Контрольная работа
по дисциплине Политология
«Общественно-политические организации и
движения»
Введение
Общественные организации и движения – это негосударственные образования, а движения – это негосударственные образования, объединяющие людей по их интересам и профессиям. Они имеют богатую историю. Уже в древнем мире наряду с государством существовали объединения представителей, как правило, имущих классов и свободных граждан. Имели место они и в средневековый период истории человечества. В основе этих объединений лежали чаще всего религиозные идеи (рыцарские объединения, ордена крестоносцев и так далее).
Целью данной контрольной работы на тему “Общественно-политические организации и движения” является раскрытие значения идей организаций и движений, их роль в жизни гражданского общества в целом.
Для этого необходимо решить несколько задач, а именно:
1. Описать значение общественно-политических организаций и движений.
2. Охарактеризовать виды общественно-политических движений.
3. Рассмотреть причины возникновения общественно-политических организаций и движений.
Политические партии, являясь центром политической жизни общества, не охватывают своей деятельностью всего многообразия общественно-политических процессов. Деятельность политических партий как бы продолжается в деятельности многочисленных общественных организаций, в массовых социальных движениях.
1. Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное
Общественные движения и организации различаются по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так далее.
“Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные”[1].
Какими бы многоразличными не были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управленииобщественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие нерешаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.
Наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Фактор интересов срабатывает именно тогда, когда: “…во-первых, состояние неудовлетворительности интересов фиксируется в общественном сознании; во-вторых, складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения; в-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов; наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. В общем, общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов”[2].
В сложные, трудные времена, люди, пропитанные идеологическими противоречиями, сначала группируются в протестные движения и организации, затем уже начинают существовать народные фронты, объединения, массовые движения, причем внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группыдепутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются такие движения, как: «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся» и другие.
Хабермас Юрген, известный немецкий философ, социолог и политический мыслитель. В своих трудах уделял огромное внимание обществоведению, придавал не меньшее значение языку. Проблема общественно-политической практики сводилась им к проблеме взаимопонимания, языка политической власти, партии, социальных групп и так далее. В его идеях или по-другому концепциях, существует социально-политическая направленность. Так же Хабермас Юрген придавал огромное значение идеологической и политической надстройке. Он пытался выяснить, на каких принципах основывается действие господства, абстрактно представленное как отношение между господином и рабом. Накладывая эту схему на всю проблематику общественной жизни, он с ее помощью пытался объяснить механизмы, которые должны обеспечить сохранение и стабильность общества.
“Главная проблема, по его мнению, состоит в том, что распределение прибавочного продукта покоится на привилегированном усвоении общественно производимого богатства господствующими слоями общества. При этом неравное распределение должно иметь «узаконенный» вид и фиксироваться в системе правовых норм. Как только вера в легитимность существующего порядка по каким-либо причинам снижается, освобождается сила, латентно скрытая в системе институтов, которая может привести к резким социальным разногласиям, конфликтам, кризису. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо установить порядок, который должен быть основан на соответствующем распределении власти”[3].
В 80-е годы Хабермас Юрген развил идеи об инструментальном и коммуникативном действии в двухтомнике «Теория коммуникативного действия». “Под коммуникативном действием Хабермас понимает такое воздействие индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное – на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Оно предполагает координацию усилий”[4]. Так же по его идеям, коммуникативное действие, является средством социального взаимодействия и служит формированию солидарности. На всем протяжении теоретической деятельности Хабермаса, все подобные темы пересекались между собой и становились частями создаваемой им и постоянно совершенствуемой широкомасштабной теории коммуникативного действия.
В целом, понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединении – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра. Это многообразие составляет определенную трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений со властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий.
Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах.
У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.
Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.
Существуют множество типов общественно-политических движений:
- с точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;
- по идеологической основе – либерально-демократические, консервативные, социалистические;
- по национальному признаку – национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;