Смекни!
smekni.com

Основы политологии (стр. 35 из 51)

На такой основе проходят выборы в России, Германии. В ФРГ, например, одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая – по пропорциональной. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос – за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур. Пятипроцентный избирательный порог не дает возможности мелким партиям получать места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.

Концепции роли депутата

В практическом осуществлении различных избирательных систем огромную роль играет политическая культура населения и самого депутатского корпуса. Важное значение имеет также сложившееся представление о роли депутата, его функциях. В качестве наиболее распространенных концепций, взглядов на роль депутата можно назвать следующие:

- депутат представляет в парламенте свою партию, защищает и разъясняет ее политическую программу;

- депутат представляет, прежде всего, тех избирателей, которые голосовали за него и его программу;

- депутат представляет в парламенте всех избирателей своего округа, в том числе и тех, кто голосовал против или воздержался. Он защищает общие социальные, экономические и политические интересы округа;

- депутат на всех уровнях выражает и защищает интересы нации, страны в целом, каждой социальной группы.

Высококвалифицированная, честная работа народных представителей на всех уровнях управления позволяет нейтрализовать негативные аспекты избирательной системы. Конечно же, политик в парламенте должен исходить из интересов всей страны, находить оптимальную степень сочетания интересов региона и страны. Необходимо стремиться к тому, чтобы отношения между народными избранниками и избирателями основывались на полномочиях и на доверии.


Лекция 10. Политические идеологии

Основные понятия: политическая идеология; политическое сознание; политическая наука; либерализм; индивидуализм; свобода; равенство; братство; либеральный реформизм; социалистическая идеология; коммунизм; марксизм; демократический социализм; политическая демократия; экономическая демократия; социальная демократия; консерватизм; нравственный абсолютизм; традиционализм; неоконсерватизм.

1. Сущность и функции политической идеологии

Политическое сознание и политическая идеология

Изучение политического сознания является составной частью политической науки. Политическое сознание не только отражает политическую жизнь, но выступает как важнейший момент общественного бытия. Политические теории, идеологические ценности, настроения могут способствовать изменению самих обстоятельств жизни. Понять политику, не охватывая сферы политического сознания, невозможно.

Политическое сознание – это сложный духовный феномен, совокупность общезначимых для данного социума знаний, ценностей, норм, убеждений, верований, в которых отражается политика как особая форма социальности. Выделяют три уровня понимания политики: познавательный, эмоциональный (аффективный), оценочный. На познавательном уровне формируются знания о политике, и возникает политическая наука. Эмоциональный уровень отражает эмоции, чувства, переживания, настроения людей, связанные с политикой. Это уровень политической психологии. Наконец, на оценочном уровне возникают суждения относительно политических целей, формируются принципы политической деятельности. Оценочный уровень – это сфера политической идеологии.

Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному и выполняют при этом различную социальную роль.

В политической науке отражается достаточно достоверное знание о политике, власти, государстве. Политическая наука – это исторически достигнутое понимание политической реальности. Научные политические теории фиксируют свое внимание не на "изобретении политики" из головы, а на открытии механизмов ее функционирования. Политическая наука есть постигающее мышление, которое стремится проанализировать, систематизировать факты и на этой основе спрогнозировать возможные пути политического развития.

Однако общество, возникая и развиваясь естественным путем, во многом является результатом целенаправленной деятельности, продуктом практического разума. Целеполагание, сознательный выбор, принятие активных решений и их воплощение – все это отличает общественное бытие от мира природы. И факты социальной жизни обретают значение только в процессе оценки. Выводы, положения политической науки глубоко затрагивают интересы людей. Часто научно обоснованные положения политической теории вызывают резкую критику со стороны тех, чьи интересы затронуты. Кроме того, политическая теория не ограничивается установлением законосообразной связи в мире политики. Она обосновывает и цели развития, и пути достижения этих целей, разрабатывает нормативные основы политической деятельности. Именно в определении целей, моделей развития теоретики и особенно практические политики, которые берут эти теории на вооружение, отходят от принципа объективности. Достоверные знания о политике оцениваются, интерпретируются с точки зрения определенного социального интереса. Социальная оценка начинает доминировать над объективным содержанием политического знания, политические теории становятся идеологиями. Именно эта специфика социального бытия и социального познания заставила Э.Бернштейна сделать вывод, что несвобода, тенденциозность почти всегда присутствуют в социально-политических теориях и всегда в социально-политических доктринах.

Тем не менее, научные политические теории и политические идеологии существенно отличаются друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных систем, раз и навсегда постигших истину. Они открыты для новых идей и решений, отличаются критичностью к своим выводам. Идеологии же подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность.

Политологи-исследователи, говоря словами Н.Макиавелли, исходят из действительной правды вещей, а не воображаемой. Идеологи вполне могут поступиться истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться действительным ради должного.

В познавательном и практическом измерении у политической науки и политической идеологии разные функции. Наука служит истине, а идеология, в конечном счете, социальному интересу, обоснованию и оправданию действий определенных политических сил. Но при анализе конкретных политических теорий от Платона и Аристотеля до мыслителей XX века часто бывает сложно провести границу между познанием политики и нормативными основами политических идеологий, между научным беспристрастием и политическими предпочтениями. Ибо социальные конфликты в обществе заставляют человека мыслить идеологически. Добросовестный исследователь стремится быть объективным, но он не может быть равнодушным, и у него возникают ценностные ориентиры, социально-политические симпатии и антипатии.

Сущность политической идеологии

Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде "Элементы идеологии". В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными умозрительными конструкциями.

К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали термин идеология для обозначения извращенного сознания, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам. В силу своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. Но идеологическое заблуждение претендует на теоретически правильное освоение социальности и защищает себя всеми средствами, вплоть до силовых средств. Особенно это присуще идеологиям тоталитарного типа, как показала практика идеологической борьбы двадцатого века.

К.Маркс и Ф.Энгельс не считали свое учение идеологией. Марксистское учение характеризовалось ими как наука, а не идеология. Свою задачу они видели в освобождении познания социального бытия от идеологических познавательных установок. В.И.Ленин видоизменил подход к марксизму в этом отношении. Он показал, что марксизм тоже является идеологией – идеологией пролетариата. В.И.Ленин ввел термин "научная идеология", т.е. марксизм. Тем самым был поставлен знак равенства между социальной наукой, марксизмом и пролетарской идеологией и была выдана индульгенция на политическую непогрешимость всем сторонникам марксизма. "Научная идеология" стала удобным инструментом защиты и оправдания любых политических решений.

Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто ложным сознанием и иллюзией социальных слоев о самих себе, ибо слишком велика роль идеологий в политике. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания об обществе с социальными интересами. Современное общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная "призма", через которую социальные слои смотрят на мир.