Однако, поскольку эти группы сориентированы, главным образом, на экспорт и включены в глобальную экономику в качестве подчиненной, периферийной ее части, то их экономическое положение всецело зависит от конъюнктуры мирового хозяйства. Это означает, что в украинской экономике механизм устойчивого самовоспроизводящегося роста на собственной основе отсутствует. Такая система уже по своему внутреннему устройству не способна сократить отставание нашего государства от развитых стран, повысить благосостояние его граждан и обеспечить внутреннюю стабильность.
Необходима хозяйственная и политико-культурная модернизация, направленная на преодоление негативных тенденций в развитии Украины.
В этой связи возникают два вопроса:
какими видятся основные черты новой экономической модели, переход к которой становится для нашей страны все более актуальной задачей?
каким видится путь движения к этой новой модели?
С позиций неолиберальной доктрины, такая постановка проблемы вообще не актуальна, поскольку, согласно ее основополагающим принципам, сама по себе рыночная система все расставит по своим местам. С этой точки зрения, попытки вмешаться в стихийные процессы естественного рыночного отбора будут лишь препятствовать развитию эффективных рыночных структур и переходу ресурсов к так называемому "эффективному собственнику". Но, как показала без малого двадцатилетняя практика рыночных преобразований в Украине, именно при господстве такой неолиберальной идеи сложилась сегодняшняя хозяйственная модель, которая практически привела наше государство к пределу развития как в экономическом, так и в социальном аспектах. В ходе реализации неолиберальной идеи в украинском обществе произошла утрата человеческого, интеллектуального, производственного и нравственного потенциала. Страна подведена к той опасной черте, за которой начинается распад базовых институтов общества.
Однако при определении путей модернизации сложившейся хозяйственной системы необходимо исходить из конкретной ситуации, унаследованной от прошлого. Именно эти конкретно-исторические обстоятельства определяют границы возможного, а не априорные теоретические конструкции.
Учет конкретно-исторических особенностей развития отдельных стран продемонстрирован видным представителем немецкой "исторической школы" Ф. Листом. В своей книге "Национальная система политической экономии" он пишет, что величие нации, ее экономический потенциал, военную мощь определяет человеческий ресурс, а не физический капитал. Эта книга стала настольной для Бисмарка и идеологическим фундаментом для грандиозного рывка Германии. Протекционизм Ф. Листа - это не синоним отгораживания от мирового рынка (политического, идеологического, экономического). Он готов превращать Германию в страну, конкурирующую глобально. Но делает он это, исходя из определения ее потенциальных преимуществ, отмечая, что если сегодня Англия имеет какие-то сравнительные преимущества, то мы не будем ее в этом догонять. Мы сделаем упор на другой ресурс, который они недооценили, недоразвили. Им должен быть ресурс человека, включая национальные традиции. Не любые традиции, а только те, которые работают на решение сегодняшних проблем при создании национальной модели экономики. И главная задача должна заключаться не в том, чтобы показать свою уникальность, а в том, чтобы понять: какие из наших собственных ресурсов смогут сработать в глобальной игре, или, выражаясь языком Гегеля, "как перейти от особенного к всеобщему".
Но даже решение безотлагательных проблем не должно заслонять долгосрочное видение тех задач, решение которых позволит создать основы динамично развивающейся экономики, опирающейся на сильное гражданское общество и государство.
Альтернативой этому служит дальнейшая реализация неолиберальной идеи, материальным воплощением которой является застойная экономическая система, дополняемая слабой и коррумпированной центральной и местной властью.
Следовательно, необходимо определить основные контуры той модели, которую необходимо создать. К ее главным характеристикам можно отнести способность к саморазвитию и качественному росту; вовлечение в процесс развития и модернизации всех слоев общества и территорий; использование и обновление всех ресурсов общества, и в первую очередь - человеческих.
Что касается способов модернизации существующей хозяйственной системы, то речь идет, во-первых, о создании системы институтов как государственных, так и общественных, которые бы, с одной стороны, защищали законные интересы всех участников экономических отношений, а с другой - обеспечивали эффективное использование имеющегося производственного потенциала, и во-вторых, о принятии осмысленной стратегии социально-экономического развития (включая промышленную политику) и разработке системы стимулов, необходимых для достижения поставленных задач. Выход из кризиса требует формирования новой модели экономики, и в частности - новой модели государственного регулирования на новых морально-политических основах.
Как подчеркнул недавно один из крупнейших ученых современности немецкий философ Ю. Хабермас, заметно повлиявший на мировую социальную и политическую мысль: "Я не вижу приемлемой альтернативы глобальному капитализму, однако насущная политическая задача, по-моему, состоит в том, чтобы "приручить" капитализм с помощью правильных международных норм и институтов... Нынешний глобальный финансовый кризис должен послужить Западу последним предупреждением о катастрофических последствиях невмешательства неолибералов в экономику". Это очень важное замечание живого классика мировой философской мысли.
1. В. Гейц "Либерально-демократические основы: курс на модернизацию Украины" - "Экономика Украины" № 3, 2010, с.4-20.
2. CountryAssistanceStrategyProgressReportforUkraine. "TheVibridBankReport" № 32250-UA, 2005, May 19, p. 20.
3. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М., ООО "Издательство ACT", 2010, с.75.
4. Гегель Г. В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. - М, "Мысль", 1974, с.402-404.
5. Мизес Л. фон. Либерализм в классической традиции. - М., "Начала - Пресс", 1995, с.26.
6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., "Эксмо", 2007, с.282.
7. Капустин Б. Что такое либерализм? "Свободная мысль" № 9, 2004, с.48.
8. Капустин Б. Критика политической философии. Избранные эссе. - М., " Территория будущего", 2010, с.350.
9. Кант И. Основы метафизики нравственности. Сочинения в шести томах. Т.4.Ч.I. - М., "Мысль", 1965, с.270.
10.Гегель Г. В.Ф. Философия права. - М., "Мысль", 1990, с.115.
11.Милль Дж. Ст. Основы политической экономии. Т.1. - М., "Прогресс", 1980, с.337.
12.Hayek F. A. Liberalism and Economic Order. Cambridge, 1993, p.145.
13.Кругман П. Кредо либерала. - М., "Европа", 2007, с.287.
14.Полтерович В.М., Попов В.В. Демократизация и экономический рост. "Общественные науки и современность" № 2, 2007, с.13.
15.Хабермас Ю. Насущная политическая задача состоит в том, чтобы приручить капитализм. - "Новая газета" от 14 декабря 2009 г.