.
Пришло время восстановления подлинного, гуманистического содержания ленинской концепции социализма. Восстановления и в теории, и на практике. Одно без другого невозможно.
Как показывает опыт перестройки, легче признать деформации реального социализма, чем уяснить, что во многом деформированными оказались и наши теоретические представления о нем. С трудом приходим мы к самокритичному признанию, что усваивали ленинские идеи далеко не адекватным образом, преимущественно в духе сталинских «Краткого курса» и «Вопросов ленинизма». Но углубление перестройки все четче обнажает ложность сформированных ранее стереотипов. Необходим «творческий подход к теории и практике социализма, их развитие на путях конструктивного осмысления исторического опыта XX века, наследия Маркса, Энгельса, Ленина, освобожденного от догматического толкования».
Борьба идет не только между взглядами разных людей, но и в сознании каждого из нас. Она публична и в то же время интимна. Это внутренняя, духовная и душевная работа каждого по преодолению привычных, но чуждых жизни догм. Это активное преодоление укрепленных в нас рефлексов интеллектуального самоотчуждения, обретение личной свободы творчески мыслить и действовать по законам истины и нравственности.
Три вопроса возникают при вдумчивом подходе к теме «Ленинская концепция социализма»:
2. Как применить ленинский анализ диалектики переходных форм общества к определению характера и тенденций современной перестройки?
3. Какие основные уроки следуют из ленинских идей для осуществления перестройки сегодня?
4. Рассмотрению этих вопросов мы и уделим основное внимание при раскрытии данной темы.
Гуманистическое содержание ленинской концепции социализма
Взгляды В. И. Ленина на социализм и пути его созидания многогранны и динамичны. Они развивались в соответствии с ходом самих общественных процессов в России и во всем мире, давали ответы на новые вопросы, выдвигавшиеся жизнью перед партией большевиков. Особенно интенсивно происходило это развитие после Октябрьской революции, на основе обобщения опыта первых лет строительства социалистического общества. В последних письмах и статьях В. И. Ленина сформулирован ряд принципиально новых идей, означающих «коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм»[1].
Конечно, если бы Ленин продолжал жить и работать дальше, он внес бы еще не одну перемену в свои и наши представления о социализме. Его концепция по самой своей природе была и осталась принципиально открытой новым подходам и решениям, отвечающим новым запросам жизни. Поэтому верное к ней отношение, соответствующее ее собственным принципам, состоит в том, чтобы выделить в ней глубинное содержание, которое может служить стратегическим ориентиром при анализе проблем современного этапа истории. Такое глубинное содержание, подлинное ее основание и составляют идеи гуманизма.
Гуманизм в широком смысле - воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность и самоцель общественного прогресса, отстаивающее его право на свободу и всестороннее развитие от посягательств со стороны церкви, государства и других общественных институтов. Как идейное течение гуманизм оформился еще в эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.), когда под мощными ударами гуманистического движения католическая церковь лишилась монополии на духовный мир человека. Однако духовное самоосвобождение немногих сопровождалось политическим закабалением большинства со стороны феодальных государств, трансформировавшихся в абсолютистские монархии. Дальнейшее развитие гуманизма выразилось прежде всего в идеях европейских и американских просветителей, идейно подготовивших буржуазные революции XVII - первой половины XIX в., благодаря которым за человеком был закреплен новый круг прав - политических, предоставивших каждому гражданину возможность влиять на формирование государственных органов и запрещающих государству вмешиваться в частную жизнь граждан. Но и этот прогресс сопровождался новыми утратами. В экономической сфере жизни буржуазного общества человек оказался отчужден не только от средств труда и его результатов, но и от самого труда как человеческой деятельности, а в итоге — от самого себя как деятельного существа, от других людей, разъединяемых конкуренцией, от родовой человеческой сущности. Продвижение к свободе в духовной и политической сферах сопровождалось, следовательно, отчуждением и самоотчуждением человека в экономической жизни. А это с неизбежностью вызывало новые деформации свободы и в социальной, политической, духовной сферах его жизнедеятельности.
Вскрыв глубинные Противоречия реализации идей гуманизма в условиях капитализма, К. Маркс уже в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» обосновал необходимость социализма и коммунизма как общества реального гуманизма. Реальность гуманизма, утверждаемого новой исторической силой - рабочим классом в союзе с крестьянством и другими слоями трудящихся, обеспечивается комплексом революционных преобразований общества. Они охватывают все основные сферы общественной жизни: экономическую - экспроприация частной и утверждение различных форм общественной собственности на основные средства производства; социальную - упразднение антагонистических классов, а затем и классов вообще, утверждение свободной ассоциации трудящихся как основной ячейки общества; политическую - ликвидация политического господства эксплуататоров, установление власти самих трудящихся (первоначально в виде диктатуры пролетариата), развитие общественного самоуправления вплоть до отмирания государства; духовную - преодоление фетишистских и других превращенных форм сознания, духовное раскрепощение каждого, развитие научного мировоззрения.
Совокупность этих преобразований не самоцель, а средство для достижения главной цели: освобождения трудящихся, каждого гражданина от любых форм эксплуатации, политического или духовного угнетения; утверждения таких общественных отношений, которые открывают простор осуществлению внутренней потребности человека в саморазвитии, в свободе как высшей ценности человеческой жизни. «...Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»[2] - фундаментальный принцип реального гуманизма, сформулированный основоположниками марксизма в «Манифесте Коммунистической партии».
В каких формах, через какие этапы будет совершаться самоосвобождение человека, упразднение его отчуждения? Уже в 1844 г., сопоставляя историю реального отчуждения с историей коммунистических идей как теоретических представлений о его снятии, Маркс обнаружил закономерность: снятие отчуждения проходит тот же путь, что и отчуждение. Исторически первоначальная, ранняя его форма - лишь отрицание частной собственности как объективного содержания отчуждения, то есть грубый коммунизм, утверждающий всеобщность труда и равенство заработной платы, но отрицающий вместе с частной собственностью и личность человека. В следующей, более зрелой форме коммунизм предстает как возвращение человеку субъективных сторон его жизни, прежде всего политических: это коммунизм в его демократической или деспотической политической форме; впоследствии государство вообще подлежит упразднению. В высшей же форме коммунизм означает преодоление как объективных, так и субъективных проявлений частной собственности, всестороннее присвоение человеком своейчеловеческой сущности, включая духовное ее содержание. На этой основе формируется качественно новый тип общества, уже не нуждающийся в отрицании отчуждения и потому представляющий собой непосредственное самоутверждение человека как высшей ценности и самоцели развития[3].
Представление о коммунизме как о реальном, практическом гуманизме Маркс сохранял и углублял в ходе всей своей дальнейшей творческой деятельности. В экономических рукописях 1857 - 1859 гг. он так охарактеризовал три крупные формы общества, или три ступени исторического прогресса: первая ступень - это отношения личной зависимости между людьми (патриархальный, античный и феодальный строй); вторая ступень - личная независимость, основанная на вещной зависимости (капитализм); третья ступень - «свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние»[4], то есть коммунизм.
Уже в ранних своих произведениях В. И. Ленин выступает как последовательный марксист, глубоко и творчески воспринявший все основные положения научного социализма, гуманистическое его содержание. Исходным стал для Ленина фундаментальный вывод марксизма о всемирно-исторической миссии пролетариата как единственного в истории класса, который призван осуществить революцию не для того, чтобы закрепить свое господство и стать новым господствующим классом, а для того, чтобы упразднить все классы и тем самым освободить от эксплуатации и угнетения все трудящееся человечество, создать новое, бесклассовое общество. Следовательно, классовый интерес пролетариата есть неэгоистический, а общий интерес всего угнетенного и страдающего человечества. Этот научно обоснованный гуманизм марксизма Владимир Ильич впитал с юношеских лет и остался верен ему до конца жизни.
Конкретным выражением социалистического гуманизма служат принципы социальной свободы, равенства, справедливости, всестороннего развития личности. Объективную предпосылку их реализации составляет, как писал Ленин в проекте Программы РСДРП (1902 г.), «социальная революция, т. е. уничтожение частной собственности на средства производства, переход их в общественную собственность и замена капиталистического производства товаров социалистической организацией производства продуктов за счет всего общества, для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех его членов»[5].