Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Юридический факультет
Специальность
Кафедра
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: "Народ" в западных концепциях демократии
Студент-дипломник:
Научный руководитель:
Доктор исторических наук,
Доцент кафедры политических наук
2009
Содержание
Введение
Глава 1. Ретроспективный анализ становления и эволюции демократии
Глава 2. Современные теории демократии о субъектно-объектном статусе народа
Заключение
Список использованных источников и литературы
"Демократия" в наше время одно из самых распространенных понятий политического дискурса. Иесли опираться строго на этимологию, в переводе с греческого оно обозначает "народовластие". В связи с этим закономерно возникают следующие вопросы: что понимается под народом, и как он реализует свою власть? Может ли народ целиком выступать в роли правителя в условиях демократии? И если вопрос "как" постоянно находится в центре внимания юристов и политологов, занятых поиском оптимальных средств и механизмов народовластия, то вопрос "кто" зачастую остается в тени. Он, как метко подметил Р. Даль, как бы объявляется заведомо решенным и поэтому не оспаривается, хотя в большинстве случаев часто даже не исследуется[1].
По Конституциям всех демократических стран верховная власть принадлежит народу. Однако не секрет, что политические реалии самых развитых стран далеки от этого норматива. Даже современные политические системы не обеспечивают решающего участия большинства населения в принятии государственных решений.
Демократия - власть народа, а значит, народ и осуществляет свою власть непосредственно или через представителей в наиболее приемлемых для этого формах. Однако здесь есть две проблемы теоретического характера, воплощенные в конкретных политико-правовых отношениях. Первая - это проблема "границ народа". То есть, для осуществления власти народа надо обозначить, где начинается и где заканчивается народ. Обычно ответ на этот вопрос дается через определение народа как государственно-организованного населения[2].
Анализ литературы показал, что под термином "народ" в современной литературе чаще всего подразумевается "население определенной страны, совокупность граждан". [3]
Народ не только составляет, но и образует государство. Скорее государство - это политически управляемый народ, а не наоборот. При этом границы государства могут возникать (а исторически в большинстве случаев и возникали) под воздействием факторов чистой политической конъюнктуры и действия силы (например, в результате войн). Признание народа объективно существующим субстратом в рамках государственных границ в этом случае превращает его лишь в терминологическую фикцию. Простое перенесение пограничных столбов, простая демаркация меняют состав народа, деля его на два, три народа, объединяя с другими и т.д. Очевидно, что такое образование просто не может быть субъектом, субстратом демократии.
Вторая проблема - "дееспособность народа", т.е. возможность его быть субъектом власти, субъектом демократии. Народ, таким образом, во многом - абстрактная теоретическая конструкция: в реальности у него нет "народной воли", "народных велений", он не может совершать "народных действий".
В осуществлении государственной власти участвуют конкретные граждане и их группы, которые таким образом и оказываются втянутыми в политические отношения, становясь субъектами политической системы. Однако народ не нуждается в представительстве, он вездесущ и одновременно не может быть представлен никем, кроме себя самого.
У проблемы непосредственного народовластия и народного представительства в высших органах государственной власти имеются глубокие исторические корни. Так или иначе, её исследованием занимались крупнейшие философы и мыслители, такие как Платон, Аристотель, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А. де Токвиль[4] и многие другие. Представители каждой эпохи вкладывали свою лепту в определение демократии и народа как субъекта политики, демократического режима, а также механизма её функционирования. Для каждого периода развития демократических идей было характерно особенное отношение к демократии. Для античных авторов демократия являлась едва ли не худшей формой правления, и это при том, что в управлении могла участвовать меньшая часть населения. В период от Средних веков до эпохи Просвещения демократические идеи проходили этап консолидации и обогащения такими положениями, как народный суверенитет, народная воля, верховенство, расширение избирательных прав.
Источниковую базу исследования целесообразно разделить на несколько групп. Основанием классификации стало разделение всех ученых, занимавшихся этой проблемой по отраслям научных знаний, в рамках которых они проводили исследования - это философия и политология, как отечественная, так и зарубежная. В ходе данной работы также были использованы справочная литература и периодические издания.
Первую группу составляют произведения философов и правоведов, занимавшихся изучением демократии и как формы правления, и как необходимой составляющей правового государства, в котором примат закона над людьми является единственно верным. (Платон, Аристотель, Ж. Боден, М. Падуанский, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, А. де Токвиль) [5]. В этих произведениях отчетливо видны эволюционные волны демократии и прогрессирующие идеи в пользу народовластия. От Античности до эпохи Просвещения содержание категории "народ" и его место в системе государственного управления претерпело существенные изменения.
Вторая группа источников и литературы состоит непосредственно из трудов политологов, авторов теорий, представляющих современный спектр демократических концепций, а также отдельные исследования вне рамок концепций, посвященные проблемам народовластия (Р. Даль, Ф. Бенетон, Й. Шумпетер, А. Лейпхарт, Дж. Сартори, Б. Гуггенбергер, М. Рокар и другие) [6].
Еще одна группа источников представлена работами отечественных ученых, освещавших в своих работах исследуемую проблематику, в частности способы осуществления народом своего непосредственного права на верховную власть в государстве. (Т.А. Алексеева, М. Ильин, АН. Фатенков, Ш.Н. Эйзенштадт, И.К. Пантин) [7].
В современной западноевропейской и американской литературе сложилось несколько концепций и моделей демократии.
Автор совещательной концепции Ф. Хайек[8] выступает за отделение государства от гражданского общества и определяет принципы правового государства. Однако главное в демократии, по мнению легалистов, заключается в минимизации роли государства и создании максимального простора для индивидуальной свободы и развития свободных рыночных отношений. Именно на это и должна быть направлена власть закона, которая стоит выше как государства, так и воли большинства. Поэтому бюрократическое регулирование должно быть сведено к минимуму, а деятельность различных заинтересованных групп - жестко ограничена. Создатели плюралистической модели, в частности её крупнейший представитель Р. Даль[9] акцентируют внимание на необходимости множества центров власти, и, следовательно, центров принятия политических решений. Не отрицая важности политического лидерства, сторонники плюралистической демократии считают неоправданными претензии какой-либо одной элиты на представительство интересов всего общества. Разделяя основные институциональные характеристики либеральной демократии, плюралисты, тем не менее, делают главный упор не на индивидов, а на многочисленные заинтересованные группы, каждая из которых стремиться повлиять на процесс принятия решений.
К концепции плюралистической демократии тесно примыкает модель сообщественной демократии, т.е. модель демократического развития в ряде государств, отличающихся многосоставным характером общественной структуры, где общество разделено на множество сегментов. Эта модель, разработанная американским политологом голландского происхождения А. Лейпхартом[10], отличается двумя главными особенностями: во-первых, вертикальной сегментацией их населения на различные языковые, этнические, расовые или идеологические общности; во-вторых, институционализацией процесса их взаимодействия, которая осуществляется на уровне элит этих общностей. Теоретическая модель А. Лейпхарта основывается на сравнительном анализе эмпирических исследований опыта политического развития ряда государств (Австрия, Бельгия, Канада, Нидерланды, Швейцария).
Кроме того, исследованием демократии вне рамок выше перечисленных концепций занимались Дж. Сартори, автор теории о "вертикальной демократии", К. Поппер, М. Паренти и известный французский политолог Ф. Бенетон[11]. В работе "Введение в политическую науку" Ф. Бенетон дает определения и различия между демократией и либеральной демократией, а также содержание понятия "народа" как главного субъекта демократии и механизм осуществления власти.
К числу российских ученых-философов, изучающих данную проблематику относятся А.В. Шипилов, М. Решетников, Н.А. Бусова, А.Н. Фатенков, В. Качоха и Т.А. Алексеева[12]. Так, в статье Т.А. Алексеевой "Демократия как идея и процесс" рассматриваются критерии и условия демократии, теоретические проблемы демократической государственности, а также анализируются концепции К. Поппера, Р. Дарендорфа и Дж. Шумпетера. В отечественной литературе проблемой демократии как народовластия занимались А.И. Ковлер, М.А. Краснов, А.П. Цыганков, Б. Вишневский, М.И. Лапицкий[13].