КУРСОВАЯ РАБОТА
ОКЕАНИЯ КАК ПРОСТРАНСТВО ГЕОПОЛИТИКИ
2004 г.
О г л а в л е н и е:
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................ 3
Глава 1.Формирование и состояние геопространства Океании........ 5
1.1.Истоки возникновения островных государств Океании............................................. 5
1.2.Анализ политико-географических особенностей островных государств Океании 10
Глава 2. перспективы геополитического развития и проблемы идентификации государств Океании в современном геопространстве............................................................................................................................................................ 19
2.1.Геополитическое положение и модель развития Меланезии..................................... 19
2.2.Особенности интеграции островных государств в мировое сообщество............. 24
2.3.Проблема идентификация стран Океании в геопространстве.................................. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................ 32
Приложение 1........................................................................................................................... 33
Сегодня в мировом сообществе насчитывается 45 микро-государств, то есть государств, население которых составляет около одного миллиона или менее того. В это число входит и группа островных государства Океании – региона расположенного в Южной части Тихого океана. Южный Тихий океан обычно делится на две части: Австралия, Новая Зеландия и Океания. Большинство из микро-государств государств имеют меньше 500 тысяч жителей, больше половины - меньше 225 тысяч. Все они сейчас - члены ООН; последним было принято государство Тувалу, в котором около 10 тысяч жителей. Кое-кто из политиков и экспертов воспринимает это как расширение географической карты потенциальных конфликтов, на которой горят небольшие, но чрезвычайно опасные огоньки, вспыхивающие в самых неожиданных уголках мира, причем в столицах международной дипломатии эти огоньки либо неизвестны, либо игнорируются.
Если заниматься глубоким анализом опыта существования микро-государств в международном сообществе, то в плане опасности возникновения конфликтов есть как повод к серьезной озабоченности, так и основания для осторожного оптимизма. Традиционная угроза для безопасности малых государств в форме вторжения со стороны соседнего государства возникала не часто.
Поскольку микро-государства не имеют достаточных собственных сил безопасности, чтобы защитить себя от нападений со стороны пусть небольшого, но все же более сильного соседа, они вынуждены полагаться на дипломатию и хорошие отношения с государствами, играющими ведущую роль в регионе и мире. В действительности большинство микро-государств - это полицейские государства, не имеющие никаких вооруженных сил. На Соломоновых островах, например, нет армии, которая держала бы в узде экстремистов.
Безопасность микро-государств в значительной мере зависит от устойчивости доктрины сохранения статус-кво, от обязательства обеспечивать суверенитет и независимость признанных государств-членов международного сообщества.
Ввиду пестроты этнического состава, значительной удаленности от «центров цивилизации», культурно-исторических и географических особенностей островные государства Океании представляют особый интерес для исследователя с точки зрения их идентификации и способов интеграции в современном мире. При этом следует учитывать, что микро-государства обладают определенной структурной предрасположенностью, которая ухудшает их положение перед лицом многообразных угроз, существующих в современном мире. Но большинство микро-государств живет мирно, и уровень благосостояния в них нередко выше, чем во многих более крупных государствах. С какими бы проблемами ни сталкивались микро-государства, одно очевидно: они живут в мировом сообществе, которое поддерживает их независимость и в котором их выживание, несомненно, гораздо более вероятно, чем это было во все прежние эпохи новейшей истории.
Анализ геопространства стран Океании представляет собой определенную сложность ввиду малочисленности современных исследований данного региона. Однако исследования такого рода есть. Среди отечественных работ можно выделить труды В.П.Алексеева, К.В.Малаховского, В.П.Николаева и О.Апарина.[1]
Цель нашей работы – осуществить анализ группы островных государств Океании как пространства геополитики.
У многих народов, населяющих современную территорию Океании нет ни домов, ни жилищ, ни домашнего скота, ни одежды. Они живут отдельными группками по 30-60 человек, не имея даже племенной элементарной организации. Учёным XIX века даже казалось, что они стоят на грани между людьми и животными - настолько диким был их образ жизни. Как сегодня полагают учёные, заселение Австралийского континента и Океании происходило в ледниковый период[2], наступивший на земле после Всемирного потопа, резко изменившего климат на планете. Так, например, некоторые ученые полагают, что заселение Австралии, произошедшее из Юго-Восточной Азии через Зондские острова[3] около 3000 лет назад не представляло особого труда, ибо в отличии от современного ландшафта полоса открытого моря между Евразией и объединённым Австрало-Гвинейско-Тасманийским континентом составляла чуть более 100 км шириной. Сегодня показано, что предки аборигенов ведут своё происхождение от одной расы, что, однако, не исключает влияния и других. Ибо смешанные браки были распространены всегда, да и волн миграции на австралийский континент и острова Океании было несколько, с довольно значительными временными интервалами. Своё происхождение аборигены вели, в основном, от негроидов. Языки австралийских аборигенов близки языкам Новой Гвинеи и мёртвого сегодня языка вымерших тасманийцев[4], которые, в свою очередь, близки языкам островов Океании и Индонезии, а те, в свою очередь, к языкам собственно евразийского материка. Как считает Э.Б.Вадецкая и А.Варшавский, прослеживается дерево языков, восходящее к праязыку народов[5] мира в Месопотамии и далее формированию языковых групп по мере расселения людей от первого очага цивилизации[6]. Даже советские учёные при всём давлении идеологии не могли полностью отрицать праязык. Этот же переходный процесс наблюдается не только в языках, но и расах.
Почему цивилизация не затронула этот регион? В разное время было предложено несколько версий: удалённость от культурных центров; постоянная нехватка продуктов питания; климат; отсутствие культурных растений; отсутствие хищных зверей (так как последние способствуют, якобы, более быстрому развитию ремесла с целью получения средств защиты, а так же объединению людей для отражения их нападений).
Дж. Грей, который в 30-х годах проводил исследования среди аборигенов, заметил, что они в любое время года за два-три часа могли обеспечить себя достаточным количеством пищи на весь день. Обычно аборигены - если они постоянно жили в буше - имели более чем достаточный запас продуктов питания[7]. Итак, имея все условия для развития хозяйства, аборигены употребляли в пищу червей-кобра, которых извлекали из стволов деревьев. Питались, так же, бабочками богонг. Интересно, что тасманийцы, родственные австралийским аборигенам, не умели к моменту прихода европейцев ловить даже рыбу.
Однако относительно недавно было установлено, что у этого народа «существует богатейшая сокровищница мифов и легенд, изумительное искусство, «многостепенная» система родства»[8]. Находят и остатки ирригационных сооружений древних аборигенов, которые были почему-то заброшены в последующие поколения.
В сущности, ни одна из материалистических теорий не объяснила причину крайней коренных жителей региона, а тем более культурный регресс этого народа. И тогда учёные, в том числе и стоящие на материалистических позициях, стали больше уделять внимания исследованию религии и философии аборигенов. Основу их религии составлял тотемизм, т.е., вера в сверхъестественную связь, существующую, якобы, между группой людей и группой материальных предметов (чаще животных). Тотем - это предок рода, его охранитель, с которым существует, якобы, таинственная магическая связь. Более того, человек - это воплощение тотема. При этом само обожествление тотема отсутствует. Тотемами у различных племён были: кенгуру, опоссум, дикая собака, змея, летучая мышь, личинки насекомых и т.д. У племён, которые считают то или иное животное своим тотемом, запрещается его убивать и употреблять в пищу. С культом тотемов тесно связана и вера в силу чурингов - особые священные предметы из камня или дерева со схематическими надписями или рисунками[9]. Чуринга интимно связана с предком, она испытывает чувства, подобно нам: эти чувства или эмоции можно успокаивать, поглаживая чурингу рукой. Тотемизм вскармливал в людях суеверия.
Сохранившиеся доныне очаги «первобытного мира» показывают, что магические представления обладают колоссальной силой и способны держать целые общества в состоянии неподвижности. «Коллективные представления» магизма, связанные с табу, ритуалами и традициями накладывают свой отпечаток на проявления жизни папуаса и зулуса. Идеи и верования имеют гораздо большее влияние на жизнь общества, чем это кажется на первый взгляд. И если учесть ту власть, какую имел магизм над душами людей, то поразительная устойчивость первобытного мира становится не такой уж загадочной. Причём аборигены, принявшие христианство сохранили свой язык и самосознание.