В Китае данный принцип правления утверждали представители школы законников — легисты (Шан Ян, Хань Фэй и др.). Их концепция основана на том, что справедливость, мораль, добродетель как основания политики и права — лишь «пустая болтовня», если власть не опирается на закон. Государственные законы нужны везде, всегда и для всех. С этим связано и стремление легистов путем системы четко фиксируемых поощрений и наказаний создать «унифицированного человека», установить единообразие не только в действиях и поступках, но и мыслях и чувствах человека. Именно с такой целью император Цин, глубоко воспринявший учение легистов, приказал сжечь книги, не отражающие данный взгляд, в первую очередь книги Конфуция и его последователей. В политической теории легистов, таким образом, очень хорошо выражена мысль, что основным субъектом политики выступает не рядовой гражданин, а правитель и государство.
Личность и политика в античности. Во многом аналогичная связь личности и политики наблюдается и в античном обществе. Причина та же — рядовая личность еще не выступает в качестве суверенного индивида. Для этого не было еще ни экономических, ни политических условий. На теоретическом уровне подчиненность личности власти и государству адекватно отражается в работах виднейших мыслителей того времени. Так, согласно и Платону и Аристотелю, именно государство и правители — подлинные субъекты политической жизни Особенно ярко это проявилось в политической программе Платона, в которой правящий класс выступает в роли пастухов, и рядовые труженики рассматриваются как стадо. Отсюда и судьба государства и власти отождествляется с судьбой правителей, выступающих монополистами на политическую деятельность и политические решения. Поэтому у британского философа К. Поппера были веские основания заметить, что «эту программу вполне можно назвать тоталитаристской» [7, с. 124].
Этот же принцип превосходства государства над личностью обнаруживается и у Аристотеля. Он пишет:
Первичнымпоприродеявляетсягосударствопосравнениюс семьейикаждымизнас: ведьнеобходимо, чтобыцелоепредшествовалочасти [1,с.379].
Однако Аристотель в отличие от Платона не забывает об интересах отдельного индивида, хотя и отводит им второстепенную роль.
Кроме того, именно Аристотелем впервые четко высказана мысль о необходимости человеческого измерения политики, об органическом единстве человека и государства. Государство потому и играет ведущую роль по отношению к личности, что обусловливает саму природу человека, причем в такой степени, что без государства не может быть и самого человека уже по определению, ибо человек — это «государственное животное», «политическое животное».
Человекпоприродесвоейестьсуществополитическое, атот, ктовсилусвоейприроды, аневследствиеслучайныхобстоятельств живетвнегосударства, —либонедоразвитоевнравственномсмысле существо, либосверхчеловек[1, с. 378].
Указанное превосходство власти над личностью, рассмотрение последней лишь как объекта политики сохраняется и в период Средневековья, причем как в реальной жизни, так и в теории.
Личность и политика в идеологии классического либерализма нового времени. Развитие общественно-политической жизни и политической науки приносит в Новое время в Западной Европе, а затем и в США к формированию и утверждению идеи личности как суверенного субъекта политической деятельности и политических отношений с присущими ей неотъемлемыми правами и свободами. Основой этого превращения личности из объекта в субъект политики стало утверждение частной собственности и частного интереса. Именно в данный период начинает формироваться гражданское общество с его ценностями и институтами, а право силы заменяться силой права.
Как отражение этого процесса возникает и первая собственно политическая идеология — идеология либерализма. Либерализм — направление в политике, которое выступает за признание политических и экономических прав индивидов в пределах, ограниченных действием законов. За основание законом берется естественное право человека, основанное на его природе. С этого времени либерализм становится доминантой всей политической культуры Запада.
Создателями классического либерализма, т.е. либерализма первого этапа в Европе, были Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, И. Кант, А. Смит и др. В Америке у его истоков стояли Б. Франклин и Т. Джефферсон.
Именно в рамках либерализма впервые была разработана целостная концепция личности как субъекта политической деятельности. Социально-философскими основаниями ее служили такие положения: самоценность личности и природное равенство всех людей; суверенитет индивидуальной воли; изначальное существование неотчуждаемых прав человека: права m жизнь, свободу и собственность; создание государства на основе общественного договора с целью защиты естественных прав человека; верховенство закона и др. Пафосом всех либеральных политических концепций была идея свободной личности, которая является ценностью сама по себе и в этом качестве образует главный источник власти.
Личность и политика в идеологии неолиберализма. В конце XIX в. наблюдается кризис классического либерализма с его принципом невмешательства (laissez-faire), идеологией свободной конкуренции. Начинает формироваться неолиберализм, или социальный либерализм. Его идеология особенно укрепляется после кризиса 1929—-1933 гг. на Западе. Наиболее характерные черты нового либерализма: ограничение принципа свободной конкуренции; стремление соединить свободу и равенство и утвердить таким образом социальную справедливость; осознание того, что экономическая свобода должна необходимо сочетаться с социальной защитой граждан от неблагоприятных экономических обстоятельств в условиях рыночного хозяйства.
Для реализации ключевых положений неолиберализм в отличие от классического либерализма признал необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь общества с целью ограничения свободной конкуренции. В политическом аспекте важно отметить, что идеология неолиберализма признает необходимость расширения участия рядовой личности в политической жизни общества.
Личность и политика в идеологии консерватизма. Идеология консерватизма во многом противоположна либерализму. Защищая частную собственность как основу общественного устройства, она вместе с тем всячески стремится к обеспечению его стабильности и незыблемости. В качестве политической философии, ориентированной на защиту традиционных ценностей, консерватизм сформировался в XVIII в. По этой теории развитие общества и государства является результатом естественной эволюции жизни, а не общественного договора, как утверждается в либерализме, поэтому людям не следует активно вмешиваться в процесс общественной жизни. Отсюда и отрицание представителями консерватизма важности политической активности рядовой личности и в целом народных масс. И хотя свободу личности как таковую данная идеология не отрицает, однако в политическом плане акцент делается на ее подчинение власти, которая должна принадлежать политической элите.
Сегодня классический консерватизм трансформировался в неоконсерватизм. Его идеологами являются Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Кристолл и др. Идеология современного консерватизма в значительной степени сблизилась с неолиберализмом, восприняв от него, в частности, идею общественного развития и необходимость политической активности личности и народных масс. С этим связан известный отход идеологов неоконсерватизма от элитарных взглядов на политику и власть и рассмотрение рядовой личности как субъекта политической жизни.
Личность и политика в идеологии коммунизма. Коммунистическая идеология имеет в основе марксистскую теорию развития общества и государства. Согласно данной теории историческое развитие в конечном счете обусловлено уровнем развития производительных сил и возникающими на их основе производственными отношениями. Совокупность производственных отношений составляет экономический базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют типы идеологии. Поэтому развитие общества рассматривается как объективный процесс, в котором историческая необходимость обязательно пробивает себе дорогу независимо от того, хотят этого люди или нет. Однако люди своей деятельностью могут влиять на ход истории, ускоряя либо замедляя его.
На этой основе зиждется и концепция свободы личности, которая выражается в ее деятельности в соответствии с исторической необходимостью. В конечном счете, в будущем коммунистическом обществе должен утвердиться принцип свободного развития каждого как условие свободного развития всех. Но это возможно только тогда, когда отомрет государство и на его место заступит коммунистическое самоуправление. Вместе с государством отомрут классы, политика как отношение между классами, право как возведенная в закон воля господствующей) класса. Таким образом, получалось, что личность со временем перестанет быть не только субъектом, но и объектом политической деятельности, вообще перестает быть политической личностью. В этом отрицании самоценности и непреходящей роли и значения государства, политики и права состоит важнейший недостаток классического марксизма.
Сегодня идеология коммунизма, как и другие классические идеологии, во многом модернизировалась. В частности, в ней обращается большое внимание на необходимость развития политической активности каждой личности, на важность привлечения каждого гражданина к политической деятельности. С другой стороны, модернизация идет по направлению некоторого сближения ее положений и принципов с другими идеологиями и в первую очередь с идеологией социал-демократизма.