Пока будет сохраняться колоссальная дифференциация отраслевых норм прибыли, не изменится и сложившаяся структура экономики. Поэтому необходимо выравнивание отраслевой рентабельности. Однако сам по себе рыночный механизм не сможет вывести экономику из этого структурного перекоса. В данном случае расчет на внутренние силы рынка является иллюзорным в силу его олигопольной структуры.
Поэтому сегодня задача как раз и заключается в исправлении тех структурных перекосов, которые обусловлены несовершенством рынка. Это аксиома современной экономической теории. Но для ее решения необходима новая модель экономики, в связи с чем возникают вопросы:
какая модель необходима для украинской экономики?
каким критериям она должна отвечать?
почему либеральная модель, имеющая так много сторонников в том виде, в каком она нашла свое воплощение в украинской экономике, нуждается в модернизации?
что собой представляет либеральная идея с точки зрения содержания? Попытаемся продолжить дискуссию по этому поводу.
Исторический опыт социально-экономических преобразований показывает, что их успех и результативность зависят от определенной идеологической доктрины, выражающей интересы значительной части общества.
В ней должны быть представлены основные мировоззренческие ценностные установки, которые разделяют большинство граждан. Именно тогда, когда существуют определенные общие интересы граждан, может существовать определенная идеология. В тех же случаях, когда идеология навязывается сверху, в угоду интересам определенных социальных сил, она превращается в ложные формы общественного сознания, не отражающие реальную действительность адекватно.
Всякого рода суждения о "деидеологизации" всех форм социально-экономической жизни есть не что иное, как свидетельство исторической исчерпанности тех ценностей, которые существовали в обществе. Такие процессы демонстрировали смену идеологических парадигм: отказ от догм и ценностей советской идеологии и замену ее новой либеральной, хотя преподносилось это как "деидеологизация" общественной жизни. На самом же деле эти процессы свидетельствовали об исторической исчерпанности ложных форм общественного сознания.
Начало таким формам общественного сознания было положено революционными событиями 1917 г., когда, в соответствии с установившейся отечественной традицией, была заимствована не реально существовавшая более развитая социально-экономическая система, а научная концепция, построенная всего лишь на прогнозе относительно будущего развитых капиталистических стран. Эта концепция стала теоретическим основанием для выработки идеологической доктрины о новом обществе, именуемом "социализм".
Эксперимент, потребовавший колоссальных усилий и огромных человеческих жертв, потерпел неудачу, а сама идеологическая концепция оказалась ложной, что было подтверждено всем ходом исторического развития.
Крах социалистических ценностей и идеалов отнюдь не означал, что общество стало жить без определенной идеологии. В обществе, как и в природе, не бывает пустоты. На месте рухнувших ценностей и идеалов социализма появились новые, отражающие противоречивые интересы тех социальных групп, которые встали во главе экономических преобразований, воплощавшихся в жизнь в начале 90-х годов. Все сферы социальной жизни (экономика, образование, культура и др.) начали испытывать влияние новой идеологии, ставшей "концентрированным выражением" определенной политики возникших объединений, движений, партий.
Так случилось, что по времени смена социально-экономического строя и основных идеологических доктрин на постсоветском пространстве совпала с господством либеральной идеи. Крах коммунистической идеи еще больше укрепил в сознании миллионов людей представление о триумфе либерализма в мире. Известный американский философ Ф. Фукуяма рассуждал о "всемирной либеральной революции", охватывающей все новые и новые страны и трансформирующей их в соответствии с "универсальной моделью развития", а также об отсутствии идеологических "жизнеспособных альтернатив". По мнению Ф. Фукуямы, "победу одержала не столько либеральная практика, сколько либеральная идея".
Если говорить о социально-философской характеристике понятия "либеральная идея", то в этой связи возникают, по крайней мере, два вопроса:
что такое идея по своему определению?
почему глобальный капитализм, со всеми своими признаками, должен считаться "победой либерализма"?
Отвечая на первый вопрос, следует вспомнить, что, по определению Гегеля, идея - это "единство идеального и реального", "конечного и бесконечного", "утверждения и отрицания", то есть "возможность, которая в себе самой имеет свою действительность", поэтому она есть "процесс". Если находиться в рамках такого определения и попытаться ответить на второй вопрос (почему либеральная идея наиболее полно развернула себя в тех формах глобального капитализма, которые существуют поныне?), то необходимо отметить, что по существу современный либерализм стал идеологией и практикой современного капитализма. Другими словами, современный капитализм является предметным воплощением либеральной идеи и "концом истории", по мнению Ф. Фукуямы. В современном капитализме, в его явлениях и фактах, либеральная идея не только воплотилась, не только растворилась, но и исчерпала себя. Тем самым она не способна и не готова критиковать капиталистическую действительность.
Было время, когда либерализм выступал движущей силой революционных преобразований, происходивших в системе капиталистического хозяйства в XVIII-XIX вв. Речь идет о либерализме, в центре которого находится понятие "собственность". Именно этим понятием, по выражению Л. фон Мизеса, определяется суть либерализма.
В историческом контексте либерализм возник в ходе борьбы буржуазии с земельной аристократией, крестьянством, монархической властью и охлократией. Уже тогда возникли ранние формы либеральной идеи (главным образом, связанные с "суверенностью личности", "естественными правами человека", "незыблемостью права частной собственности"), которые создавали нравственные, правовые и другие условия, способствовавшие становлению капитализма. В свою очередь, развитие капитализма благоприятствовало распространению и упрочению либерализма.
Когда борьба буржуазии со старым режимом за выравнивание своих возможностей заканчивается ее победой, тогда против господства буржуазии необходимы социальные противовесы. Если же их не будет, то, по мнению А, Смита, о "всеобщих идеалах" свободы и равенства можно забыть. В "Исследовании о природе и причинах богатства народов" А. Смит отмечает, что не надо доверять торговцам и купцам, они всегда обманут общество; но можно создать такую взаимную балансировку противоречивых интересов, чтобы их сумма работала на нужды общества, а не эгоистического классаs. Мимо этой великой и сугубо либеральной мысли поклонники либерализма и демократии проскальзывают. Необходимо определить, каким образом социальные группы, выражающие разные интересы, могут так друг друга контролировать, что ни одна из них не сможет полностью реализовать свой эгоистический интерес. В заключении к 11 главе упомянутого исследования А. Смит призывает общество к бдительности в отношении класса купцов и промышленников, всегда склонного "вводить общество в заблуждение и даже угнетать его".
Вот это и есть, по А. Смиту, нормальное правовое государство, нормальная рыночная экономика, которая работает на общество, а не на отдельные коррумпированные олигархические кланы. Следовательно, уже А. Смит ставит вопрос об ограничении нравственного принципа "laissez-faire" и рассматривает его всего лишь как один из возможных типов экономического порядка.
Но в стране, где доминирует сырьевой сектор, двигаться к правовому государству возможно только при условии, что действует логика "взаимного сдерживания". Сырьевой ресурс легко контролируем узкой властной группой, которая фактически оказывается монополистом власти и контроля над финансовыми потоками. Тут гораздо труднее создать систему балансировки. Этот вопрос, опять же, политически очень конкретен. Можем ли мы в таких условиях, как бы благоприятны они ни были, создать эффективную систему контроля над олигопольными структурами? Нужна такая система контроля, которая бы мешала олигархическим кланам, контролирующим сырьевой и энергетический ресурсы, полностью делать то, что они хотят.
Таким образом, либерализм, отождествляющий себя с капитализмом, идеализированным как система чистой свободной конкуренции, а не с реально существующим, представляет собой всего лишь одно из двух течений либерализма, в литературе называемое "экономическим", в отличие от другого - "морального", или "этико-политического".
Для "экономического либерализма", в основе которого лежит "собственность", высшей ступенью развития является мейнстримовский либерализм в современной неолиберальной форме. Индивидуализм - это идеал экономического либерализма, противопоставленный коллективизму, или средство противодействия авторитаризму, подавляющему личность. Другое течение либерализма, в центре которого находятся мораль и нравственность, своими корнями уходит в эпоху Просвещения. Столпы Просвещения - такие, как Вольтер, А. Смит, И. Кант и др., - выдвигали идеи рациональной критики капитализма с позиций морально-нравственных норм, выработанных этой эпохой. Например, кантовский категорический императив гласит: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Определяющей чертой такого либерализма является "рациональное обоснование морали".