Хотя попытки исследований на «стыке» политики и психолог» уходят своими корнями в глубокую древность, формирование политической психологии как научной дисциплины еще не завершено. Исследователь этой проблемы американский политический психи Т. Брайдер в книге «Политическая психология» отмечал больше сложности в ее становлении. Он писал, что «в первой половине XX века психологи уделяли незначительное внимание проблемам, имеющим социальную значимость, в тех областях, где они могли реально предсказать человеческое поведение с некоторой долей статистической вероятности. В целом, до 1960 г. развитие политической психологии в Западной Германии, так же как и в Соединенных Штатах, «дало на основе углубленного поиска на границах между политикой, социологией и психологией. Академические исследователи в области общественных наук были вынуждены пересмотреть старые и сформулировать новые гипотезы в таких областях, как принятие политических решений, политический строй и политическая индивидуальность. Однако политическая психология оставалась в основном аморфной, чем четко очерченной областью эмпирических и теоретических исследований».
Политическая психология — интегрированная область политологии и психологии, наука, изучающая психологические компоненты, феномены (ценностные ориентации и определенные мысли, связанные политикой, мнения, настроения, чувства, волю, особые черты адаптера, потребности, мотивы, традиции и др.), которые формируются у людей в результате социально-политических отношений и реализуются в политических действиях индивидов, социальных групп, классов, народов и наций.
Целесообразно включать в предмет политической психологии все те проявления общественной психологии (в индивидуальной, групповой и массовых формах), которые связаны с политической деятельностью, характеризуют поведение людей в любых политических ситуациях или условиях. Так, в сферу исследования политической психологии входит, с одной стороны, то, как психологические факторы помогают определить политическое поведение. Например, как «приятия, верования, мотивы, мнения, ценности, интересы, опыт индивидов — будь они простыми гражданами или лидерами, членами группы или бюрократического руководства, террористами или революционерами — влияют на их политическое поведение. С другой стороны, политическая психология интересуется тем, как политические факторы воздействуют на личность человека, ее психологические характеристики, как, например, политическая культура, механизм социализации, политические системы, партии, политические движения и международные отношения, влияют на восприятие людьми политики. К категориям политической психологии следует отнести разнообразные политико-психологические феномены: политические мотивы, потребности и интересы личности и группы, политические настроения, политические традиции, политико-психологические установки, политико-психологические реакции, психологию политического лидерства, психологию политического поведения толпы, политическую апатию, политическую волю и др.
Политическая психология — это та совокупность духовных образований, которая способствует выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического поведения. Если идеология является продуктом специализированного сознания, теоретической деятельности группы, то психология формируется в процессе непосредственной активности граждан, на основании их практического взаимодействия между собой и с институтами власти. Поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания, которые ориентируют ее, как правило, на отражение не перспективных, а насущных интересов людей. Хотя здравый смысл, заложенный в политических эмоциях, позволяет им подчас весьма точно и тонко отражать политические взаимоотношения различных сил, правильно определять перспективу деятельности партий и государства.
С функциональной точки зрения политическая психология показывает, насколько чувственные и эмоциональные факторы политического поведения обусловлены идеологическим влиянием и в какой-то мере оно испытывает воздействие личностных, групповых и общественных интересов. Объектом же этой науки целесообразно считать рефлекторные и рефлексивные механизмы формирования политических мотивов и потребностей у массовых, групповых и индивидуальных субъектов власти, тонкую сеть отношений и связей между эмоциями, чувствами, характером индивида (группы) и его (ее) политическим поведением и деятельностью.
С содержательной точки зрения в политической психологии выделяется более устойчивая часть (психологический склад этноса, личности, традиции, здравый смысл, нравы) и ее динамичная составляющая эмоции, чувства, настроения, переживания и др. Преобладание устойчивых эмоций, стереотипизация чувств делает поведение человека в политике более предсказуемым. Причем закрепившиеся на уровне нравов и склада мышления определенные оценки способны к эмоционально -чувственной трансляции в иные политические ситуации.
В политической психологии находит соответствующее выражение собственно человеческий фактор во всей своей неповторимости, противоречивости, постоянной изменчивости и развитии. Она в определенной степени отражает политическую, социальную, национально-этническую, а также, опосредствованно, экономическую жизнь общества и международные отношения. Все это влияет на формирование или возникновение соответствующих политико-психологических состояний в обществе, в социальных группах, у индивидов. Вместе с тем, политические действия людей представляют собой объектинизацию их потребностей, интересов, воли. Ведь все, что побуждает «века к деятельности, должно пройти через его голову, отразиться ней в виде мыслей, чувств, проявлений воли, которые направляют активность как отдельных личностей, так и социальных групп в определенное политическое русло. Стремление человека к политическому участию и творчеству определяется не только результатами чисто теоретического мыслительного анализа, но и подвергается воздействие его эмоций, причем в некоторых случаях с включением подсознания. Изучением всех феноменов и призвана заниматься политическая психология.
Ясно, что для обеспечения сознательного участия масс в политической жизни недостаточно знания истории, права, социологии и экономики. Разбираться в политике, влиять на нее нельзя без учета состояния психологических факторов: политического массового сознания, общественного мнения, чувств и эмоций, проявляющихся в социально-политическом поведении и деятельности групп и индивидов.
Сфера политической психологии охватывает политико-психологический анализ как социальных групп, общностей, так и, разумеется, индивидов. Можно говорить об известной специализации в изучении групповой или индивидуальной политической психологии, но всегда следует помнить о их неразрывных связях.
Известно, что индивид — общественное существо и любая конкретная личность выступает как представитель определенного класса или общественного слоя, прослойки, нации или народа. Вместе с тем, политическая психология, выражая межгрупповые отношения, в каждом индивиде выступает и как личная психология. Поэтому необходимо изучать политическую психологию личности во всем ее своеобразии, сложности и противоречивости, уметь увидеть через ее неповторимо-индивидуальную форму те или иные проявления групповой, общественной психологии.
Российский исследователь этих проблем В.А. Иванов отмечал, что «политическая психология личности включает в себя все те прошения ее психологии, которые связаны с политической деятельностью данной личности, характеризуют и направляют ее поведение в сфере политической жизни или направлены на структуру политической организации общества. Формирование политической психологии индивида осуществляется в процессе его практической деятельности на основе отражения всего многообразия бытия, в том числе и психологии группы. Функционирование личности не может протекать вне социальных общностей, поэтому ее политическая психология не может быть свободной от психологии микрогруппы, класса, общества.
Личный политический опыт опосредуется общественным, психология индивида — общественной психологией. В этом плане чисто личной, индивидуальной политической психологии не существует».
На основании существующих знаний можно утверждать, что политическая психология личности не является чем-то абсолютно внутренним, а всегда есть определенный результат воздействия общественных политических отношений. Вместе с тем, та или иная политическая потребность социальной группы не может быть прямо перенесена в психологию личности. Общественно-политическая психология обязательно должна пройти через личностное восприятие и выступить в конкретной индивидуальной политико-психологической форме. В силу этого не может быть полного совпадения между политическими потребностями класса, группы и политическими потребностями личности.
Весьма важным является психологический анализ политической деятельности как в организованных, так и в стихийных формах. Такая деятельность осуществляется в первом случае в традицией» политических структурах, во втором — в так называемых новых» неформальных движениях. Эффективно влиять на общество, группу, личность можно, используя указанные структуры и движения, а так же средства массовой информации.
Существенное влияние на личность в современной политик оказывает семья, передающая и закладывающая определенные политико-психологические ценности и установки. Далее следует система образования, как правило, служащая целям формирования заданных