2. Функции политической идеологии
Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил.
Идеологии выполняют мобилизующую и интеграционную функции, объединяющие людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы. Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного "мы".
Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.
Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что, будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Идеологические конструкции - это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое положение. Искажение действительности происходит в соответствии с определенными социальными интересами.
Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе. Республика, говорил в свое время Дантон, жила в умах людей за двадцать лет до ее провозглашения.
Политическая идеология выполняет нормативную функцию. В ней фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идеологическими течениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих долженствование.
Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.
Политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникационное воздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражению американского политолога Р.Макридиса, смотрят на мир, как бы, в одинаковые бинокли.
Таким образом, пока существует глубоко социально-стратифицированное общество, сохранятся и идеологии как систематизированный, теоретически оформленный способ социально-группового мышления. И в политике идеологии останутся элементом властеотношений, легитимируя власть определенных социальных сил и гарантируя социальное и государственное единство на основе идеологической идентичности.
3. Современные политические идеологии
Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существует государственная идеология, которая поглощает почти полностью духовную жизнь общества, функционируют контридеологии.
Основные современные идеологии - либерализм, социализм, национализм - возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них в максимальной степени нашло выражение понимание проблем современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях социальные группы обрели ясное самосознание.
4. Истоки политической идеологии в России
Появление первых партий в России относится к концу XIX — началу ХХ века. В начале прошлого века партии стали важным фактором политической жизни России, особенно сильный толчок к их формированию и консолидации дала буржуазная революция 1905 года. Сразу после манифеста 17 октября 1905 г. партии заняли заметное место на политической арене, проправительственные и оппозиционные партии проявили большую активность уже на первых свободных выборах в Государственную Думу. После событий октября 1917 года процесс формирования партийной системы и развития политических организаций был остановлен на несколько десятилетий. В рамках советской государственной системы не существовало политических партий в их классическом понимании(Брушкова, 1993).
История парламентаризма в современной России насчитывает чуть более 10 лет. Политические организации имеют немногим более длительную историю. Первая фаза формирования партийной системы в современной России включает несколько периодов. С 1986 по 1990 годы — это период образования и деятельности политических клубов, Народных фронтов, различных движений, обществ. Первые политические организации в постсоветской России в большинстве своем носили неформальный статус. Второй период (с 1990 года) связан с появлением первых «партий». «Партии» образовывались, в основном, двумя путями — объединение вокруг лидера с харизматическими чертами, а также на базе политического клуба.
После распада Советского Союза парламентские выборы проходили три раза — в 1993, 1995 и 1999 годах. В выборах 1993 года принимали участие 13 политических организаций, большая часть которых никак не обозначила политическую позицию в своем названии. В 1995 году в парламентской кампании участвовали уже 43 избирательных объединения, при этом ситуация наблюдалась та же, что и в 1993 году — лишь две — три организации обозначили свою идеологию в названии и программных документах (Архив ЦИК, 1993, 1995, 1999).
К концу десятилетия наметилась определенная тенденция: в СМИ стали появляться рассуждения о формировании либерально-консервативной и социал-демократической идеологии, о возникли споры о том, кто станет носителем той или иной идеологии (скажем, «кто займет социал-демократическую нишу»), появилось несколько политических объединений, которые обозначили себя как организации «левого центра», появилась правая партия, политологи заговорили о формировании политического спектра. Заметим, что при этом за неполные десять лет «полюса» идеологий (или, по крайней мере, их обозначения) поменялись местами.
К примеру, в 1993 году левыми политологи называли те силы, которые в 1999 году обозначили себя как правые. Несмотря на наметившуюся тенденцию к «идеологизации» партий и более четкому структурированию политического спектра большая часть избирательных объединений (а всего их было 26), которые принимали участие в выборах 1999 года, также оставались неидеологическими.
По мнению политологов, в настоящее время основными характеристиками политической системы в России являются неустойчивость и фрагментарность. Неустойчивыми являются те партийные системы, в которых велика доля избирателей, меняющих свои предпочтения в промежутках между выборами, а фрагментарными — те, которые состоят из большого числа партий. Весной 2001 года Государственная Дума приняла новый закон о партиях, призванный сократить их количество и упорядочить процесс формирования партийной системы.
5. Формирование современной государственной идеологии
Проблема формирования государственной идеологии стала одной из ключевых, определяющих судьбу будущей отечественной государственности. Без идейного стержня, без идеологических ориентиров невозможно преодоление системного кризиса с последующим порывом России в XXI веке.
Государственную идеологию можно рассматривать как предшественницу права. Исходящие от государства идеологемы, освященные его авторитетом и им защищаемые, служат как бы «протоправом». На рубеже веков эволюция права в России приобретает принципиально новые черты. В настоящее время четко обозначилась тенденция дать продуманность, концептуальность и определенную планомерность в ходе обновление и развития современного российского законодательства. Данный процесс отражает движение России от формального государства к реальному и, одновременно, к правовому. В разработке государственных доктрин принимают участие все заинтересованные исследователи, общественные организации и ведомства. В ряде доктрин намечены ориентиры для развития законодательства в соответствующих областях государственного строительства и общественной жизни (например, Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.); определены критерии (составляющие) национальных интересов России (Концепция национальной безопасности РФ, Доктрина информационной безопасности РФ). В отдельных концепциях указаны: глобальные и региональные приоритеты Российской Федерации (Концепция внешней политики РФ); угрозы военной безопасности (Военная доктрина РФ) и т.д.
Таким образом, в доктринах, в этих обобщенных установках и ориентирах для законодателей и правоприменителей (равно как и для всех госслужащих) концентрированно выражается глубинная взаимосвязь государства и права, выступающих в качестве элементов единой политико-юридической системы. Одновременно, данные положения не являются директивами идеократического государства, так как современные государственные идеологемы отличает прагматизм, конкретность, реалистичность.
О необходимости разработки новой государственной идеологии для России говорят сейчас не только представители различных общественно-политических сил, но и пишут многие исследователи-юристы.