорега-tio). Конкретно-историческое содержание этого понятия включает производственно-технологические, экономические, организационные и собственно социальные (классовые, групповые) аспекты.
Прежде всего, кооперация выступает как форма организации труда, при которой то или иное число людей совместно участвует в одном и том же или в разных, но взаимосвязанных между собой процессах труда. При этом достигается экономия от совместного использования общих условий труда, а также «самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии... увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц...»[15]. Если все занятые выполняют однородную работу, то налицо простая кооперация; сложная же кооперация основана на разделении труда и обеспечивает наиболее высокий рост его производительности.
Кооперативный характер организации труда - объективная потребность любого совместного труда. В этом смысле кооперация возникает уже в глубокой древности и существует во всех общественно-экономических формациях, неся в себе тенденцию возрастания общественного характера труда. А в условиях машинного производства она становится технической необходимостью, определяемой природой самих средств труда, при этом обнаруживая удивительную способность адаптироваться к различной социально-экономической среде. Как отмечает Маркс, на начальных ступенях человеческой культуры кооперация покоилась на общей собственности на условия производства и неразрывной связи индивида с родом или общиной. В античном мире и в средние века - на отношениях непосредственного господства и подчинения, чаще всего на рабстве. В новое время она составила исторически и логически исходный пункт капиталистического производства [16].
С другой стороны, кооперативный характер труда порождает у работников, достаточно развитых как индивиды, юридически и экономически свободных и в то же время занятых совместным трудом, потребность в совместной, групповой собственности. В ответ на эту потребность и возникает одновременно с капитализмом новая социально-экономическая форма бытия кооперации - кооператив как объединение людей, основанное на групповой собственности его членов, используемой для совместного производства и сбыта продукции, закупки и потребления товаров, услуг и т. д. Характерно, однако, что отношения, складывающиеся внутри кооперации как социально-групповой общности, в условиях капитализма не образуют какого-то особого исторического типа, а воспроизводят тот тип отношений, который присущ окружающей их социальной среде, обществу в целом, то есть капиталистические отношения. «Подобно тому, как повысившаяся благодаря кооперации общественная производительная сила труда представляется производительной силой капитала,— так и сама кооперация представляется специфической формой капиталистического процесса производства...» [17]
Но уже, как называл их В. И. Ленин, «старые кооператоры» из числа социалистов-утопистов осмыслили не идентичность, более того, прямую противоположность принципов, лежащих в основе, с одной стороны, капиталистического предприятия, а с другой - кооперации как социально-групповой общности. Добровольное объединение людей в ассоциации (фаланстеры Фурье, общины Оуэна и др.) на основе использования общей, групповой собственности представлялось достаточным, чтобы освободить их совместный труд от эксплуатации и сделать всю их жизнь счастливой. В кооперативном принципе был угадан основной принцип соединения индивидуальных и общих интересов в грядущем социалистическом обществе.
Однако способ утверждения этого принципа в качестве всеобщего, предложенный «старыми кооператорами», оказался утопичным. Они мечтали о том, что социалистические кооперативы мирным путем, лишь силой примера преобразуют капиталистическое общество. Эти мечтания марксисты всегда называли смешными фантазиями, наносящими политический вред революционной борьбе пролетариата. Как показал Ленин в борьбе с общинными и артельными иллюзиями народников, в условиях капиталистически развивающейся России даже семейная кооперация является «основанием капиталистической кооперации»[18].
«Коренная перемена всей точки зрения нашей на социализм»
А как меняется роль кооперации после социалистической революции, когда государственная власть и основные средства труда переходят в руки самих трудящихся? Кооперацию как форму организации труда К. Маркс считал одной из создаваемых капитализмом основ, на которой совершается его собственное отрицание («экспроприаторов экспроприируют») и восстановление подлинной «индивидуальной собственности», основанной на «общем владении» индивидов[19]. Вместе с тем Маркс высоко ценил роль создаваемых рабочими кооперативных фабрик как доказательства не на словах, а на деле, что наемный труд должен «уступить место ассоциированному труду, выполняемому добровольно, с готовностью и воодушевлением»[20]. Но развитие кооперативного труда в общенациональном масштабе в условиях социализма Маркс связывал с использованием «общенациональных средств», а не самой по себе кооперативной собственности.
Как отмечалось выше, В. И. Ленин уже в 1918 г. уловил новую, изменяющуюся природу кооператива в условиях пролетарского государства. Но тогда все его внимание было сосредоточено на роли кооперации в сфере распределения продуктов. В январе же 1923 г. у него возникает принципиально новая мысль о центральной роли кооперации как социально-экономического феномена в строительстве и развитии социалистического общества. Кооперация формируется в недрах капитализма, но подлинный ее социальный потенциал, ее собственный принцип реализуется лишь в условиях социализма. В этом и состоит ее, так сказать, социалистическая миссия. Кооперативный принцип составляет ядро социалистического общества, которое, в свою очередь, обеспечивает полную реализацию социального и экономического потенциалов кооперации.
Иными словами, после социалистической революции кооперация выступает как естественно исторически сложившееся связующее звено между глубоко укоренившимися частными интересами миллионных масс трудящихся и их же общими интересами, обособляющимися в виде интересов социалистического государства. И не просто звено, связывающее данные противоположности (эту функцию выполняет уже нэповский принцип свободной торговли), а способствующее социалистическому преобразованию частных интересов в групповые, коллективные. Это узел, в котором завязаны воедино, работают друг на друга нэповский принцип свободной торговли и кооперативный принцип коллективности, принцип социализма.
Поэтому, заключил Ленин, «строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией - это есть строй социализма... Теперь мы вправе сказать, что простой рост кооперации для нас тожественен... с ростом социализма, и вместе с этим мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм»[21].