Политическое поведение можно классифицировать как социально осмысленное (когда процесс социализации личности завершился); ценностно-ориентированное; аффектированное и традиционно обусловленное, что в значительной степени связано с завершением процесса политической самоидентификации личности и группы. Поведение, как и его конкретное воплощение — действие, может быть прямым, т.е. непосредственно направленным на объект, или косвенным (опосредованным), основанным на делегировании полномочий в разных формах и степени.
Разнообразной может быть и степень политического действия: от поведения, характеризуемого политической пассивностью, «бегством от политики», до крайнего политического радикализма. Рассматривая политическое поведение, политологи выделяют также его правомерные, отклоняющиеся и экстремистские формы
К правомерным относятся те формы политического поведения, которые связаны с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам данного общественно-политического строя, его конституции и другим правовым актам, регулирующим отношения между личностью и государством, личностью и обществом. Можно сказать, что это нормальное поведение.
Отклоняющееся поведение представляет собой совокупность таких действий и поступков личности, которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения. В их числе: различные правонарушения антиобщественного, антигосударственного характера (например, хулиганское поведение на митинге, демонстрации, при пикетировании; надругательство над государственными символами; несанкционированные действия политического характера и др.); противодействие властям, осуществление политических действий, нарушающих общественный порядок, и т.п.
К экстремистским формам политического поведения относятся такие, как несанкционированные или насильственные действия против существующего конституционного строя, призывы к насильственному свержению его; агрессивный национализм; политический терроризм и др. В целом политический экстремизм придерживается крайних взглядов и методов при решении политических проблем, достижении своих политических целей [10, c264-266].
Касаясь конкретных форм участия в политической жизни, следует отметить такие, как участие граждан в организованных формах политической жизни, т.е. их принадлежность к партиям и по
литическим организациям, деятельность в выборных органах государственной власти, в особенности на разных уровнях местной власти, их участие в политических собраниях, а также в выборах. Массовым участием в политической жизни можно считать чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио и телевидения, хотя последнее — это уже другая, пассивная форма участия в политической жизни. Наконец, особой формой политического поведения является обращение к органам власти, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с предложениями об улучшении существующего положения, в том числе если такие обращения выходят за рамки личных проблем и носят характер действий, затрагивающих общественные интересы.В ряде политических систем решаются задачи формирования политического сознания масс, их активности, включения их в структуру управления государством, воспитания у граждан чувства сопричастности к общегосударственным делам. Таким образом решается вопрос, который известен в западной политологии как проблема «политической включенности» в общественную жизнь. В то же время политическое поведение индивида предопределяется процессом политической социализации, т.е. комплексом тех социально-политических процессов, которые подготавливают индивида к активной политической жизни [4,c348-350 ]
МАССОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИКЕ
В большинстве случаев люди участвуют в политике, будучи соединенными не только в однородные и организованные группы, но и в случайные, временные образования. Такие образования могут представлять собой толпу на улице, участников собрания или митинга, демонстрации, аудиторию той или иной передачи, зрителей политической программы и т.п. Многие из подобных форм политической активности оказывают непосредственное влияние граждан на органы политической власти.
Политическое значение прямых действий достаточно многообразно: они выступают и как механизм давления и поддержки, форма протеста и выражения политической позиции, сплочения или, наоборот, раскола социальной группы. Их эффективность напрямую связана с массовостью, запускающей специфические механизмы поведения людей: снижение личной ответственности и самоконтроля в острые моменты политической конфронтации, склонность к подражанию, следование за лидерами или вожаками.
Находясь в случайных, временных образованиях, люди приобретают специфические черты массы, к которым относятся:
*статичность — люди, собранные в массу, не представляют собой целостного образования, отличного от составляющих его элементов;
*разнородность состава, его межгрупповая природа — отсюда неупорядоченность отношений, границы массы размыты, а состав неустойчив;
*ситуативность — ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята;
*аморфность — отсутствие внутренней организации, структуры.
Эти свойства и прежде всего случайность образования, неоднородность состава предопределяют специфическую манеру политического поведения людей, соединенных в такие общности, — то, что очень часто выражается термином «массовидность», выражающимся в подавлении рациональности, резком преобладании чувства над разумом, ведущим к утрате личной ответственности. Чем выше уровень стихийности, тем больше роль в политическом поведении принадлежит подсознанию, эмоциям, инстинктам[11,с 318-324]
При оценке и прогнозировании характера возможного поведения массы необходимо принимать во внимание наличие двух ее основных типов.
К одному из них относится публика, формирующаяся на основе интеллектуального взаимодействия. Ее составляют, например, читатели прессы одного политического направления; слушатели теле- и радиопередач определенного плана; люди, увлеченные тем или иным занятием, видом досуга. Тип связи, складывающийся здесь, в достаточной степени случаен, но он постоянен, более или менее устойчив.
Другим типом является толпа, возникающая на основе физического взаимодействия поддерживающих между собой непосредственный контакт людей, когда они приходят на митинг; стоят в очереди длительное время; задерживаются в аэропортах и на вокзалах, на одном месте какими-либо внешними обстоятельствами. Такие же общности образуются на стадионе из числа болельщиков, из числа посетителей парков, зрелищных учреждений, при возникновении аварии, участников похоронных процессий, свадеб, демонстраций и массовых беспорядков [5,с.119-124]
Ярко выраженными чертами толпы являются: скученность на ограниченном пространстве, относительная длительность совместного пребывания в одном месте, отсутствие контроля над взаимодействием, что создает возможность стремительного заражения — взаимной передачи чувств между собравшимися индивидами. Массовое общение, обладая свойством психологического воздействия, влияет на поведение и деятельность участников толпы. Данное свойство общения сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия.
Но не следует заблуждаться, что толпа возникает всегда только случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или умышленно создается. В этих случаях используются несколько иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, блокирование общественного транспорта [6,с.88-90]
Динамика психологии в толпе такова, что способствует понижению уровня рациональности поведения. Это ведет к понижению уровня критичности, самостоятельности в суждениях и действиях, и люди все в большей мере поддаются эмоциональному влиянию. Основным средством психологического воздействия, осуществляемого участниками толпы, является слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: крик, свист, призывы, междометия, например типичный крик «Наших бьют!».
Толпа не имеет устойчивых факторов общности, что практически блокирует способность отклика на связную, логическую аргументацию. Исходя из этого, Г. Лебон в книге «Психология народов и масс» писал, что «толпами нельзя руководить посредством правил, основанных на чисто теоретической справедливости, а надо отыскивать то, что может произвести на нее впечатление и увлечь ее».
Поэтому регуляция поведения масс должна в полной мере учитывать коллективную природу политического поведения, такую их особенность, как многочисленность, взаимодействие рациональных и иррациональных моментов, значительная зависимость от состояния и динамики коллективной психологии.
К числу факторов, степень влияния которых на политическое поведение массы практически всегда является очень большим, необходимо отнести следующие. Во-первых, роль лидера, руководителя, вожака и характер оказываемого ими влияния на массового участника политического процесса. Во-вторых, это характер аргументации, призыва, обращенного к массовому участнику. При этом на участников массовых собраний оказывает влияние не только информационное или рациональное значение речевых сообщений, но также иррациональные, непонятные для них начала, воспринятые как святыня. В-третьих, в ходе развертывания политического процесса возникает необходимость институализации политического поведения, по крайней мере, форм его организации [3,с. 245-248]