При этом следует особо подчеркнуть, что грузинские миротворцы расстреливали российских миротворцев, с которыми ранее несли службу на постах. Уже это свидетельствует о вероломстве, проявлении слепой ненависти. Об изощренности намерений грузинской стороны свидетельствует и то, что боевые действия были начаты в день (точнее - в ночь) открытия Олимпийских игр в Пекине.
Под геноцидом понимаются действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.
Анализ норм, содержащихся в Дополнительном протоколе I, позволяет выделить четыре группы запрещенных методов ведения вооруженной борьбы, имевших место в период как грузино-югоосетинского, так и грузино-абхазского вооруженных конфликтов:
1. Направленные против комбатантов противника: а) предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к войскам противника; б) убийство или ранение лиц неприятеля, которые, сложив оружие или не имея возможности защищаться, сдались в плен; в) нападение на лиц, вышедших из строя вследствие болезни или ранения; г) отдание приказа не оставлять никого в живых, угрожать этим или вести военные действия на этой основе. Все эти проявления имели место в действиях грузинских военнослужащих.
2. Направленные против гражданского населения: а) осуществление геноцида; б) террор в отношении местного населения; в) использование голода среди гражданского населения.
3. Направленные против объектов: а) бомбардирование незащищенных городов, портов, селений, жилищ, исторических памятников, храмов, госпиталей (при условии, что они не используются в военных целях); б) уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и др., составляющих культурное или духовное наследие народа.
4. Направленные против собственности: а) истребление или захват неприятельской собственности, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью; б) разграбление города или местности.
В результате грузинской военной агрессии в Южной Осетии погибли 1692 мирных жителя, ранения получили около 1500 чел. Всего потерпевшими признаны более 3 тысяч человек. Более 30 тысяч югоосетинских вынужденных переселенцев находятся в России. Число погибших российских военнослужащих составило 64 человека, раненых (санитарные потери) - 323 человека, без вести пропавших - нет. Однако и эти данные еще будут проверяться и уточняться. По самым приблизительным оценкам, проведенным Центром анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), расходы РФ на вооруженное противоборство в Закавказье составили 2,5 миллиарда рублей в сутки, за 5 дней – 12,5миллиардов рублей.Таковы итоги этого скоротечного вооруженного конфликта 1.
Итоги вооружённого конфликта
Вооруженная акция против Южной Осетии, в которую грузинская сторона вложила значительную часть накопленного ею за последние годы военного потенциала, стала, пожалуй, самым быстротечным региональным вооруженным конфликтом на постсоветском пространстве: его уже успели назвать «пятидневной войной».
Грузинские войска, начав в ночь с 7 на 8 августа 2008 года войсковую операцию, целью которой был захват столицы Южной Осетии Цхинвали, уже к исходу 9 августа в основном были выбиты из города совместными действиями вооруженных формирований Южной Осетии и частей 58 общевойсковой Армии Северо-Кавказского военного округа, подошедших на помощь российским и осетинским миротворцам. В отражении грузинского вторжения приняли также участие силы быстрого реагирования из состава Воздушно-десантных войск России, фронтовая авиация и боевые корабли Черноморского флота РФ. Действия российских войск в зоне грузино-южноосетинского вооруженного конфликта (а позже - и на абхазском направлении) осуществлялись как «операция по принуждению Грузии к миру», то есть в формате, специально придуманном в военно-политических кругах Запада в 90-е годы для обоснования применения собственной военной силы при решении своих задач в различных регионах мира. Потери сторон в личном составе (без учета гражданского населения), по сообщению заместителя начальника Генерального штаба, генерал-полковника Ноговицына, составили: среди российских миротворцев погибших - 74 человека, ранено - 171, пропали без вести - 19. У грузинской стороны, предположительно, потери составили около 4 тысяч человек 1. Но это не окончательные цифры. Что касается потерь Грузии в оружии и военной технике, то они весьма значительные.
Согласно распоряжению президента России Дмитрия Медведева, отвод российских войск на исходные позиции, существовавшие до начала конфликта, начался 18 августа. Сроки завершения отвода ставились в зависимость от реально складывающейся ситуации в зоне конфликта. Следует обратить внимание на то, что все без исключения западные критики и оппоненты России с первых дней конфликта настаивают на немедленном выводе российских войск с грузинской территории. Причины такой настойчивости достаточно очевидны. Во-первых, воспитателям и союзникам Саакашвили крайне необходимо хотя бы как-то успокоить «свое любимое нервное дитя». Во-вторых, каждый лишний день нахождения российских войск на грузинской территории оборачивается дальнейшим ослаблением военного потенциала Тбилиси. В-третьих, на Западе опасаются того, что российская сторона в ходе разведывательно-информационных операций получит новые доказательства неприглядной роли политических покровителей Саакашвили в подготовке «операции», означающей, по сути, геноцид осетинского и абхазского народов, что по международным нормам является тягчайшим преступлением против человечества. В-четвертых, контроль российскими войсками стратегических коммуникаций Грузии не дает Саакашвили и его покровителям возможностей для быстрого восстановления боеспособности грузинской армии. В-пятых, быстрый и полный отвод российских войск создавал бы иллюзию того, что именно давление Запада явилось решающим для принятия решения о возвращении войск на исходные перед началом конфликта позиции. Вооруженный конфликт в Южной Осетии и военная операция Абхазии по вытеснению грузинских войск из верхней части Кодорского ущелья вызвали бурную реакцию в мире. По-другому и быть не могло, так как решительные действия России по защите своих граждан и национальных интересов спутали карты многим политическим игрокам на Кавказе и вокруг него.
Заключение
Во время войны между Абхазией, Южной Осетией и Грузией важную роль играла информация, поступавшая из мест боёв, а также полное её отсутствие. От российских, грузинских и западных средств массовой информации порой поступали противоречивые сведения о событиях конфликта. Информационная война в Южной Осетии стала войной "третьего поколения". Война, главным образом, велась вокруг одного вопроса: кого считать агрессором, а кого жертвой. "На поверхности", то есть на арене транснациональных СМИ, глобальная медиа-война велась с существенным перевесом прогрузинской точки зрения. Но на "неформальных" площадках, где набор методов ведения информационной войны был значительно шире, о доминировании одного мнения говорить сложнее. И в конце концов победила правда, когда весь цивилизованный мир понял наконец, кто же является истинным агрессором.
В ходе августовского вооруженного блиц-конфликта агрессор понес сокрушительное военное поражение. Грузия навсегда лишилась территорий Абхазии и Южной Осетии. С 26 августа 2008 года, когда президентом России Дмитрием Медведевым были подписаны указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии, у этих народов началась поистине новая история. Вскоре независимость была признана так же Никарагуа и Венесуэлой. Несмотря на свою скоротечность, этот вооруженный конфликт, тем не менее, обнажил ряд важных и острых проблем в развитии общей военно-политической ситуации и в мире, и в Кавказском регионе.
Поскольку описываемые события происходили сравнительно недавно, то фундаментальных произведений на эту тему ещё не появилось. Поэтому при проведении моего исследования я использовала большей частью материалы, опубликованные в периодической печати и размещённые на Интернет-ресурсах.
Список использованной литературы
1. Даниленко И.С. Вооружённый конфликт в Южной Осетии и его последствия. - М.: Красная звезда, 2009.
2. Дзлиев М.И.Современный терроризм: социально-политический облик противника. – М.: Academia, 2007.
3. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Действующее международное право. - М.: МНИМП, 1999.
4. Панарин И. Распад США и геноцид Южной Осетии // Военно-промышленный курьер. – 2008, 10–16 сентября.
5. Вооруженный конфликт в Южной Осетии и Абхазии 8-12 августа 2008 г. /Рубан А./ - http://pvo.guns.ru/book/voyna_v_osetii.htm#8/
6. Проблема Республики Южная Осетия в контексте этнополитических процессов на Кавказе в конце XX – начале XXI вв./ Дзидоев В. Д./-http://www.ippk.edu.mhost.ru/elibrary/uro_29_11/
7. Хроника войны в Южной Осетии: день первый. - http://www.lenta.ru/articles/2008/08/08/ossetia/
8. Первая миротворческая война. - http://www.kommersant.ru/
9. Операция по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья завершена. - http://www.gzt.ru.politics/2008/08/13/093022/
10. Заявление правительства Грузии в связи с обстановкой в регионе Южной Осетии. – http://www.civilgeorgia.ge/rus/article/
11. В Грузии введено военное положение. – http://www.civil.ge/rus/article/
12. Министр Грузии: Цхинвали бомбили не мы, а русские. - http://www.vz.ru/news/2008/8/22/199394/
13. Венесуэла признала независимость Южной Осетии и Абхазии. - http://www.newsru.com/russia/10sep2009/chavez.html/