Вторая категория теорий включает динамические модели, основанные на представлении процесса принятия государственных решений как совокупности сменяющих друг друга фаз и состояний (стадиальные подходы, теория коалиций и поддержки П. Сабатьера, теория раундов Г. Тейсмана и др.).
Многообразие подходов к исследованию принятия государственных решений и динамическая конкуренция между ними внутри одной научной области свидетельствует об актуальности дальнейших разработок данной проблематики, которые были бы направлены на постепенное сближение базовых представлений о различных характеристиках изучаемого процесса, обеспечиваемое за счет интеграции в рамках единых парадигмальных схем статических и динамических элементов, атрибутивных и процессуальных компонентов, а также таких акцентов, как коммуникационные взаимодействия, движения ресурсов, трансформации властных статусов и проч.
Роль неинституциональных факторов в процессе формирования политики государства
Государственная политика, являясь центральной формой активности государства как социального и политического института, представляет особый интерес для исследователей. Специфика протекания процессов формирования и реализации на практике ключевых государственных проектов, определяющих направление развития общества, основополагающие параметры функционирования государственных институтов, заслуженно попадает в число центральных объектов изучения представителями политико-управленческих наук.
Однако деятельность государства по формированию государственной политики и принятию государственных решений не может быть рационально описана посредством анализа исключительно нормативных, институциональных компонент. Специфика развития субъективных, неинституциональных особенностей политических явлений, таким образом, выходит за рамки предлагаемых рациональных моделей изучения деятельности государства. Проблема «субъективного» в политике, затрагивая сферу психологии, социологии, находит отражение в междисциплинарных трудах.
Неинституциональное поле политики представляет собой совокупность субъективных компонент политики, отражающих внутренние представления отдельного человека о существующих в государстве политических структурах, политических процессах. Неинституциональные компоненты, с точки зрения конкретного политического актора, можно условно классифицировать на внешние и внутренние. Внешние неинституциональные структуры определяются особенностями той политической среды, в которой функционирует данный субъект, внутренние, напротив, задаются индивидуальными параметрами актора, его личностными характеристиками.
Изменения политической системы России, наблюдаемые в последние десятилетия, повышают роль и расширяют границы полномочий игроков, задействованных в процессе принятия ключевых государственных решений. Смещение акцента на интерпретацию политическим лидером ситуации, в которой принимается государственное решение, как на системообразующий механизм разработки отдельных политических проектов, приводит к необходимости проведения комплексного анализа неинституционального поля политики.
Нацеленность инициируемых политическим режимом преобразований на повышение управляемости регионов, упрочнение вертикали власти, внедрение принципа преемственности власти с целью доведения начатых ею преобразований до конца позволяют делать выводы об их четкой направленности на реализацию не только общесоциальных, но и сугубо внутриэлитарных интересов. Вопрос учета как политической, так и субъективной (набора личностных характеристик) составляющей политической активности лиц принимающих решения, представляется наиболее значимым в наблюдаемой ситуации.
Описываемые выше системные изменения в понимании публичной сферы оказывают воздействие на ключевые направления активности государства:
выработка внешней и внутренней политики государства в целом;
процесс принятия и реализации отдельных государственных решений;
выбор вектора дальнейшего развития общества;
выстраивание механизмов взаимодействия с ключевыми контрагентами государства.
Последнее направление, в свою очередь, представляет особую сложность в силу специфики межличностного взаимодействия сторон. Более того, неинституциональные компоненты выступают также и в качестве механизма воздействия на когнитивные процессы отдельных государственных контрагентов либо всего общества как объектов политической деятельности. Подобное влияние осуществляется посредством изменения общественного сознания, актуализации необходимой правящему режиму идеологии, формирования установок поведения, программирование предпочтений и ориентаций населения в публичной сфере.
Таким образом, влияние субъективных характеристик на все этапы принятия государственных решений требует более тщательного исследования неинституционального поля с целью понимания происходящих трансформаций политических систем, а также снижения венчурности и повышения вероятности долгосрочного и среднесрочного государственного планирования.
Лоббизм в сфере государственного регулирования коммерческой недвижимости
Современный опыт исследования процесса принятия решений в государственных и муниципальных органах власти показывает, что решение конкретных вопросов, касающихся перспектив развития рынка коммерческой недвижимости и позиции на этом рынке той или иной группы, во многом зависит от используемых заинтересованными сторонами, вовлеченными в этот процесс, методов лоббистской деятельности. Целью данного исследования является идентификация методов лоббистской деятельности в сфере государственного регулирования коммерческой недвижимости России. Выделение лоббистских групп в сфере коммерческой недвижимости, их структуризация и эффективный анализ выявленных технологий предполагают использование различных теоретических подходов к классификации данных групп по своим функциональным особенностям – применяемым технологиям воздействия.
Говоря о формах и методах достижения целей, преследуемых лоббистскими группами на данном рынке, нельзя не отметить их разнообразия. В то же время характер осуществления группами давления своих функций, прежде всего, зависит от того, законны или незаконны способы их деятельности. В отечественной науке высказывается точка зрения, что главной проблемой, не позволяющей отечественному лоббизму приобрести цивилизованные формы, остается слабое нормативное регулирование этой сферы. Не получивший законодательного признания характер этой деятельности способствует широкому и повсеместному внедрению незаконных акций в практику лоббизма в нашей стране.
Для лоббистской деятельности, инициируемой группами, действующими на рынке недвижимости, характерны следующие методы: финансирование избирательных кампаний и конкретных политических акторов; организация целенаправленных действий «своих людей» внутри органов власти; прямой подкуп должностных лиц; личные встречи, контакты, переговоры; разработка законопроектов и привлечение к выработке нормативных документов экспертов; выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента; использование методов PR для формирования общественного мнения; организация кампаний по «давлению с мест».
Практика лоббистов, действующих на рынке недвижимости, не ограничивается лишь упомянутыми методами. Активно перенимается и адаптируется западный опыт и последние технологии, используемые в данной сфере за рубежом. К новым и недостаточно разработанным на практике методам действия лоббистских групп можно отнести целый ряд технологий: подготовка и широкое распространение результатов научных (прежде всего, социологических) исследований, с целью законными методами повлиять на принятие решения по конкретному вопросу; использование концепции GPR (широкоформатный вид воздействия на общественное мнение и органы власти), апробация проведения научно-практических конференций с участием представителей законодательной и исполнительной властей.
C увеличением спектра методов лоббирования интересов на рынке коммерческой недвижимости давление на лиц, принимающих решения, со стороны многочисленных лоббистских групп будет неизменно расти. В этих условиях целесообразным видится выработка государством юридических и административных механизмов, которые могли бы эффективно препятствовать практическому применению нелегальных методов лоббирования интересов, оградить субъектов государственной и муниципальной власти, вовлеченных в процесс принятия решений от подобного влияния, создать условия для становления и развития на рынке коммерческой недвижимости здоровой конкуренции среди коммерческих компаний.
Заключение
В настоящее время на статус такой комплексной парадигмы исследования процесса принятия государственных решений претендует сетевой подход, в рамках которого, в свою очередь, существует несколько школ и трактовок. Тем не менее, именно сетевая методология рассматривается сегодня в качестве инструмента, использование которого позволяет наиболее точно отразить основные нюансы трансформации современного политического дискурса и охарактеризовать ключевые аспекты процесса принятия государственных решений. В частности, Сморгунов Л.В. выделяет 5 таких методологических установок сетевого подхода:
Реконструкция отношений между государственным управлением и современным обществом, основанная на эскалации сложности как необходимой предпосылки выработки политики и осуществления управления.
Восстановление связи между управлением и политикой.
Включение морального измерения в методологию исследования процесса принятия государственных решений.