Тонга - народ, основное население Тонга. Около 105 тыс.чел.(1992) Живут также в Австралии. Язык полинезийской группы.
В наши дни в политике и экономике стран Тихого океана и Тихоокеанских островов происходят значительные перемены. Народы Меланезии, Микронезии и Полинезии недавно образовали суверенные государства. Некоторые острова и группы островов по-прежнему остаются заморскими колониями Франции, Соединенных Штатов Америки, Австралии или Новой Зеландии. Аборигены Австралии, населявшие материк с доисторических времен, предъявляют свои права на земли, отобранные у них европейскими поселенцами в XIX веке. Маори, первые обитатели Новой Зеландии, также отстаивают свои территориальные права. Традиционные торговые связи Австралии и Новой Зеландии с Великобританией в последнее время ослабли. В наши дни обе страны успешно ведут интенсивную торговлю с Юго-Восточной Азией, Японией, Китаем и Соединенными Штатами Америки.
Многие маленькие островные государства зависят от финансовой и экономической помощи более крупных стран. Развитие промышленности и сферы туризма приносит островам некоторый доход, однако зачастую нарушает жизненный уклад народов, которые веками возделывали землю и промышляли рыболовством.
Для межэтнического общения меланезийцы применяют два языка. Из них пиджин-инглиш удовлетворяет нужды 1/4 всего населения, особенно в северных прибрежных районах и горных областях Новой Гвинеи, а также на островах, становясь первым языком для городских детей. Хири-моту в ходу у жителей южного и юго-восточного побережий Новой Гвинеи. Кроме того, все более широко используется английский язык.
Новая Гвинея - независимое государство. Праотцом независимости Папуа - Новой Гвинеи был наш знаменитый соотечественник Н.Н.Миклухо-Маклай. Ему принадлежит заслуга научного обоснования важного для тех колониальных времен тезиса: папуасы (как и другие народы Океании и Юго-Восточной Азии отстали в развитии лишь в силу ряда исторических причин, но по своим способностям стоят не ниже европейцев. Он тщетно добивался у царского правительства согласия создать на Новой Гвинее «вольную русскую колонию».
В 1881 году Миклухо-Маклай разработал проект создания независимого государства - Папуасского Союза. Его мечта осуществилась через неполные 100 лет: 16 сентября 1975 года Папуа-Новая Гвинея была провозглашена независимым государством (хотя номинальным главой его по сей день остается королева Великобритании).
Около 82% всего населения живут в сельской местности и занимаются натуральным хозяйством. Главной социальной ячейкой является большая семья. Но ее члены обычно признают свою принадлежность к более крупным родственным группам, напоминающим кланы. Самые крупные группы, особенно в горах, составляют племена. Руководящую роль обычно играют вожди, которые сумели завоевать особое положение и властные полномочия. Гораздо менее характерна передача власти по наследству.
В Папуа - Новой Гвинее религиозные воззрения всегда играли и продолжают играть важную роль. Как мы уже отмечали, анимистические верования глубоко укоренились в сознании многих людей так же, как и вера в магическое действие колдовства, которое служит средством регулирования общественных отношений. С середины Х1Х в. активизировалась деятельность христианских миссионеров, благодаря чему в настоящее время примерно 3/5 населения, по крайней мере номинально, числятся протестантами и около 1/3 - католиками. Вплоть до Второй мировой войны лечением и образованием меланезийского населения занимались в основном миссионеры. Самые крупные протестантские конфессии - лютеранская и Объединенная церковь Папуа – Новой Гвинеи и Соломоновых Островов. За последние 20 лет значительных успехов добились новые евангелические общины, в частности, одна из крупнейших пятидесятнических организаций – Ассамблеи Бога.
В традиционном обществе Папуа – Новой Гвинеи власть проявляется в разных формах. На островах Тробриан правили наследственные вожди, главенство которых распространялось за пределы одной деревни, но в ряде других общин люди подчинялись старейшинам определенных кланов. В большинстве районов местными руководителями становились лидеры племен, выдвинувшиеся благодаря своим способностям в военном деле, силе убеждения, торговле, земледелии или знахарстве. Руководящие позиции занимают также лица, накопившие и раздавшие свое имущество, выгодно женившиеся или преуспевшие в торговле.
После захвата Германией северо-восточной части Новой Гвинеи в 1884 немецкие власти назначали местных чиновников, т.н. «лулуайс», а Великобритания, владевшая юго-восточной частью острова, передала местное управление в руки деревенских полицейских-констеблей. Австралийцы сохраняли эту систему, унаследовав британские владения в 1906 и германские в 1914.
В 1930-х годах австралийские власти учредили деревенские советы. Однако эти органы обладали малыми полномочиями и ограниченными средствами для решения существенных проблем; население, как правило, игнорировало их юрисдикцию. В каждом районе почти все права по управлению доверялись одному человеку - правительственному чиновнику-европейцу.
С 1914 по 1942 все распоряжения исходили от парламента Австралии или от высокопоставленных чиновников в Порт-Морсби или Рабауле, административных центрах колоний. В каждом из этих городов был создан законодательный совет, в котором заседали в основном австралийские официальные лица и назначенные представители местных европейских общин. Во время Второй мировой войны австралийцы учредили объединенную администрацию Папуа и Новой Гвинеи, которая сохранилась после войны на основании закона 1949, согласно которому все внутренние дела обеих территорий передавались в ведение австралийского администратора, которому оказывал содействие вышеназванный совет. В 1951 был организован объединенный законодательный совет, в состав которого впервые были введены жители Папуа - Новой Гвинеи.
Темпы политических изменений нарастали отчасти по той причине, что ООН активно поддерживала стремление Папуа – Новой Гвинеи к независимости. В 1964 законодательный совет был заменен всенародно избранной Ассамблеей, и многие жители страны впервые приняли участие в голосовании. В 1968 была учреждена территориальная администрация, которая состояла из министров, назначенных из числа членов Ассамблеи. На низовом уровне местные советы, избранные в 1950-х годах и обладавшие правом взимать налоги, в следующем десятилетии постепенно заменили систему констеблей и лулуайс.
Завоевав большинство в Ассамблее в 1964, представители от коренного населения редко пытались перехватить инициативу у австралийских чиновников вплоть до конца 1960-х годов. Как правило, депутаты-меланезийцы не владели ни английским, ни каким-либо другим языком межэтнического общения. Вначале они использовали свои права парламентариев и посещали заседания Ассамблеи только для того, чтобы просить средства на строительство дорог, школ, медицинских учреждений и создание новых рабочих мест в своем родном районе.
В 1967 образовалась «Пангу пати» (Партия единой Папуа - Новой Гвинеи), которая добивалась предоставления стране самоуправления, а вскоре возник и ряд других партий. Однако до наших дней сохранилась только «Пангу пати», которая получила поддержку жителей долины р.Сепик, прибрежных районов Новой Гвинеи и островов. После выборов 1972 эта партия приобрела достаточное влияние, чтобы вместе с несколькими небольшими группами сформировать национальное коалиционное правительство, которое предприняло шаги к созданию независимого государства и с 1 декабря 1973 приняло на себя полную ответственность за внутренние дела. 16 сентября 1975 была провозглашена независимость Папуа - Новой Гвинеи. Майкл Т.Сомаре, основатель партии «Пангу пати», возглавил первый кабинет министров суверенного государства.
Эффективная деятельность правительства осложнялась из-за традиций местничества в политике. Многие ставили на первый план свою лояльность к клану, влиятельной личности или, в лучшем случае, к собственному лингвистическому или географическому пространству. На о.Бугенвиль и в юго-восточной части Новой Гвинеи (Папуа) возникли сепаратистские движения. В центральных горных районах вспыхнули племенные междоусобицы. Для удовлетворения региональных запросов в 1976 и 1978 были учреждены выборные провинциальные правительства. Их деятельность не везде была успешной, в частности, не удалось воспрепятствовать возрождению сепаратизма на Бугенвиле в 1989. Вся система управления страной в 1995 подверглась перестройке, направленной на децентрализацию власти.
В Папуа - Новой Гвинее основная масса населения по-прежнему живет в деревнях и занимается натуральным земледелием, в то же время начинают складываться рыночные отношения. Часть сельскохозяйственной продукции производится для продажи. Растет численность занятых в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности и в сфере услуг. После Второй мировой войны австралийские власти стимулировали развитие товарного производства в деревне, что во многих районах сочеталось с традиционной системой земледелия.