Смекни!
smekni.com

Национальные интересы и возможности их реализации в России (стр. 5 из 17)

В настоящее время приоритетом в национальных экономических интересах является производство, а в перспективе – и экспорт, знаний, новых технологий и передовой культуры. И как следствие – достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит – даже в непростые финансовые периоды.

Основу любой политики составляет идеология. В центре идеологии всегда должен быть человек. Как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности. Между тем Россия является полиэтническим государством. Поэтому стабильное социально-духовное ее развитие всегда должно идти с учетом этих особенностей. Как выше указывалось, генезис формирования этносоциальных общностей таков, что они развиваются от рода, племени, союза племен, этноса-народа, этноса-нации к межэтническому объединению, доходя до уровня нации-государства. классической нацией уже в ХХ веке считается нация политическая, гражданская.

Еще в «Повести временных лет» указывается на полиэтничность, многонациональность России, где наряду с руссо-славянами проживали десятки других национальностей – «племена и других языцы…». Многонациональность России возрастала в ходе формирования Российской Империи, которая имела свои особенности. Если в Великобритании колониально зависимых народов начали признавать подданными только в результате национально-освободительных движений, то в России процесс присоединения народов и земель автоматически означал вступление в подданство[18]. Следует сделать вывод, что реальное возрождение нашей страны как полиэтнической державы невозможно без ее духовного возрождения. Последнее может базироваться исключительно на традиционных для нашей Русской Цивилизации духовно-нравственных устоях, – тех самых, на которых изначально созидалась Россия: совестливости, солидарности, нравственности, патриотизме, служении Отечеству.

Смыслом и целью развития Русской Цивилизации не может считаться безудержное потребление, алчность, пренебрежение интересами ближнего, скопированная у животного мира и перенесенная на межчеловеческие отношения «борьба за существование» – все те «ценности», которые навязываются сегодня миру в качестве «общечеловеческих» в ходе формирования «нового мирового порядка».

В настоящее время Россия перекормлена примитивной массовой культурой. Телевидение забито низкопробной продукцией. Практически отсутствует какой либо контроль государства над средствами массовой информации. Последние ставят приоритетом быструю прибыль в ущерб основополагающим духовным и культурным ценностям.

Сегодня каждая страна располагает собственной моделью информатизации – планом развития своего информационного пространства в глобальном информационном обществе. Воплощение модели информатизации становится успешным, во-первых, при наличии развитой технологической базы, создающей возможности для появления конкурентоспособной продукции. Во-вторых, модель информатизации должна опираться на особенности культурных традиций. Ключевым элементом модели информатизации является понятие культурного самоопределения, культурной идентичности того или иного сообщества.

Безусловно, органическое включение в жизнь информационного общества становится важным культурным, экономическим и геополитическим фактором развития в XXI веке. Органическое присутствие в мире информационного общества может быть рассмотрено в качестве долгосрочной стратегии социально-экономического, политического и культурного развития России. Очевидно, что только в случае интенсивного освоения глобального информационного пространства возможно рассчитывать на равноправное участие в формирующейся мировой экономике, основанной на цифровых технологиях, а также в мировых политических и культурных процессах. Детально продуманная стратегия развития информационного пространства страны представляет собой не только эффективный путь повышения качества жизни ее населения за счет вступления на путь высокотехнологического развития, перевода экономики на наукоемкие, ресурсосберегающие производства, формирования информационного сектора экономики, но и способ распространения собственных культурных ценностей в мире, способ укрепления внутреннего единства общества, а также метод усиления внешнеполитического влияния.

Национальные интересы Российской Федерации и ее граждан находятся в прямой зависимости от еще одного условия, отсутствие которого сводит на нет любые самые реалистические планы по развитию и процветанию общества. Это условие равно является таким же национальным интересом, как и вышеприведенные факторы. Это наличие мирного процесса развития нашего общества.

2. Суверенитет и внешнеполитические приоритеты современной России

Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживают более ста народов и национальностей, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Однако такое многообразие народов все же может повлечь за собой возможные недоразумения между нациями. Возможность нападения на Россию извне практически в настоящее время и на ближайшее будущее исключена. Никакое государство ни США, ни Китай, не станут нападать на вторую по военной мощи ядерную державу. Себе же дороже. Другое дело – внутренние распри, которые могут перейти в гражданскую войну, чему свидетельством уже были две чеченские войны. Кроме этого все еще остается большим разрыв между доходами различных групп населения и порой откровенная социальная несправедливость что также может повлечь за собой социальный конфликт, который может перерасти в войну. Вспомним, русские революции на ней и основывались. Поэтому в данной главе понятие «мир» рассматривается в самом широком смысле, не только как отсутствие внешнего нападения, а преимущественно создание условий для мира внутри страны. Наиболее четко и ясно позицию в межнациональных отношениях выразил премьер Путин в разговоре с народом 4 декабря 2008, где по поводу недавнего убийства на межнациональной почве им было заявлено: «Россия и стала великим государством только благодаря терпимому отношению к тем народам, тем этносам, которые ее составляют. Россия и может оставаться великим государством, если каждый народ и каждый, даже небольшой этнос, будет чувствовать себя в России, как в собственном доме.

И те недалекие, просто глупые и тупые люди, которые нарушают этот принцип, полагая, что они действуют в интересах русского народа, они наносят этому народу непоправимый ущерб. Реакция может быть только одна. Дело даже не в ужесточении наказания, а в его неотвратимости. Я очень рассчитываю на то, что в обществе будут ясно и четко сформулированы принципы нетерпимости к подобного рода проявлениям. А наша правоохранительная система будет эффективно работать и вовремя приводить людей, которые совершают такие преступления, в чувства[19]».

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органам государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации[20]. Но, в отличие от других традиционных моделей федерализма российский имеет свои особенности.

Прежде всего, у него другая политическая природа. Своими корнями он уходит в советскую федерацию, созданную в 1922 г. административным путем. В дальнейшем федеративность продолжалась насаждением сверху. При этом не учитывались многие факторы. Нередко титульные нации не составляли большинства населения, и статус таких образований назначался из центра. Федерация носила не общегражданский, а национальный характер. Она была недемократичной и малоэффективной. Национальный характер автономных образований явился той замедленной бомбой, которая в итоге взорвалась в лихие 90-е годы, когда Президент Ельцин легкомысленно предложил автономным образованиям «взять столько суверенитета сколько они смогут проглотить». Поэтому некоторые субъекты, преимущественно национальные, проглотили и не поперхнулись, после чего долго пришлось просить частично отрыгнуть проглоченное, как это являет собой пример Татарстана и Башкирии. Другие проглотили, не поперхнулись и не отдали, однако в дальнейшем не смогли переварить проглоченное, чему ярким примером является Чеченская республика. Вместе с тем и российское руководство оказалось чересчур нетерпеливым, посчитав решить проблему силовыми методами, в результате чего явились две мерзкие и позорные жестокие войны.

По существу в Российской Федерации автономные национальные образования так и остались под мягким административным управлением и случись какая либо политическая или экономическая проблема, а в настоящее время все же мировой кризис, неизвестно долго ли сохранится мирное развитии государства.

Кроме этого в России осуществлен смешанный тип федерализма, сочетающий административно-территориальный и национально-территориальный принципы. Выше уже было указано, что в настоящее время в нашу цивилизованную эпоху, понятие «нация» должно применяться практически как синоним понятию «гражданин». Все национальности на территории России называются россиянами и являются гражданами России. Автономизация по национальному признаку является, таким образом, анахронизмом. Но готова ли Россия преодолеть этот анахронизм без межнациональных войн и потрясений?