3. Формирование элиты процесс естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.
4. Элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей. Демократия должна обеспечить примерно одинаковые стартовые условия. На финише неизбежно проявляются социальные чемпионы и аутсайдеры.
Концепции демократического элитизма имеют следующие общие черты:
1. Демократия понимается как конкуренция между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей.
2. Элита не только обладает необходимыми управленческими качествами, но и защищает демократические ценности.
Концепции множественности, плюрализма элит базируются на следующих постулатах:
1. Отрицание элиты как единой привилегированной группы. Существует множество элит.
2. Элиты возможно удерживать под влиянием масс.
3. Существует конкуренция элит, что предотвращает складывание единой господствующей элитарной группы.
4. Различия между элитой и массой относительны, условны и часто достаточно размыты. Доступ к лидерству открывает не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.
Концепция политической элиты как авангардной партии рабочего класса, всех трудящихся, разработана в учении В. И. Ленина, несмотря на его негативное отношение к элитизму. Ее основополагающие черты таковы:
1. Глобальный, мессианский характер политической элиты, ее историческое призвание руководить процессом перехода человечества от капитализма к коммунизму.
2. Всеобъемлющий характер политического руководства. Коммунистическая партийно-государственная элита руководит всеми сферами общества.
3. Происхождение элиты из социальных низов "кто был никем, тот станет всем".
4. Идеологичность. Обладание единственно верной идеологией определяет передовые качества элиты, служит важнейшей гарантией успешного руководства обществом. Все другие идеологии заблуждения или происки классового врага.
5. Жестокая иерархия политической элиты. Сама правящая элита уподобляется армейским структурам, делится на вождя, "генералов", "офицеров", "унтерофицеров" (Сталин).
Таким образом, под элитой понимаются:
1. Лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности (В. Парето).
2. Харизматические личности (М. Вебер).
3. Лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу.
4. Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть; организованное меньшинство общества (Г. Моска).
5. Люди, занимающие высшие места в обществе, благодаря своему биологическому и генетическому происхождению.
6. Лица, имеющие высокое положение в обществе и благодаря этому влияющие на социальный прогресс (Дюпре).
7. Люди, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассуэл).
8. Лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере.
Факты реальной жизни и многочисленные исследования подтверждают, что политическая элита реальность сегодняшнего (и, вероятно, завтрашнего) этапа развития общества и обусловлена действием следующих основных факторов:
1. Психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности, возможности и желания участвовать в политике.
2. Закон разделения труда требует профессионального занятия управленческим трудом.
3. Высокая значимость управленческого труда и его соответствующее стимулирование.
4. Широкие возможности использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий.
5. Практическая невозможность осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями.
6. Политическая пассивность широких масс населения.
Элиты типологизируются по ряду оснований:
По отношению к власти выделяют:
· правящую элиту;
· неправящую, или контрэлиту.
По уровню компетенции:
· высшая (общенациональная);
· средняя (региональная);
· местная.
По результатам деятельности (эффективности):
· элита;
· псевдоэлита;
· антиэлита.
Кроме того, выделяют :
1. "Элиту крови", или аристократию; элиту богатства, или плутократию; элиту знаний, или меритократию.
2. Деспотические, тоталитарные, либеральные и демократические элиты.
3. Закрытые и открытые.
В. Парето выделял два главных типа элит: "львы" и "лисы".
Для "львов " характерен консерватизм, грубые силовые методы управления. Общество, где преобладает элита "львов", обычно застойно.
"Лисы" мастера обмана, политических комбинаций. Элита "лис" динамична, она обеспечивает преобразования в обществе.
Политическая элита обладает следующими функциями:
· изучение и анализ интересов различных социальных групп;
· субординация интересов различных социальных общностей;
· отражение интересов в политических установках;
· выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов и т.п.);
· создание механизма воплощения политических замыслов;
· назначение кадрового аппарата органов управления;
· создание и коррекция институтов политической системы;
· выдвижение политических лидеров.
Элитарность современного общества очевидна. Всякие попытки ее устранения приводили к формированию и господству деспотических нерезультативных элит, что в конечном счете наносило ущерб всему народу.
Видимо, устранить политическую элиту можно лишь за счет всеобщего общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа скорее привлекательный идеал, чем реальность.
Поэтому в современных условиях первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а проблемы формирования результативной, полезной для общества политической элиты рекрутирование элит.
Существуют две основные системы рекрутирования элит: система гильдий и антрепренерская система. В чистом виде они встречаются довольно редко, однако можно выделить характерные черты этих систем.
Для системы гильдий характерны:
1. Закрытость. Отбор на более высокие посты осуществляется из нижестоящих слоев самой элиты. Медленный, постепенный путь наверх.
2. Высокая степень процесса отбора, наличие многочисленных фильтров формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж, образование, характеристики и т.п.).
3. Небольшой, относительно закрытый круг селектората, т. е. тех, кто проводит отбор. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего органа или даже один первый руководитель.
4. Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства.
Антрепренерскую систему рекрутирования элит отличают:
1. Открытость. Претендентом на занятие руководящей должности может быть представитель любой общественной группы.
2. Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров.
3. Широкий круг селектората. Им могут выступать даже все избиратели.
4. Высокая конкурентность отбора, острое соперничество за занятие руководящих позиций.
5. Первостепенное значение индивидуальности (яркая личность, значимые личные качества, умение найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее, наличие интересных предложений и программ).
Таким образом, элитарность политической жизни общества реальность сегодняшнего дня. В центре внимания должны быть проблемы повышения качества и эффективности работы политической элиты. Во многом положительное решение этой проблемы зависит от руководителя, лидера.
3. Политическое лидерство
Тема политического лидерства всегда привлекала внимание ученых-обществоведов.
Античные историки Геродот, Плутарх и другие в своих описаниях уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах подлинных творцов истории.
Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Николло Макиавелли (1469 1527). В его трактовке политический лидер это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий для сохранения своего господства и поддержания общественного порядка любые средства (отсюда термин "макиавеллизм" для определения политики, пренебрегающей нормами морали).
В своем труде "Государь" Макиавелли разработал практические советы для правителей, представляющие искусное сочетание хитрости и силы. Эти советы высоко ценили Кромвель и Наполеон, ими пользовались Сталин и Брежнев, Гитлер и Черчилль и др.
Концепцию лидерства, оказывающую заметное влияние на последующую политическую мысль и практику, разработал Фридрих Ницше (1844 1900). В своих трудах "Так говорил Заратустра" (1884) и "Воля и власти" (1889) он пытался обосновать необходимость создания высшего биологического типа человека лидера, сверхчеловека. Он писал: "Цель человечества лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей, в этом и ни в чем ином состоит его задача". ("Так говорил Заратустра". М.,1990. С. 286).
Непосредственное воздействие на современные концепции лидерства оказало творчество французского социолога Габриэля Тарда (1843 1904).
Он является одним из основоположников теории социализации. Тард пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. Большинство населения, по его мнению, не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственным источником прогресса общества являются открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями.
Марксизм в противоположность теориям, которые рассматривают лидеров как локомотивов истории, ограничивает возможности активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер выступает как часть класса, наиболее способный, сознательный и умелый выразитель воли класса. Здесь он играет по отношению к классу вспомогательную, служебную роль.