Смекни!
smekni.com

Марксистская идеология (стр. 3 из 7)

Косвенно это проявляется в великих утопиях эпохи Ренессанса, в философии Просвещения и у идеологов французской и английской революции, а самую законченную форму эти идеи приобретают в Марксовом понятии социализма…

Нет сомнения, что на Маркса серьезное влияние оказали философы-просветители, и особенно Спиноза, Гете и Гегель, а через них косвенно и христианские мыслители. Ведь христианских мыслителей XIII в., просветителей XVIII в. и социалистов XIX в. объединяет одна общая идея о том, что государство (общество) не должно и не может быть отгорожено от духовных ценностей: политические и моральные ценности должны быть в нераздельном единстве. Эта идея получила выражение в светских набросках эпохи Возрождения (Макиавелли) и была вновь подхвачена секуляризмом современного государства. Складывается впечатление, что на Западе человек, попав под влияние грандиозных материальных достижений и упоенный освоением новых земель и расцветом итальянских городов (на севере Италии), без оглядки подчинился этим новым силам (которые созданы им самим). И то же самое повторилось вновь в эпоху первой и второй промышленных революций.

Но это развитие было осложнено присутствием еще одного фактора. Когда государству или обществу предначертано служить осуществлению некоторых духовных ценностей, то возникает опасность, что какой-нибудь высший авторитет начнет приказывать человеку и принуждать его к определенному стилю мышления и поведения. Осуществление определенных объективных ценностей в социальной жизни имеет тенденцию вызывать к жизни авторитарные формы суждений.

Духовным авторитетом средневековья была католическая церковь, с которой вступил в борьбу протестантизм, поначалу обещая большие свободы для индивида лишь затем, чтобы позднее сделать феодальное государство (князя) беспрекословным и произвольным господином над душами людей.

Движение протеста против авторитета феодала опять осуществляется именем нации, и некоторое время казалось, что национальное государство несет людям свободу. Но капиталистическое государство очень скоро решительно и целеустремленно стало защищать материальные интересы владельцев капитала, следствием чего явилась эксплуатация большинства населения.

Определенные классы выступили с протестом против этой новой формы авторитарной власти и настаивали на сохранении свободы индивида от вмешательства светских авторитетов. Это требование либералов было направлено на сохранение «свободы от»… но одновременно оно приводило к требованию отказа государства и общества от всякой попытки осуществить «свободу для»… то есть либералы требовали не только отделения церкви от государства, но и того, чтобы государство отказалось от своей задачи способствовать внедрению определенных нравственных ценностей и норм; по их мнению, это было частным делом индивидов.

Социализм (в марксистской и других формах) полностью вернулся к идее «хорошего общества», как предпосылки для реализации духовных потребностей индивида. Он был настроен антиавторитарно (как в отношении государства, так и в отношении церкви) и предусматривал такую цель, как исчезновение государства и построение общества, состоящего из свободно и добровольно объединившихся индивидов. Его целью было такое переустройство общества, на основе которого мог осуществиться подлинный возврат человека к себе самому; то есть создание общества без всяких авторитарных сил, способных ограничить развитие творческого духа людей,

Таким образом, марксистский социализм является наследником протестантской этики, христиански-хилиастского сектантства, томизма возрожденцев и просветителей XVIII в.

Это синтез пророчески-христианской мечты об обществе такого уровня, в котором осуществится идея личной свободы, в котором произойдет подлинная духовная реализация человека. Социализм – враг церкви, ибо она ограничивает силы разума; он – враг либерализма, ибо тот отделяет друг от друга общество и моральные ценности. Он – враг сталинизма и хрущевизма из-за их авторитарности и также из-за их наплевательского отношения к человеческим ценностям.

Социализм – это отмена человеческого самоотчуждения, возврат человека к его подлинно человеческой сущности. Он есть истинное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и другими людьми, это разрешение спора, противоречия между сущностью и существованием, между опредмечиванием и распредмечиванием, между свободой и необходимостью, между человеческим индивидом и родом человеческим. Это и есть разгадка тайны истории. Мысль о связи между мессианским пророчеством и Марксовым социализмом подчеркивается многими авторами.

Для Маркса социализм означал общественный порядок, который позволит осуществить возврат человека к себе самому, единство сущности и существования, преодоление разрыва и антагонизма между субъектом и объектом, которое приведет к очеловечению природы. Это будет мир, в котором человек не будет чужим среди чужих, а будет чувствовать себя как свой среди своих.

3. Ленинская концепция социализма

Взгляды В.И. Ленина на социализм и пути его созидания многогранны и динамичны. Они развивались в соответствии с ходом самих общественных процессов в России и во всем мире, давали ответы на новые вопросы, выдвигавшиеся жизнью перед партией большевиков. Особенно интенсивно происходило это развитие после Октябрьской революции, на основе обобщения опыта первых лет строительства социалистического общества. В последних письмах и статьях В.И. Ленина сформулирован ряд принципиально новых идей, означающих «коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм».

Для В.И. Ленина, особенно после победы социалистической революции, главным стало рассматривать социализм как системную целостность, проходящую многие длительные периоды, ступени, этапы своего развития, характеризующиеся определенным своеобразием и особенностями. В.И. Ленин определил основные ступени и этапы движения к социализму. Сам же социализм как качественное состояние, по его мнению, будет выступать как полный, развитой и цельный социализм. Полным в смысле реализации всех сущностных социалистических черт и потенций, развитым как достигшим собственной зрелости и вполне освободившимся от негативных традиций и черт капитализма, целостным в смысле достижения всестороннего, комплексного развития в единстве всех сторон общественной жизни и высокого качественного состояния социалистического общества как целого.

Все эти ступени были для В.И. Ленина делом отдаленного будущего, ибо сам переходный период к социализму, когда происходит его становление, при благоприятных условиях он определял в 20–40 лет и больше, в результате чего общество развивается, как собственно социалистическое, двигаясь к полному, развитому и целостному состоянию. Это путь от становящегося социализма к победившему социализму, и к новым ступеням его саморазвития.

Урок в том, что из-за разрыва между реальным конкретным состоянием социализма и его искаженным опережающим образом, при большом забегании вперед, социализм в конкретных условиях выдавался партийным руководством не за то, чем он был на этот момент на самом деле. О нем, из-за желания рапортовать об успешном продвижении вперед, говорилось то, чего не было в реальности. Фраза заменяла дело, мифы и иллюзии подменяли строгий научный анализ.

Социализм может успешно развиваться, когда в отношении него проводится реальная политика, без неоправданных забеганий вперед и без отставаний от насущных и назревших задач.

Всемирно-глобальный, универсальный ленинский подход к социализму. В.И. Ленин, вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом, постоянно рассматривал социализм как явление всемирной истории, в контексте общих тенденций развития человечества. Более того – именно самых передовых, наиболее прогрессивных тенденций бытия и восхождения человечества. Это выражалось в трех главных взаимосвязанных понятиях: прогресс цивилизации, народа и народов, человека. В этом смысл и суть всемирного общечеловеческого прогресса.

Будучи культурнейшим и интеллигентнейшим человеком эпохи, хорошо знавшим самые передовые страны того времени (Германию, Англию, Францию и другие), в которых он жил, В.И. Ленин определял задачей социализма максимальное обеспечение роста цивилизации, в том числе путем овладения новейшими достижениями мировой техники, технологии, организации и управления, образования, науки, культуры. Живительные силы социализма – в народе, который является его создателем и творцом. Лишь реально ощущая это, он становится его защитником и гарантом. Не только обобщенный народный субъект, но и каждый личностный субъект является главным смыслом и целью социализма как всесторонне развитая, творческая и свободная личность. Основа многосторонности и неповторимости каждого человеческого индивида – в овладении всеми богатствами культуры, знания, науки, которые выработало человечество. Обеспечение этого – высшая цель и функция социализма.

Формирование и развитие социализма как комплексного, пропорционального, сбалансированного, системного общественного организма. Во всех своих работах, и особенно в такой выдающейся и программной по вопросам теории и практики социалистического строительства, как «Очередные задачи Советской власти» (апрель 1918 г.), В.И. Ленин выдвигал и отстаивал линию созидания социализма в коренном отличии от диспропорционального, неравномерного, негармоничного развития капитализма (экономика и социальная жизнь, бытовое потребительство и духовно-культурное, нравственное развитие) как внутренне системного, сбалансированного, гармоничного общества. Это единство главных сторон общественной жизни: экономической, социальной, политической, культурной, национально-интернациональной.