Существенные различия в понимании сущности элиты компенсируются общим для всех направлений и школ взглядом на неё как неотъемлемый атрибут любой (вне зависимости от исторической эпохи) политической системы. В качестве наиболее общих причин, всегда и с неизбежностью воспроизводящих элитные группы в сфере политики, в литературе чаще всего выделяют:
1. Биологическое и социальное неравенство людей: различия в способностях и возможности участвовать в политической жизни; негативное отношение большей части населения к политике.
2. Закон разделения труда, требующий наличия определенных профессиональных качеств и навыков в любом виде деятельности, в том числе и в управлении.
3. Престижность управленческого труда, возможность получения высокого морального (награды, звания) и материального (деньги, подарки) вознаграждения за свою деятельность.
4. Отсутствие эффективных способов контроля за деятельностью руководителей, влекущее за собой стремление последних обособиться от общества.
5. Психологическая притягательность власти как способа самореализации.
Эти и другие причины, порождающие элитизм, дают основание трактовать его в качестве извечного спутника человечества.
Являясь компонентом политической системы, элита выполняет определенные функции. К важнейшим из них относятся:
1. Функция социального мониторинга, предполагающая постоянное изучение интересов различных социальных групп и выстраивание субординации этих интересов.
2. Стратегическая функция, подразумевающая под собой выработку политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов и т.п.).
3. Интегративная функция - объединение общества на базе сформулированных элитой ценностей, преодоление межгрупповых разногласий и конфликтов.
4. Организационная функция - создание действенного механизма воплощения в жизнь политических замыслов (выдвижение политических лидеров; создание и коррекция институтов политической системы; назначение кадрового аппарата органов управления).
Эффективность выполнения элитой обозначенных функций напрямую зависит от степени внутренней сплоченности входящих в нее групп. В рамках внешне единой элиты поддаются выделению:
1. Группы, различающиеся по объему своих полномочий и уровню компетенции:
- высшая элита - ведущие политические руководители (президент, глава правительства, парламента, руководители крупнейших партий), их ближайшее окружение. Именно этот численно небольшой слой людей (100 - 200 человек) принимает все важнейшие решения;
- средняя элита (примерно 3 - 5% населения страны) - люди, занимающие выборные общественные должности (парламентарии, сенаторы, губернаторы, мэры и т.д.);
- административная элита - высший слой государственных служащие (чиновники министерств, департаментов, других государственных органов).
2. Группы, различающиеся по степени своей интегрированности в политическую систему:
- правящая элита, характеризуется реальным обладанием рычагами и механизмами осуществления властных решений;
- оппозиционная элита - при интегрированности в систему власти выражает взгляды, расходящиеся со взглядами доминирующей группы;
- контрэлита - исключена из системы властных отношений, ставит перед собой задачу коренной перестройки общества.
3. Группы, различающиеся по характеру своего влияния на массы:
- наследственная элита, имеющая влияние в силу фактора "крови";
- ценностная элита - базирует свое влияние на обладании ресурсами;
- функциональная элита - в качестве источника влияния выступает должность.
4. Группы, различающиеся по способу своего формирования:
- открытая элита;
- закрытая элита.
Отношения между отдельными секторами элиты могут носить самый различный характер: конфронтационный, конкурентный, партнерский. Сплочению различных групп в единое целое способствует наличие у них общей для всех идеологии и мировоззрения. В основу элитной идеологии кладутся универсальные идеи о собственном миссионизме (моральном праве и долге управлять государством, определять судьбу народа) и власти как высшей ценности, обладание которой необходимо заслужить. Таковыми, в частности, являлись идеология российского дворянства (просвещенного класса в "мужицкой" стране), идеология советских коммунистов (сплоченного меньшинства, обязанного привести народ к "светлому будущему").
3. Каналы и способы рекрутирования политической элиты
Под рекрутированием в политологии понимается процесс вовлечения людей в активную политическую жизнь. Существенное место среди различных уровней процесса рекрутирования занимает рекрутирование элиты. Формирование элиты в каждой конкретной стране, на каждом конкретном этапе ее развития отличается значительным своеобразием.
Существуют, однако, общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу. Универсальными для всех стран являются каналы рекрутирования элиты - те социальные институты, включенность в которые дает людям возможность достичь власти. К таковым относят:
1. Политические партии (особенно велика их роль в западноевропейских государствах, где претендент на вхождение в элиту должен пройти по всем ступеням партийной иерархии. Так делали свою карьеру М. Тетчер, Ф. Миттеран, Г. Колль и те политики, которые сегодня сменили их на ключевых государственных постах).
2. Бюрократический аппарат (значительная доля чиновников прослеживается в элите всех развивающихся стран, а также таких высокоразвитых государств как Япония и Швеция).
3. Церковь и околоцерковные религиозные организации (исламские страны, страны с сильным влиянием католицизма).
4. Профсоюзы (профсоюзные лидеры играют заметную роль в политических элитах США, Европы).
5. Экономические институты, сфера бизнеса (наиболее типичен данный канал для США, Японии).
6. Армия (Латинская Америка, Израиль. Например, три последних премьер-министра Израиля - боевые генералы).
7. Система образования - играет существенную роль во всех странах. По отзывам британских политологов, этой страной управляют исключительно люди, окончившие Оксфорд или Кембридж, имеющие одно или два высших образования, чаще всего юридическое и экономическое).
Универсальным являются и основные способы формирования элиты. В наиболее общем виде они, в форме демократической и аристократической тенденций, были сформулированы еще Г. Моска. Современная наука трактует их соответственно как антрепренерскую (предпринимательскую) систему и систему гильдий.
Система гильдий предполагает медленное продвижение кандидатов вверх по ступеням власти. Отбор осуществляется из определенных (весьма ограниченных) социальных групп или партий. Само рекрутирование носит закрытый и неконкурентный характер, осуществляется достаточно узким кругом лиц. По отношению к кандидатам выдвигается множество формальных требований, призванных подтвердить не столько их компетентность, сколько лояльность. Подобный тип формирования элиты характерен для традиционных обществ (элита - каста в древней Индии, элита - аристократия в средневековой Европе). В ХХ в. наиболее четко система гильдий проявилась в тоталитарных (элита - партия в СССР) и авторитарных (элита - корпорация в Чили, Иране) государствах. Длительное использование системы гильдий ведет к вырождению господствующей группы, к потере ею способностей к управлению государством.
Антрепренерская система ориентируется в первую очередь на личные качества кандидата, на его умение привлечь к себе внимание людей, на способность доказывать свою компетентность. При такой системе отбор носит открытый, конкурентный характер, осуществляется большим кругом лиц (в идеале - всем населением через выборы) и из различных по своему положению групп. Подобный способ рекрутирования элиты, характерный для современных демократических государств, также не лишен недостатков. К важнейшим следует отнести:
- возможность прихода в политику случайных людей;
- частую смену политического курса в силу отсутствия единства во взглядах различных политиков;
- возможность возникновения конфликтов в рядах самой правящей элиты.
Указанные способы рекрутирования, во многом являются эталонными. Реально не существует ни чистой антрепренерской системы, ни чистой системы гильдий, т.к. нет абсолютно открытых и абсолютно закрытых обществ. С одной стороны, любая закрытая система предполагает наличие каналов, позволяющих представителям "низов" прорваться во власть. В качестве примера можно сослаться на роль партии как канала рекрутирования в рамках Советского Союза. По данным отечественных социологов в 1986 г. среди членов ЦК КПСС доля выходцев из низших слоев достигала 90% [13, с. 87]. С другой, - любая открытая (демократическая) система испытывает постоянное стремление элитарных групп к самозамыканию. Так, в течение всего ХХ в. в демократических государствах в рамках политической элиты преобладали выходцы из высших слоев общества. Как отмечает Г.П. Артемов, в 1993 г. из 435 членов Палаты представителей США 31% составили бизнесмены, 19% - профессиональные политики. Те же самые группы из 100 членов Сената составили соответственно 27% и 12% [2, с. 161]. Очевидно, что приток в элиту представителей низших слоев общества в подобной ситуации становится более чем затрудненным. Случаи, типа выдвижения на первую роль в руководстве Великобритании М. Тетчер (дочери мелкого торговца), скорее представляют собой редкие исключения, нежели правило.
4. Политическая элита России
Последнее десятилетие ХХ в. в России явилось периодом становления новой постсоветской элиты. Главная особенность данного процесса - внутренняя содержательная противоречивость. С одной стороны, правящая группа постепенно приобретает черты во многом схожие с чертами аналогичных групп демократических государств. Основой для этого служат проводимые в стране реформы, изменяющие социальную структуру общества, меняющие мировоззрение населения. С другой стороны, в недрах элиты до сих пор стабильно воспроизводятся образцы мировоззрения и поведения, бывшие характерными для советской номенклатуры. На воспроизводство прежних стереотипов, как полагает большинство политологов, влияют укоренившиеся в сознании россиян традиции, преемственность объективных проблем и генетическое (кадровое) родство с советской элитой.