Смекни!
smekni.com

Некорректные технологии как основа "чёрного PR" и методы противодействия (стр. 2 из 4)

Иными словами, ПР ориентирован на создание положительного образа личности, организации или идеи в сознании людей. В рамках PR-деятельности важно, чтобы общественность получила, поняла и по возможности позитивно восприняла предлагаемую ей информацию.

Но в мире существует множество определений ПР. и брать за основу лишь одно, по меньшей мере, нелогично.

Что такое скандал с Моникой Левински, как не черный ПР. политических оппонентов Клинтона? Или обнародование удручающе низких результатов университетского IQ теста нынешнего президента США? По уровню цинизма эти акции вполне сравнимы с показом по федеральному каналу ТВ развлечений Генерального прокурора с девочками легкого поведения. Не надо строить иллюзий: ПР во всем мире не исключает применения жестких методов, несмотря на все подписанные хартии и декларации.

Еще один яркий пример применения черного ПР: накануне губернаторских выборов в Самаре на улицах города в самых людных местах появились рекламные щиты с плакатами. На фоне красной икры – буквы, выведенные икрой черной: «Жизнь моя удалась». И подпись – «Костя Титов» (один из кандидатов в губернаторы).

В целом же можно сказать, что существует не «черный PR», а «черные технологии» - выборные, информационные и другие, в том числе взятые из арсеналов мировых спецслужб. Именно их (по незнанию или целенаправленно) и причисляют к PR.

2. Технологии «черного ПР»

Методы «черного ПР» переступают нравственные критерии общественной жизни. Тем не менее, действительность нашего демократического общественного устройства такова, что в ней имеют место нечестные способы и формы конкурентной борьбы.

С той или иной долей оговорок и сомнений ПР-специалисты относят к технологиям "черного ПР" следующее:

Обобщенные категории:

-Неэтичные методы и технологии (то есть не соответствующие этическим и моральным нормам общества),

-Методы и технологии, прямо противоречащие закону

Конкретные методы:

-Компроматы (в случае, если в них используется ложная информация или информация, собранная незаконными методами)

-Подкуп журналистов и размещение информации, выгодной для клиента/заказчика, в прессе на платной основе.

-Технологии, направленные на то, чтобы намеренно очернить конкурента, подорвать его репутацию (например, ситуация Доренко - Лужков).

Споры на тему применять или не применять технологии «черного ПР» относятся к разделу философских и выходят за рамки данной работы. Реальное положение вещей таково, что эти технологии используются, причем в широких масштабах и в самом омерзительном виде.

«Грязные» политтехнологии условно можно разделить на три группы:

    Бытовые (банально-традиционные):

-Кандидаты – однофамильцы.

Выдержка из журнала «Коммерсантъ. Деньги»:

«Кошмаров во время выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга придумал ход с депутатами-двойниками. В избирательном округе «вероятного противника регистрируется его однофамилец, желательно еще и с теми же инициалами. В избирательном бюллетене фамилии таких двойников стоят рядом с фамилиями кандидатов-жертв. Многие избиратели, не разобравшись, ставят галочку не в ту графу. В результате двойник оттягивает часть голосов у своей «жертвы».

-Ночные звонки от оппонента.

-Раздача продуктовых наборов низкого качества, благотворительные столовые с мухами в блюдах от лица конкурирующего кандидата.

-Хождение внебрачных сыновей (дочерей) по квартирам за подаянием.

- Обращение представителей сексуальных меньшинств в поддержку политических соперников.

Такой прием был использован против С.Лисовского на выборах в Дзержинске. В его «поддержку» подготовили демонстрацию сексуальных меньшинств с транспарантами: «Любимого Сереженьку поддерживаем и одобряем!» Подобные акции предпринимались против Г. Явлинского и других известных политиков.

-голосование за деньги или водку,

- статьи в СМИ о причастности к коррупции и мошенничеству и т.п.

    Административные:

-Сильная власть на местах доходчиво объясняет председателю и членам избиркома, что они могут избрать кого угодно, но им здесь жить...

-В национальных округах даются два бюллетеня на разных языках. В итоге двойное количество бюллетеней.

-Избиратель воспользовался не своей ручкой, а “заботливо” предоставленной в избирательном участке. А она с симпатическими чернилами. В итоге большое количество пустых бюллетеней, на которых можно поставить “+”.

-“Голосование строем” характерно не только для армии, но и для маленьких районов, где предприниматели, обеспечивающие работой своих земляков, могут диктовать условия выбора того или иного местного лидера.

    PR:

- Взаимное запугивание с помощью контролируемых рейтингов. Как отмечают специалисты в политкругах: “Выбор врага - это слишком ответственное дело, чтобы доверять его случаю”.

-Провоцирование преждевременного пика популярности оппонента. По принципу “спортивной формы” - предстартовая лихорадка приводит к перегоранию еще до старта. У оппонента не остается к концу гонки ни аргументов, ни денег, ни сил. “Помочь” команде противника проводить как можно больше мероприятий не в том месте, не в то время, не так как следует. Например, добровольная поддержка избирателями Зюганова в апреле 1996 года спровоцировала фальстарт.

-Усиление оппонента №2 для ослабления оппонента №1. Примером может служить активная раскрутка Кремлем А. Лебедя, поскольку по социологическим опросам у Ельцина не было преимущества над Зюгановым.

-Перебор позитивной информации - доведение позитива до абсурда или “перебор по рейтингу”.

Действительно благородное дело какого-либо кандидата (ремонт дороги, школы и т.п.) с помощью десятка тысяч листовок (напечатанных и распространяемых противниками) напоминают жителям кто это спонсировал. Избиратели, оскорбленные назойливой нескромностью кандидата, проваливают его в день выборов. Этот прием очень эффективен в нищих районах т. п.

-Подделка газет.

Сегодня каждая вторая типография имеет возможность подделать фирменный стиль и выходные данные любого издания, о каких-нибудь «Владивостокских ведомостей» до «Аргументов и Фактов». Остается заполнить газету реальными статями реальных авторов, вставив две-три фальшивки с тенденциозными статьями, или статьями-разоблачениями конкретных кандидатов.

-Визуализация «грязи».

В Санкт-Петербурге у моста лейтенанта Шмидта стоял огромный рекламный плакат с надписью «Голосуй за Президента». Казалось бы, содержание безобидное. Но вся соль плаката содержалась отнюдь не в тексте, который не нес никакой информационной нагрузки. В угла плаката был изображен государственный герб, точнее – только его половина. Подобный образ вызывает у людей подсознательную ассоциацию с цыпленком, разрубленным мясником. Рисунок, его половинчатость, может восприниматься и как дробление государства.

-Сайты-клоны.

По информации "Новой Газеты", главной политтехнологической "фишкой" на выборах коммунистов в 2003 году стало массовое изготовление так называемых сайтов-двойников - способ, довольно эффективно показавший себя в период думской кампании-99. На партийном сайте-клоне публикуется "сенсационная" информация, которую тут же подхватывают несознательные СМИ. После чего пострадавшей политической структуре приходится долго и порой безрезультатно оправдываться.

Перечислять можно до бесконечности, обилие и разнообразие методов «черного ПР» более, чем предостаточно, но существуют некоторые приемы, о которых стоит рассказать более подробно.

2.1. Компромат и «информационные войны»

...Черепаха не знала и уже никогда не узнает,

что информационная война - это целенаправленное

обучение врага тому, как

снимать панцирь с самого себя...

С.П. Расторгуев

"Информационная война"

Основная форма компромата – «компрометирующий материал» в буквальном смысле. Это реальные факты биографии, компрометирующие политика и потому скрываемые им от аудитории. Существует еще несколько разновидностей компромата. Полуправда – смесь реальных фактов с интерпретацией и/или придуманными фактами. Неправда – правдоподобная, очень похожая на действительность информация, которая вполне могла иметь объективное подтверждение. Ложь – откровенная дезинформация, имеющая мало общего с реальной действительностью или не имеющая с ней ничего общего вовсе.

Эффективность компромата определяется числом избирателей, поверивших в опубликованную информацию и принявших, на основании этого решение не голосовать за скомпрометированного политика.

В последнее время считается, что компромат в России не работает. Но это не совсем так. Не работают старые, избитые методы, а вот все новое, свежее, еще никем не использовавшееся дает поразительные результаты. Так, в свое время отлично работали вскрывающиеся факты о злоупотреблениях политика и возбуждаемых против него уголовных делах.

Сегодня обычный политический компромат возникает именно как реакция на неумную и откровенно лживую «позитивную рекламу», при явной утайке конкурентами теневых сторон своего прошлого.

Еще один весьма специфический компонент современной политической жизни – информационные войны. Информационные войны зародились как политическая технология, заключающаяся в пропагандистском воздействии на потребителя информации с использованием средств массовой информации. Особенность информационной войны как разновидности ПР состоит в том, что это война не за, а против, точнее, против репутации. Победой в информационной войне является поражение соперника.

Основанием возникновения PR, а, следовательно, и информационных войн является резкое повышение значимости нематериального ресурса. Как известно, политика — это во многом искусство создания и манипулирования мифами. Не случайно наибольший вес нематериальный ресурс имеет именно в этой сфере, а словосочетание «информационная война» в первую очередь ассоциируется с выборами.